Портретный бюст Клеопатры VII, неизвестный скульптор, около 31 г. до н.э., Государственные музеи, Берлин

Портретный бюст Клеопатры VII, неизвестный скульптор, около 31 г. до н.э., Фонд прусского культурного наследия,  Античное собрание, Государственные музеи, Берлин. Мрамор. Высота 29,5 см.

Вряд ли в мировой истории можно найти женщину, которая в большей степени поразила бы воображение и разум своих современ­ников, чем Клеопатра (69-30 гг. до н.э.). Египетская царица была по­следней из династии Птолемеев, которую основал Птолемей, один из соратников Александра Великого (356-323 гг. до н.э.), после его смерти. Клеопатра была умна и образованна и, по всей видимости, очень красива. Можно сказать по-книжному, что оружие своей жен­ственности она держала наготове и всегда знала, когда к своей выго­де его использовать. Она очаровала Цезаря, от которого в 47 году ро­дила сына Цезариона. Во время своего пребывания в Риме, де­монстрируя египетско-эллинскую роскошь, она возбуждала всеоб­щее восхищение и негодование; сенат ее не принял. После смерти Цезаря она одарила своим благо­волением и, очевидно, своей лю­бовью Марка Антония, который был сначала соратником, а затем соперником приемного сына Це­заря Октавиана, будущего импе­ратора Августа. От Антония она имела троих детей - близнецов Александра и Клеопатру (род. в 40 г. до н.э.) и Птолемея Филадельфа (род. в 36 г. до н.э.). В столкнове­нии между Антонием и Октавианом, который вылился в конфликт между Западом и Востоком, оста­лась жива только ее дочь. Все ее сыновья были убиты, так как пред­ставляли угрозу для Октавиана в его борьбе за власть.
  Нам представляется невер­ным видеть Клеопатру лишь в одной какой-либо ее ипостаси - пленительной женщины, врага Рима или шикарной чувственной красавицы, которая, дабы избежать позо­ра стать рабыней Октавиана, совершает эффектное самоубийство и погибает от укуса специально принесенной змеи. Дошедшие до нас изображения последней египетской царицы не совсем совпадают с нашими представлениями о ней, хотя, разумеется, эти представле­ния возникли не без влияния продукции киноиндустрии, посвященной этой прекрасной и соблазнительной женщине. Хорошо сохранивший­ся мраморный портрет из Берлина передает очарование овального с хорошими пропорциями лица царицы. На голове у нее диадема. Во­лосы собраны в узел и приподняты на затылке. Четко очерченные ноз­дри ее слегка изогнутого носа выглядят очень характерными. Уголки рта слегка приподняты, полные губы кажутся немного надутыми. Под­бородок не очень выявлен, но в нем, несомненно, присутствует энер­гия. Лицо хорошо вылеплено, но это лицо потрясающей личности, а не стандартной красавицы-царицы. Было бы еще большим абсурдом считать прекрасными и очаровательными изображения Клеопатры на монетах. Там хорошо прочитывается иконография - диадема, причес­ка, характерный длинноватый нос и энергичный подбородок - но само лицо выглядит грубее.


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67