Портретный бюст Клеопатры VII, неизвестный скульптор, около 31 г. до н.э., Фонд прусского культурного наследия, Античное собрание, Государственные музеи, Берлин. Мрамор. Высота 29,5 см.
Вряд ли в мировой истории можно найти женщину, которая в большей степени поразила бы воображение и разум своих современников, чем Клеопатра (69-30 гг. до н.э.). Египетская царица была последней из династии Птолемеев, которую основал Птолемей, один из соратников Александра Великого (356-323 гг. до н.э.), после его смерти. Клеопатра была умна и образованна и, по всей видимости, очень красива. Можно сказать по-книжному, что оружие своей женственности она держала наготове и всегда знала, когда к своей выгоде его использовать. Она очаровала Цезаря, от которого в 47 году родила сына Цезариона. Во время своего пребывания в Риме, демонстрируя египетско-эллинскую роскошь, она возбуждала всеобщее восхищение и негодование; сенат ее не принял. После смерти Цезаря она одарила своим благоволением и, очевидно, своей любовью Марка Антония, который был сначала соратником, а затем соперником приемного сына Цезаря Октавиана, будущего императора Августа. От Антония она имела троих детей - близнецов Александра и Клеопатру (род. в 40 г. до н.э.) и Птолемея Филадельфа (род. в 36 г. до н.э.). В столкновении между Антонием и Октавианом, который вылился в конфликт между Западом и Востоком, осталась жива только ее дочь. Все ее сыновья были убиты, так как представляли угрозу для Октавиана в его борьбе за власть.
Нам представляется неверным видеть Клеопатру лишь в одной какой-либо ее ипостаси - пленительной женщины, врага Рима или шикарной чувственной красавицы, которая, дабы избежать позора стать рабыней Октавиана, совершает эффектное самоубийство и погибает от укуса специально принесенной змеи. Дошедшие до нас изображения последней египетской царицы не совсем совпадают с нашими представлениями о ней, хотя, разумеется, эти представления возникли не без влияния продукции киноиндустрии, посвященной этой прекрасной и соблазнительной женщине. Хорошо сохранившийся мраморный портрет из Берлина передает очарование овального с хорошими пропорциями лица царицы. На голове у нее диадема. Волосы собраны в узел и приподняты на затылке. Четко очерченные ноздри ее слегка изогнутого носа выглядят очень характерными. Уголки рта слегка приподняты, полные губы кажутся немного надутыми. Подбородок не очень выявлен, но в нем, несомненно, присутствует энергия. Лицо хорошо вылеплено, но это лицо потрясающей личности, а не стандартной красавицы-царицы. Было бы еще большим абсурдом считать прекрасными и очаровательными изображения Клеопатры на монетах. Там хорошо прочитывается иконография - диадема, прическа, характерный длинноватый нос и энергичный подбородок - но само лицо выглядит грубее.