Неизвестный художник «Гостиная-кабинет М.Т. Пашковой на Невском проспекте в Петербурге», 1830-е, акварель, собрание Государственного Исторического музея, Москва. Бумага, золотая краска, размеры 20,3x28,0.
К 1830-м годам анфиладная система расположения парадных комнат в богатых дворянских домах перестала удовлетворять их владельцев. Новые требования к удобствам в быту диктовали изолированную асимметричную планировку помещений. Ориентируясь на идеалы нарождающегося стиля эклектики с его представлениями об удобстве и внутреннем убранстве жилища, хозяева вносили в оформление классицистических интерьеров значительные изменения. Облик помещений, предназначенных для частной жизни, формировался с учетом личного вкуса его хозяев. Здесь они принимали гостей, устраивали деловые встречи, отдыхали. Соответственно подобрана и обстановка комнаты. Свободно расставленная мебель отличается простой, но вместе с тем изящной отделкой. Основное место принадлежит письменному столу, расположенному на некотором расстоянии от окна. Обращает на себя внимание повернутый к зрителю диван на колесиках, который мог легко двигаться по комнате. За ним — фортепьяно — характерная принадлежность гостиных. Кресло-корытце, стоящее перед письменным столом, было одной из любимейших форм мебели для сидения в России на протяжении нескольких десятилетий. В простенке между окон — горка для фарфора. Интерес к мелким предметам, безделушкам, выставленным «на показ», был типичен для быта в связи с присущим тому времени культом детали.