«АРЛЕКИН», модельер И. И. Кендлер, 1737, Мейсенская мануфактура

«Арлекин, держащий кружку», модельер И.И. Кендлер (Johann Joachim Kaendler),  1737,  Мейсенская мануфактура. Высота 16,1 см. 

Ко­ме­дия дель Ар­те (Commedia dell'arte), ко­ме­дия ма­сок - вид италь­ян­ско­го те­ат­ра, спек­так­ли ко­то­ро­го со­зда­ва­лись ме­то­дом им­про­ви­за­ци­он­ной иг­ры. Воз­ник­нув в се­ре­ди­не XVI ве­ка. Ко­ме­дия дель Ар­те ста­ла выс­шим до­сти­же­ни­ем италь­ян­ско­го те­ат­ра эпо­хи Воз­рож­де­ния и опре­де­ли­ла со­бой на­ча­ло раз­ви­тия ев­ро­пей­ско­го про­фес­си­о­наль­но­го те­ат­ра. В ней вы­ра­зил­ся оп­по­зи­ци­он­ный дух и жиз­не­ра­дост­ное сво­бо­до­мыс­лие де­мо­кра­тии масс, вы­сту­пав­ших про­тив на­чав­шей­ся фе­о­даль­но-ка­то­ли­чи­чес­кой ре­ак­ции. Ко­ме­дия дель Ар­те унас­ле­до­ва­ла ре­а­лис­ти­чес­кие тра­ди­ции на­род­но­го фар­са, мас­ки и буф­фо­на­ду кар­на­валь­ных дейст­вий, обу­с­ло­вив­ших на­род­ность это­го жан­ра, а так­же ис­поль­зо­ва­ла не­ко­то­рые мо­ти­вы и сю­же­ты гу­ма­нис­ти­чес­кой ко­ме­дии эру­ди­та ("уче­ной ко­ме­дии"). Им­про­ви­зи­ро­ван­ные спек­так­ли Ко­ме­дия дель Ар­те име­ли в сво­ей ос­но­ве сце­на­рии, в ко­то­рых да­ва­лась лишь крат­кая сю­жет­ная схе­ма бу­ду­ще­го дейст­вия. Пер­со­на­жа­ми пред­став­ле­ний бы­ли ти­по­вые "мас­ки", пе­ре­хо­див­шие из од­но­го спек­так­ля в дру­гой. Боль­шинст­во ак­те­ров иг­ра­ло в мас­ках, ко­то­рые за­креп­ля­лись за ис­пол­ни­те­ля­ми на всю их сце­ни­чес­кую жизнь. Унас­ле­до­ван­ная от кар­на­ва­ла мас­ка, по­ми­мо сво­е­го иг­ро­во­го, те­ат­раль­но­го зна­че­ния, име­ла и дру­гой смысл: она под­чер­ки­ва­ла не ин­ди­ви­ду­аль­ную, а ти­по­вую, со­ци­аль­ную ха­рак­те­рис­ти­ку об­ра­за. По ме­ре раз­ви­тия в Ко­ме­дия дель Ар­те опре­де­ли­лись две груп­пы ма­сок - се­вер­ная (ве­не­ци­ан­ская) и юж­ная (неа­по­ли­тан­ская). Се­вер­ную груп­пу со­став­ля­ли Пан­та­ло­не, Док­тор, Бри­гел­ла и Ар­ле­кин; юж­ную - Ковь­ел­ло, Пуль­чи­нел­ла, Ска­ра­муч­ча и Тар­та­лья. Мас­ки, со­здан­ные в Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ке, не за­тро­ну­той фе­о­даль­но-ка­то­ли­чес­кой ре­ак­ци­ей, бы­ли про­ник­ну­ты бое­вым об­ли­чи­ти­тель­ным, ду­хом, им бы­ла при­су­ща боль­шая ло­гич­ность по­ступ­ков и сдер­жан­ность им­про­ви­за­ции по срав­не­нию с южа­на­ми, пе­ре­пол­няв­ши­ми спек­так­ли буф­фо­на­да­ми, про­из­воль­ны­ми шут­ка­ми и трю­ка­ми. Для