Лами Эжен «Гостиная в квартире графини А.С.Шереметевой в Париже», 1842, акварель, собрание Государственного Исторического музея, Москва. Размеры 27,7x35,2 см.
Художник изобразил гостиную в парижской квартире графини Анны Сергеевны Шереметевой, которую она снимала на бульваре Пуассонье осенью 1842 — зимой 1843 года. Графиня Анна Сергеевна (1810-1849), урожденная Шереметева, супруга графа Д.Н.Шереметева, вместе с малолетним сыном Николаем (1838-1843) в 1841-1843 годах путешествовала по странам Западной Европы: Германии, Франции и Италии. Ее сопровождали младшая сестра Елизавета Сергеевна (1818-1890), в замужестве баронесса Долер (сестры происходили из младшей неграфской линии знаменитого рода), а также близкая подруга, жена известного российского дипломата барона А.С.Крюднера Амалия Максимилиановна с дочерью Марией Александровной. Сестры Шереметевы обладали замечательными музыкальными способностями. Анна Сергеевна прекрасно пела, а Елизавета Сергеевна играла на рояле. В Париже она и Мария Крюднер брали уроки у Фредерика Шопена. В этой связи в первых числах ноября 1842 года на квартиру на бульваре Пуассонье был доставлен рояль фирмы Пьера Эрара. В конце декабря мать и дочь Крюднер покинули Париж; видимо, в этот короткий промежуток времени — ноябрь-декабрь 1842 года и была выполнена акварель. На ней изображены: за роялем Елизавета Сергеевна, у чайного стола в кресле Анна Сергеевна, лицом к ней — девочка-подросток Мария Крюднер, пожилая женщина, по-видимому, бонна держит на руках Николеньку Шереметева. Интерьер — свидетельство большой близости русских и французских комнат, обставленных в стиле второго рококо.
Эжен Луи Лами (фр.Eugène Louis Lami; 1800-1890) — французский живописец, ученик барона Ж.А. Гро, О. Верне и Парижской академии художеств. Сначала занимался рисованием на камне, а затем акварельной живописью, делал рисунки для различных иллюстрированных журналов и издал несколько сборников своих литографий, среди которых: «Путешествие по Англии и Шотландии». Посетил Россию, Испанию, Италию и Германию, во время Крымской войны находился на театре военных действий и собрал богатый запас материалов для своих последующих работ в баталическом стиле. Не ограничиваясь этим стилем, трактовал в своих произведениях весьма разнообразные сюжеты: исторические эпизоды, сцены из быта высшего общества и придворной жизни, темы, взятые из литературных сочинений, архитектурные виды и т. п.