Бюст, Ф. К. Мессершмидт «Раздраженный человек», 1771-1783, Музей Гетти , Калифрорния

Франц Ксавер Мессершмидт (Franz Xaver Messerschmidt) бюст «Раздраженный человек», 1771-1783, алебастр, Музей Гетти (J. Paul Getty Museum), Калифрорния.

Франц Ксавер Мессершмидт (1736 – 1783) - блестящий австрийский скульптор. С начала 1770-х годов Мессершмидт начинает создавать свои так называемые «хара́ктерные головы» (нем. Charakterkopfe) — бюсты с весьма причудливой, искажённой, конвульсивной мимикой ( с нетипичными для того времени экспрессивными гримасами, изображающими крайности человеческих эмоций, от веселья к террору). Этот ряд работ, по-видимому, связан с развитием у самого Мессершмидта психического заболевания, сопровождавшегося галлюцинациями. Болезнь Франца Ксавера Мессершмидта привела к тому, что он был уволен из преподавателей Венской академии, после чего так и не смог найти постоянной работы и провёл последние шесть лет жизни в Братиславе, у своего брата (и тоже скульптора) Иоганна Адама Мессершмидта. Однако именно «характерные головы» и оказались, в конечном итоге, наиболее замечательной частью творческого наследия Мессершмидта. Серию бюстов он делал, стоя перед зеркалом. Эта серия «характерных голов» была продана после смерти скульптора его братом в 1793 году. Почти целый век коллекция оставалась в одних руках, а в конце XIX века несколько из этих бюстов были куплены коллекционерами-ценителями искусства Венского сецессиона — картин Климта или Шиле. В 1932 психоаналитик и искусствовед Эрнст Крис опубликовал большую статью в одной из венских газет, в которой он интерпретировал творчество Мессершмидта с точки зрения психоанализа. То есть, с начала XX века творчество Мессершмидта был очень актуально в Вене. До сегодняшнего дня Мессершмидт остается частью венской культуры. Он оказал большое влияние на современных художников, в частности, на венских акционистов. Однако до 2005 года работы Мессершмидта за пределами Центральной Европы (Германии, Австрии, Словакии и Венгрии) были практически неизвестны. Его творчество впервые стали по-настоящему изучать после публикации в 1982 году большой книги, посвященной Мессершмидту, которая позволила широкой публике ознакомиться с его «характерными головами». Затем были другие публикации и выставки, а в 2005 году 28 января  Лувр за огромные деньги (4 800 000 долларов США) приобрел один из бюстов Мессершмидта, и этому примеру последовали другие учреждения.


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67