Ко­ме­дия дель Ар­те был ха­рак­те­рен кон­фликт меж­ду ста­рым укла­дом жиз­ни и но­вы­ми, мо­ло­ды­ми си­ла­ми, ко­то­рых пред­став­ля­ли ли­ри­чес­кие ге­рои и осо­бен­но слу­ги. Ре­пер­ту­ар Ко­ме­дия дель Ар­те был по пре­иму­щест­ву ко­ме­дий­ный, но в от­дель­ных слу­ча­ях ме­то­дом им­про­ви­за­ции ис­пол­ня­лись тра­ге­дий­ные и пас­то­раль­ные пред­став­ле­ния. С на­ча­ла XVII ве­ка ста­ли вы­пус­кать­ся от­дель­ные сбор­ни­ки сце­на­ри­ев, их ав­то­ра­ми ча­ще все­го бы­ли глав­ные ак­те­ры труп­пы (ка­по­ко­ми­ко). Наибо­лее из­вест­ные сбор­ни­ки со­став­ле­ны Ф. Ска­ла (1611) и Б. Ло­ка­тел­ли (1622). Буф­фон­ная яр­кость пред­став­ле­ния не толь­ко не ли­ша­ла его ре­а­лис­ти­чес­ко­го со­дер­жа­ния, но и при­да­ва­ла дейст­вию са­ти­ри­чес­кую на­прав­лен­ность, дерз­кую си­лу пле­бей­ских на­сме­шек. Со сце­ны зву­ча­ли на­род­ные диа­лек­ты, пло­щад­ные ме­ло­дии и пес­ни, дейст­вие за­пол­ня­лось лов­ки­ми лац­ци, ве­се­лы­ми пляс­ка­ми. Ду­шой Ко­ме­дия дель Ар­те бы­ли слу­ги - наг­лый ве­сель­чак и изо­бре­та­тель всех ин­триг Бри­гел­ла, добро­душ­ный, не­склад­ный, ре­бяч­ли­вый и оба­я­тель­ный Ар­ле­кин, раз­бит­ная, энер­гич­ная, ост­рая на язы­чок Сер­вет­та, не ли­шен­ный злос­ти и лу­кавст­ва гру­бо­ва­тый Пуль­чи­нел­ла и др. Объ­ек­том по­сто­ян­ной са­ти­ры Ко­ме­дия дель бы­ли глу­пый, жад­ный и влюб­чи­вый ку­пец Пан­та­ло­не, фан­фа­рон и трус ис­пан­ский дво­ря­нин Ка­пи­тан, лже­уче­ный, бол­тун и ту­пи­ца Док­тор. По­э­ти­чес­кую сто­ро­ну Ко­ме­дия дель Ар­те опре­де­ля­ли иде­а­ли­зи­ро­ван­ные об­ра­зы "влюб­лен­ных", вы­сту­пав­ших без ма­сок и го­во­рив­ших на ли­те­ра­тур­ном италь­ян­ском язы­ке. Ак­те­ры Ко­ме­дия дель Ар­те вир­ту­оз­но вла­де­ли ис­кус­ст­вом кол­лек­тив­ной им­про­ви­за­ции, они впер­вые в ев­ро­пей­ском те­ат­ре вы­ра­бо­та­ли сце­ни­чес­кий ан­сам­бль. Внеш­нее оформ­ле­ние спек­так­ля бы­ло прос­то и пор­та­тив­но - сце­на пред­став­ля­ла со­бой ули­цу с дву­мя до­ма­ми по обе­им сто­ро­нам, ок­на и бал­ко­ны до­мов слу­жи­ли до­пол­ни­тель­ным мес­том дейст­вия. Де­ко­ра­ции не ме­ня­лись в те­че­ние все­го пред­став­ле­ния. Каж­дый из пер­со­на­жей но­сил свойст­вен­ный дан­ной "мас­ке" те­ат­раль­ный кос­тюм. Все ком­по­нен­ты ак­тер­ской иг­ры (сло­во, та­нец, пе­ние, трюк) бы­ли под­чи­не­ны дейст­вен­ным за­да­чам, спек­так­ли от­ли­ча­лись яр­кой зре­лищ­ностью, по­вы­шен­ной