Скульптурный портрет неизвестного человека, «Так называемый Брут», итальянский или римский скульптор, ок. 300 г. до н.э., палаццо деи Консерватори, Капитолийские музеи, Рим. Бронза, высота 32 см, высота вместе с подставкой периода Возрождения 69 см.
Зарисовку с этого замечательного бронзового бюста сделал нидерландский мастер Мартен ван Хемскерк, когда он остановился в Риме во время своего итальянского путешествия в 1532-1536 годах. «Брут» является одним из редких примеров римского искусства эпохи ранней республики. Первоначально бюст был частью бронзовой статуи размером больше человеческого роста, которая изображала мужчину в легком развороте - голова была повернута направо, а подбородок слегка приподнят. От того в бюсте присутствует некоторая асимметрия, и левое ухо выше правого. Лицо модели - это лицо человека, много повидавшего, и время оставило на нем свои следы. Выпуклые глаза под густыми бровями глубоко посажены. Лоб с узкими висками пересекают морщины. Щеки несколько впалые, с заметными складками кожи, губы плотно сжаты. Волосы и борода прилегают к голове, как если бы их моделировали шпателем, который используется при работе с терракотой. Глазные яблоки сделаны из слоновой кости, зрачки и радужная оболочка - из стекла или из сердолика, что делает образ очень запоминающимся. Довольно рано возникло стремление отождествить это изображение с личностью Луция Юния Брута, усилиями которого в 509 году до н.э. был изгнан из Рима последний этрусский царь. Этот Брут был учредителем Римской республики и ее первым консулом. Бронзовый портрет вполне соответствует традиционным представлениям об этом герое римской истории. В нем великолепно схвачен характер римлян, близких к земле, надежных, отважных и суровых. К сожалению, невозможно точно сказать, чей это портрет, и очень маловероятно, что когда-либо в дальнейшем личность модели будет установлена. Кроме того, нынешние разыскания ученых подтверждают, что индивидуальные черты личности выражены в этом портрете в меньшей степени, чем некое идеальное представление о человеке как о типе. Такой типологический подход утвердился в портретном искусстве под влиянием аттической школы IV века до н.э. Происходившие в нем изменения зависели от стилевых различий региональных школ и господствовавших в то или иное время вкусовых предпочтений. Когда-то «Брут» был одной из портретных статуй, которые с конца IV века до н.э. во все большем количестве появлялись на городском форуме, для того чтобы у народа не исчезала память о достойных политиках и успешных военачальниках. И в храмах люди видели подобного рода скульптурные приношения, на которых имелись надписи, рассказывавшие о деяниях изображенных персон. Увековеченный в бронзе или в мраморе герой обязательно должен был представать в римской тоге или в доспехах победоносного военного командира и при оружии.
С давних пор сложились творческие контакты италийских и римских мастерских с миром греческого искусства. К тому же у римлян под боком находились города так называемой Великой Греции. После того как Рим распространил свою экспансию на юг Апеннинского полуострова, в город на Тибре во все большем количестве стали поступать великолепные экземпляры греческого искусства. Число привезенных в Рим греческих статуй было очень значительным, особенно это стало заметно после завоевания Сиракуз на острове Сицилия в 211 году до н.э., за которыми двумя годами позже последовал Тарент.