Антуан Ватто "Жиль", 1718-1719 гг., Лувр, Париж, холст, масло, 184,5*149 см.
Задумчивый молодой человек в костюме Пьеро одиноко стоит на узком возвышении, за которым видны его спутники, тянущие осла. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. Стоящий актер — это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии дель арте («комедии масок»). Пьеро — неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданное для насмешливой жалости. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекина. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьёзностью. Перед ним — зрители, позади — актёры, но он совершенно одинок. Подлинная душевная тоска отделяет его от людей, ожидающих лёгкого, незамысловатого веселья. Фигура Жиля дана художником с низкой точки зрения (он словно смотрел на свою модель снизу вверх). Так в XVIII веке писали парадные портреты. И это резко противопоставляет Жиля остальным персонажам. Актёр, «некстати» раскрывающий при свете рампы свои подлинные чувства, во многом близок самому живописцу. Художник не пытается убедить зрителя в реальности происходящего, а, напротив, подчеркивает театральность. Он создает своему герою своего рода сценическое пространство, очерчивая параллельно нижнему краю холста нечто вроде просцениума, и замыкает по бокам «кулисы» пейзажными формами. Откровенная условность фона приковывает внимание зрителя к неподвижной белой фигуре с безвольно опущенными руками и застывшим лицом, за которыми прячутся чувства Жиля — печаль, усталость и ирония. С необычайной мощью выразил Ватто в этой странной картине дух своей эпохи. Он сумел найти здесь то настроение, которое будет пронизывать его будущие картины, посвященные жизни комедиантов.
Картина «Жиль» (псевдоним французского актера Креспена, исполнявшего «маску» Пьеро), находилась в коллекции Д. Виван-Денона, в 1869 году была завещана Лувру.