ди­на­мич­ностью, оп­ти­мис­ти­чес­кой то­наль­ностью. Ак­те­ры Ко­ме­дия дель Ар­те яви­лись пер­вы­ми те­о­ре­ти­ка­ми сце­ни­чес­ко­го ис­кус­ст­ва (трак­та­ты П. М. Чек­ки­ни, изд. 1625, Н. Барбь­е­ри, изд. 1634, А. Пе­руч­чи, изд. 1699). Про­фес­си­о­наль­ный ха­рак­тер ис­кус­ст­ва италь­ян­ских ак­те­ров про­явил­ся в ор­га­ни­за­ции ими пер­вых в Ев­ро­пе по­сто­ян­ных те­ат­раль­ных трупп, наибо­лее про­слав­лен­ны­ми из ко­то­рых бы­ли "Дже­ло­зи" (1568), "Кон­фи­ден­ти (1574), и Фе­делш (1601). Круп­ней­ши­ми ак­те­ра­ми Ко­ме­дия дель Ар­те бы­ли: в XVI в.- А. Га­нас­са, братья Дж. и Т. Мар­ти­нел­ли И. и Ф. Ан­дре­и­ни; в XVII в.-Т. Фьо­рил­ли, А. Кос­тан­ти­ни, Д. Бъ­ян­ко­лел­ли, в XVIII в.- К. Бер­ти­нац­ци Ч. Д’Ар­бес, А. Сап­ки. Бро­дя­чие труп­пы ак­те­ров под­вер­га­лись по­сто­ян­ным го­не­ни­ям со сто­ро­ны свет­ских и ду­хов­ных влас­тей и час­то бы­ли вы­нуж­де­ны уез­жать из Ита­лии. С кон­ца XVI в. актtры Ко­ме­дия дель Ар­те вы­сту­па­ли во Фран­ции, Ис­па­нии, Ан­глии. Их твор­чест­во воз­дейст­во­ва­ло на фор­ми­ро­ва­ние на­цио­наль­ной ко­ме­дий­ной дра­ма­тур­гии и сце­ни­чес­кое ис­кус­с­во в этих стра­нах. Осо­бен­но за­мет­но вли­я­ние Ко­ме­дия дель Ар­те на дра­ма­тур­гию Моль­е­ра. В ре­зуль­та­те гаст­ро­лей италь­ян­ских ак­те­ров в Па­ри­же воз­ник те­атр "Ко­ме­ди Италь­енн". Опыт Ко­ме­дия дель Ар­те был ис­поль­зо­ван в те­ат­раль­ном ис­кус­ст­ве ря­да за­пад­но-ев­ро­пей­ских стран. Но с рос­том дра­ма­тур­гии эпо­хи Воз­рож­де­ния при­ё­мы иг­ры ак­те­ров-им­про­ви­за­то­ров тор­мо­зи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие сце­ни­чес­ко­го ис­кус­ст­ва. От­ри­ца­ние ли­те­ра­тур­но­го текс­та и со­хра­не­ние стан­дар­ти­зо­ван­ной "мас­ки" про­ти­во­ре­чи­ло тре­бо­ва­ни­ям но­вой дра­ма­тур­гии с её пси­хо­ло­ги­чес­ки углуб­лен­ны­ми и ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми об­ра­за­ми. Про­ис­хо­ди­ла де­гра­да­ция и са­мо­го ис­кус­ст­ва ма­сок и им­про­ви­за­ции. Ко­ме­дия дель Ар­те, ото­рван­ная от италь­ян­ской дейст­ви­тель­нос­ти, свя­зан­ная глав­ным об­ра­зом с при­двор­ной сре­дой, быст­ро арис­то­кра­ти­зи­ро­ва­лась. С се­ре­ди­ны XVII ве­ка на­чи­на­ет­ся упа­док Ко­ме­дия дель Ар­те в са­мой Ита­лии. Под вли­я­ни­ем фе­о­даль­но-ка­то­ли­чес­кой ре­ак­ции из спек­так­лей Ко­ме­дия дель Ар­те ис­че­за­ло жи­вое со­дер­жа­ние, при­туп­ля­лась со­ци­аль­ная са­ти­ра, при­ё­мы ста­но­ви­лись