Скульптурный портрет Гая Юлия Цезаря, римско-египетский скульптор, I век, Фонд прусского культурного наследия, Античное собрание, Государственные музеи, Берлин. Зеленый сланец , современные мраморные вставки на месте глаз. Высота 41 см.
За небольшими исключениями, все сохранившиеся скульптурные изображения Цезаря (род. 100 г до н.э.) были сделаны после его убийства в мартовские иды (15 марта 44 г. до н.э.). Поэтому во всех этих изображениях отражено пожелание заказчиков - принадлежали ли они к роду Юлиев или это были люди посторонние, - хотевших видеть образ обожествленного Цезаря во вневременном классическом, другими словами, в официально принятом стиле той или иной эпохи. В легком повороте головы Цезаря читается намерение передать зрителю энергию своей личности, а верхняя часть лица с нахмуренными бровями как бы демонстрирует возможность ее концентрации на чем-то очень существенном. В его глазах можно увидеть привычку властвовать и величие (auctoritas и majestas). В данном изображении египетский мастер лишь в общем виде воспроизвел конкретные черты человека, который отметил падение Римской республики своим стремлением к абсолютной власти. Мы видим длинную морщинистую шею с выявленным адамовым яблоком, острые и смелые черты лица, пристальный взгляд.
Глядя на это почти гармоничное лицо, мы хорошо понимаем, почему женщины, подобные Клеопатре, ощущали влечение к этому исключительному человеку, политику и военачальнику, тяготение, которое, видимо, действовало помимо политического расчета приобрести покровителя в лице хозяина Рима. Тем не менее, внешние чары здесь менее важны, чем воздействие целостной личности могущественного Цезаря с его громадным интеллектом. Недаром известно, что сила всегда воздействует и в эротическом плане.
В портретах Цезаря на монетах, где особое внимание отдано его длинной морщинистой шее и глубокой носогубной складке, подчеркнута суровость его характера. На мраморном портрете (бюсте) из италийского города Тускула подчеркнута неправильная форма его черепа и представлена лысина: это были те индивидуальные свойства его внешности, которые Цезаря не очень радовали. Тем не менее он мог утешить себя, вспомнив слова Цицерона: «Только мудрые прекрасны, даже если в них есть нечто безобразное» («Solos sapientes esse, si distortissimi sint, formosos». Цицерон. Речь в защиту Мурены). Цезарь совершенно справедливо считается исключительным явлением эпохи заката Римской республики. Для того чтобы лучше понять тот переворот в умах, который он произвел, необходимо иметь в виду следующее: имя Цезаря стало нарицательным, оно сделалось титулом будущих римских правителей, императоров и вошло в другие языки: немецкий - кайзер, русский - царь. Он был первым римлянином, которому сенат даровал прижизненное право чеканить свои изображения на монетах, что было для республиканца неслыханной дерзостью, но что стало в дальнейшем обычной политической практикой. Портретным статуям Цезаря, которые сооружались в его честь отдельными общинами, специальным декретом (lex Rufrena) был придан статус божественных. Цезарь был тем единственным человеком и правителем Рима, в честь которого на Римском форуме был сооружен храм, где нашел упокоение его прах. Человек, который возводил свой род к богине Венере, после того как был убит заговорщиками во главе с Марком Юнием Брутом, сам сделался одним из богов Рима.