БРИГЕЛЛА – модельер И. И. Кендлер, 1771, серия 1771-1775, Мейсенская мануфактура

«Бригелла» (Brighella, model D 32) модельер И.И. Кендлер (Johann Joachim Kaendler),  1771,  Мейсенская мануфактура, серия 1771-1775 г.г. - Commedia dell'Arte (Комедия дель Арте). 

Бригелла – дзанни. Его крестьянская одежда — такая же, как почти на всех  дзанни: белая полотняная блуза, такие же длинные навыпуск пан­талоны, белый плащ, белая шапочка, желтые кожаные башмаки, такой же пояс, белые чулки. За поясом кинжал, иногда деревян­ный, чаще настоящий. У пояса кожаный кошель. Плащ, блуза, пан­талоны, шапочка обшиты зелеными галунами: легкая стилизация ливреи, прибавленная позднее. Маска — волосатая, темного цве­та с черными усами и с черной торчащей во все стороны бородой. Бригелла— первый из дзанни, в то время как Арлекин — второй. Это деление совершенно каноническое. Каждый из них — на свой образец. Горные жители — умны, хитры, злы. До­линные — наивны, простоваты, веселы. Таково мнение итальян­ского горожанина XVI века. Оно определило облик обоих дзанни в комедии дель арте. Вначале Бригелла являл собою тип умного крестьянина, ка­ким изображала его новелла, но еще более сгущенный. Он не только ловок и изворотлив. Он себе на уме и чувствует себя как бы на боевом посту в жизненной борьбе. Он никому ничего не простит и умеет ненавидеть. Недаром ему дан кинжал с роговой рукояткой: он не задумается пустить его в ход, если придется. Его опасно обидеть. Он нелегко прощает палочные удары, кото­рые ему попадают по его маленькому положению. А когда нужно сплести интригу, Бригелла тут как тут. Никто не оборудует ее с такой тонкостью. Его голова богата на всякую выдумку. Он ни­когда не станет орудием. Напротив, всех, даже кому он служит, он сумеет сделать своим орудием. Он знает, с кем и как нужно разговаривать, язык у него подвешен отлично. Приспособляться к положению он великий мастер. Развязный с женщинами, наглый со стариками, храбрый с трусом, он готов наружно пресмыкаться перед всяким, чью силу он чувствует. Он всегда криклив и мно­горечив. Оказывается, его отец был нем и завещал ему неисполь­зованный капитал слов и речей, который нужно израсходовать. Он умеет, когда нужно, говорить самым вкрадчивым голосом ме­доточивые речи. Искусство льстить у него такое же оружие, как и фанфаронада, как и кинжал, и он знает, где и чем пользоваться. Он не верит ни в бога, ни в черта и любит золото, вино, женщин. Ес­ли господин хорошо ему платит, Бригелла будет верно служить ему, но только в меру того, что получает, не больше. Он презира­ет слуг, преданных хозяину искренне. Любовь к хозяину — чепу­ха. Существуют договорные отношения. Если бы Бригелла знал латынь, как Доктор, он говорил бы: do ut des ("Даю, чтобы получить взамен"). И то не вполне. Где можно поживиться за счет хозяина, Бригелла не задумывается. Если у него хозяина нет, Бригелла работает на свой риск и страх, и когти у него тогда еще острее. Он берет там, где находит, не ломая себе голову над глубоким анализом понятия собственно­сти. Что значит украсть? Это значит найти вещь прежде, чем ее потерял тот, кому она принадлежала. Что такое краденое добро? Это вещь, которую наследуют прежде, чем умер ее владелец. Что за беда, если бедный человек, одаренный некоторой ловкостью, даст свободу двум-трем пленным кошелькам или часам. Нужно ведь как-нибудь бороться за кусок хлеба и за свежее белье. А то ведь его рубашка стала чем-то походить на рыцарский роман: так она полна "странствующими паладинами". Сценарии не балуют Бригеллу широкой ареной деятельности, но тем, что они ему дают, Бригелла пользуется, как своеобразным полем борьбы, в которой у него имеются и противники и союзни­ки. И, если угодно, в его действиях видна некоторая идеологиче­ская предпосылка, инстинктивная, конечно, но последовательная. Он против стариков, которые мешают молодым жить, любить и добиваться счастья. Он за молодых, потому что молодые за луч­шую жизнь. Недаром Бригелла— самая любимая маска плебей­ства. Маленькие люди аплодируют его энергии, уму, ловкости и очень охотно амнистируют его уклоны от прямых путей. Таков Бригелла первоначально. Потом он становится не та­ким злым, а более мягким и веселым. Кинжал заменяется без­обидной деревяшкой. Правда, ему и везет меньше, но он при­нимает это без больших жалоб на судьбу. Нужды нет, что долги заставляют его превратиться в звезду, ибо он показывается толь­ко ночью, чтобы не попасться на глаза кредиторам. Он так же неистощим на выдумки. Его многочисленное потомство — весе­лые и изобретательные слуги Лопе де Вега, Шекспира и Молье­ра — народ совсем не мрачный. Скапен — его прямое перево­площение, и сам Фигаро не более, как один из его правнуков или праправнуков. Маска Бригеллы — одна из самых ответственных и трудных. Он должен завязывать и развязывать узел интриги, запутывать и распутывать извилистую нить сюжета, быть смешным, играя на острых положениях, быть скорым на ответ, на хитрую проделку, на крепкое слово. Он должен отлично знать сценарий и, устраивая свои лацци, отрывающие внимание публики от основной ни­ти сюжета, быть всегда наготове, чтобы вернуть зрителя к сю­жетной интриге, составляющей существо пьесы. Он должен уметь играть, по крайней мере, на гитаре и уметь проделывать элементарные акробатические трюки. Маска первого дзанни появилась, почти несомненно, очень рано, хотя имя Бригеллы приурочивается к ней не сразу. В кар­тине Порбюса, о котором будет речь ниже, фигурирует дзанни, пристающий к Фантеске. У него все признаки Бригеллы. Следо­вательно, такая маска входила уже в труппу Ганассы, игравшую во Франции в 1571 году. И в это же время в других труппах маску первого дзанни исполнял Джованни Пелезини по прозванию Педролино. Но наиболее знаменитые первые дзанни появились позднее. Это были, во-первых, Николо БарбьериБелтраме, известный нам как автор красноречивой апологии актерского де­ла. Он входил в разное время и в труппу "Конфидента" и в труп­пу "Джелози". Об его игре сохранились многочисленные воспо­минания современников. Гораздо меньше сведений осталось у нас о другом славном первом дзанни: Карло Канту, по прозванию Буффетто. Это был, по-видимому, очень яркий актер с интерес­ной биографией, но неясным артистическим обликом. За него вышла замуж, овдовев после первого мужа, мать Доменико Бьянколелли, и именно Канту воспитал для театра этого замечатель­ного актера. Прекрасным первым дзанни был и Франческо ГабриэллиСкапино, его обессмертил Калло.

 

По материалам: Дживелегов А.К. "Искусство итальянского Возрождения" - М.: РАТИ - ГИТИС, 2007. 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67