шаб­лон­ны­ми, буф­фо­на­да при­о­бре­та­ла са­мо­дов­ле­ю­щее зна­че­ние. На­ря­ду с им­про­ви­за­ци­ей ак­тёры час­то про­из­но­си­ли и пред­ва­ри­тель­но за­учен­ный текст, для че­го упо­треб­ля­лись т. н. дзи­баль­до­не – сбор­ни­ки мо­но­ло­гов и диа­ло­гов. В Ита­лии тра­ди­ции Ко­ме­дия дель Ар­те ни­ког­да не уми­ра­ли. К. Го­лъ­до­ни, со­зда­вая но­вую ре­а­лис­ти­чес­кую . ко­ме­дию ха­рак­те­ров, вел борь­бу с прин­ци­пом им­про­ви­за­ции и за­ме­нял схе­ма­ти­чес­кие "мас­ки" ре­а­лис­ти­чес­кой об­ри­сов­кой ге­ро­ев. Но при этом он со­хра­нял луч­шие чер­ты на­род­но­го те­ат­ра – его ди­на­ми­ку, яр­кость кра­сок, жиз­не­ра­дост­ность, на­цио­наль­ный ко­ло­рит. Ро­ман­ти­чес­кую и буф­фон­ную сти­хию Ко­ме­дия дель Ар­те ис­поль­зо­вал в сво­их фья­бах К. Гоц­ци. Де­мо­кра­ти­чес­кие и ре­а­лис­ти­чес­кие тра­ди­ции Ко­ме­дия дель Ар­те пло­дотвор­но по­вли­я­ли на фор­ми­ро­ва­ние "те­ат­ров буль­ва­ров" во Фран­ции XVIII в., на раз­ви­тие на­род­но­го те­ат­ра в Ав­стрии, а в XIX в. во мно­гом опре­де­ли­ли воз­ник­но­ве­ние жан­ра пан­то­ми­мы. В XIX тра­ди­ции Ко­ме­дия дель Ар­те раз­ви­ва­ла италь­ян­ская диа­лек­таль­ная ко­ме­дия и её яр­ко ода­рён­ные ак­те­ры. По­ни­ма­ние тра­ди­ций Ко­ме­дия дель Ар­те из­ме­ни­лось под воз­дейст­ви­ем не­мец­ких ро­ман­ти­ков (нач. XIX), ко­то­рые в борь­бе с при­ни­жен­ным про­за­из­мом ме­щан­ско­го ис­кус­ст­ва уви­де­ли в мас­ках ста­рин­но­го италь­ян­ског те­ат­ра мир "чис­той те­ат­раль­нос­ти" и об­ла­го­ро­жен­но­го ро­ман­тиз­ма. Эс­те­ти­за­ция Ко­ме­дия дель Ар­те ха­рак­тер­на и для де­ка­дент­ских те­че­ний на­ча­ла XX в. в За­пад­ной Ев­ро­пе и Рос­сии (прак­ти­ка франц. ре­жис­се­ров-мо­дер­нис­тов, ран­нее твор­чест­во В. Э. Мей­ер­холь­да, А. Я. Та­и­ро­ва, А.А. Мгеб­ро­ва и др.). Жиз­не­ра­дост­ная сти­хия Ко­ме­дия дель Ар­те в об­нов­лён­ном ви­де за­зву­ча­ла в по­ста­нов­ке Ев­ге­ния Вах­тан­го­ва "Прин­цес­са Ту­ран­дот" Гоц­ци (1922). Оп­ти­мис­ти­чес­кая на­род­ная ос­но­ва Ко­ме­дия дель Ар­те про­яви­лась в спек­так­ле "Слу­га двух гос­под" Голь­до­ни, по­став­лен­ной ми­лан­ским "Пик­ко­ло те­ат­ро" (1947), в тра­ди­ци­ях им­про­ви­за­ци­он­но­го те­ат­ра ма­сок. От­дель­ныс чер­ты по­э­ти­ки Ко­ме­дия дель Ар­те вос­при­ня­ли со­вре­мен­ные про­грес­сив­ные дра­ма­тур­ги и ак­те­ры Ита­лии, в т. ч. Э. Де Фи­лип­пе.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67