Скульптурный портрет неизвестного человека, итальянский или римский скульптор, ок. 300 г. до н.э., Капитолийские музеи, Рим

Скульптурный портрет неизвестного человека, «Так называемый Брут», итальянский или римский скульптор, ок. 300 г. до н.э., палаццо деи Консерватори, Капитолийские музеи, Рим. Бронза, высота 32 см, высота вместе с подставкой периода Возрождения 69 см.  

Зарисовку с этого замечательного бронзового бюста сделал нидерландский мастер Мартен ван Хемскерк, когда он остановился в Риме во время своего итальянского путешествия в 1532-1536 годах. «Брут» является одним из редких примеров римского искусства эпохи ранней республики. Первоначально бюст был частью бронзовой статуи размером больше человеческого роста, которая изображала мужчину в легком развороте - голова была повернута направо, а подбородок слегка приподнят. От того в бюсте присутствует некоторая асиммет­рия, и левое ухо выше правого. Лицо модели - это лицо человека, много повидавшего, и время оставило на нем свои следы. Выпуклые глаза под густыми бровями глубоко посажены. Лоб с узкими висками пересекают морщины. Щеки несколько впалые, с заметными складка­ми кожи, губы плотно сжаты. Волосы и борода прилегают к голове, как если бы их моделировали шпателем, который используется при рабо­те с терракотой. Глазные яблоки сделаны из слоновой кости, зрачки и радужная оболочка - из стекла или из сердолика, что делает образ очень запоминающимся. Довольно рано возникло стремление отож­дествить это изображение с личностью Луция Юния Брута, усилиями которого в 509 году до н.э. был изгнан из Рима последний этрусский царь. Этот Брут был учредителем Римской республики и ее первым консулом. Бронзовый портрет вполне соответствует традиционным представлениям об этом герое римской истории. В нем великолепно схвачен характер римлян, близких к земле, надежных, отважных и су­ровых. К сожалению, невозможно точно сказать, чей это портрет, и очень маловероятно, что когда-либо в дальнейшем личность модели будет установлена. Кроме того, нынешние разыскания ученых под­тверждают, что индивидуальные черты личности выражены в этом пор­трете в меньшей степени, чем некое идеальное представление о че­ловеке как о типе. Такой типологический подход утвердился в порт­ретном искусстве под влиянием аттической школы IV века до н.э.  Происходившие в нем изменения зависели от стилевых различий ре­гиональных школ и господствовавших в то или иное время вкусовых предпочтений. Когда-то «Брут» был одной из портретных статуй, кото­рые с конца IV века до н.э. во все большем количестве появлялись на городском форуме, для того чтобы у народа не исчезала память о достойных политиках и успешных военачальниках. И в храмах люди виде­ли подобного рода скульптурные приношения, на которых имелись надписи, рассказывавшие о деяниях изображенных персон. Увекове­ченный в бронзе или в мраморе герой обязательно должен был пред­ставать в римской тоге или в доспехах победоносного военного ко­мандира и при оружии.
    С давних пор сложились творческие контакты италийских и рим­ских мастерских с миром греческого искусства. К тому же у римлян под боком находились города так называемой Великой Греции. После того как Рим распространил свою экспансию на юг Апеннинского полуост­рова, в город на Тибре во все большем количестве стали поступать ве­ликолепные экземпляры греческого искусства. Число привезенных в Рим греческих статуй было очень значительным, особенно это стало заметно после завоевания Сиракуз на острове Сицилия в 211 году до н.э., за которыми двумя годами позже последовал Тарент.


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67