Комедия дель Арте (Commedia dell'arte), комедия масок - вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизационной игры. Возникнув в середине XVI века. Комедия дель Арте стала высшим достижением итальянского театра эпохи Возрождения и определила собой начало развития европейского профессионального театра. В ней выразился оппозиционный дух и жизнерадостное свободомыслие демократии масс, выступавших против начавшейся феодально-католичической реакции. Комедия дель Арте унаследовала реалистические традиции народного фарса, маски и буффонаду карнавальных действий, обусловивших народность этого жанра, а также использовала некоторые мотивы и сюжеты гуманистической комедии эрудита ("ученой комедии"). Импровизированные спектакли Комедия дель Арте имели в своей основе сценарии, в которых давалась лишь краткая сюжетная схема будущего действия. Персонажами представлений были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой. Большинство актеров играло в масках, которые закреплялись за исполнителями на всю их сценическую жизнь. Унаследованная от карнавала маска, помимо своего игрового, театрального значения, имела и другой смысл: она подчеркивала не индивидуальную, а типовую, социальную характеристику образа. По мере развития в Комедия дель Арте определились две группы масок - северная (венецианская) и южная (неаполитанская). Северную группу составляли
Панталоне,
Доктор,
Бригелла и
Арлекин; южную -
Ковьелло,
Пульчинелла,
Скарамучча и
Тарталья. Маски, созданные в Венецианской республике, не затронутой феодально-католической реакцией, были проникнуты боевым обличитительным, духом, им была присуща большая логичность поступков и сдержанность импровизации по сравнению с южанами, переполнявшими спектакли буффонадами, произвольными шутками и трюками. Для Комедия дель Арте был характерен конфликт между старым укладом жизни и новыми, молодыми силами, которых представляли лирические герои и особенно слуги. Репертуар Комедия дель Арте был по преимуществу комедийный, но в отдельных случаях методом импровизации исполнялись трагедийные и пасторальные представления. С начала XVII века стали выпускаться отдельные сборники сценариев, их авторами чаще всего были главные актеры труппы (капокомико). Наиболее известные сборники составлены Ф. Скала (1611) и Б. Локателли (1622). Буффонная яркость представления не только не лишала его реалистического содержания, но и придавала действию сатирическую направленность, дерзкую силу плебейских насмешек. Со сцены звучали народные диалекты, площадные мелодии и песни, действие заполнялось ловкими лацци, веселыми плясками. Душой Комедия дель Арте были слуги - наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, добродушный, нескладный, ребячливый и обаятельный Арлекин, разбитная, энергичная, острая на язычок Серветта, не лишенный злости и лукавства грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры Комедия дель были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, лжеученый, болтун и тупица Доктор. Поэтическую сторону Комедия дель Арте определяли идеализированные образы "влюбленных", выступавших без масок и говоривших на литературном итальянском языке. Актеры Комедия дель Арте виртуозно владели искусством коллективной импровизации, они впервые в европейском театре выработали сценический ансамбль. Внешнее оформление спектакля было просто и портативно - сцена представляла собой улицу с двумя домами по обеим сторонам, окна и балконы домов служили дополнительным местом действия. Декорации не менялись в течение всего представления. Каждый из персонажей носил свойственный данной "маске" театральный костюм. Все компоненты актерской игры (слово, танец, пение, трюк) были подчинены действенным задачам, спектакли отличались яркой зрелищностью, повышенной динамичностью, оптимистической тональностью. Актеры Комедия дель Арте явились первыми теоретиками сценического искусства (трактаты П. М. Чеккини, изд. 1625, Н. Барбьери, изд. 1634, А. Перуччи, изд. 1699). Профессиональный характер искусства итальянских актеров проявился в организации ими первых в Европе постоянных театральных трупп, наиболее прославленными из которых были "Джелози" (1568), "Конфиденти (1574), и Феделш (1601). Крупнейшими актерами Комедия дель Арте были: в XVI в.- А. Ганасса, братья Дж. и Т. Мартинелли И. и Ф. Андреини; в XVII в.-Т. Фьорилли, А. Костантини, Д. Бъянколелли, в XVIII в.- К. Бертинацци Ч. Д’Арбес, А. Сапки. Бродячие труппы актеров подвергались постоянным гонениям со стороны светских и духовных властей и часто были вынуждены уезжать из Италии. С конца XVI в. актtры Комедия дель Арте выступали во Франции, Испании, Англии. Их творчество воздействовало на формирование национальной комедийной драматургии и сценическое искуссво в этих странах. Особенно заметно влияние Комедия дель Арте на драматургию Мольера. В результате гастролей итальянских актеров в Париже возник театр "Комеди Итальенн". Опыт Комедия дель Арте был использован в театральном искусстве ряда западно-европейских стран. Но с ростом драматургии эпохи Возрождения приёмы игры актеров-импровизаторов тормозили дальнейшее развитие сценического искусства. Отрицание литературного текста и сохранение стандартизованной "маски" противоречило требованиям новой драматургии с её психологически углубленными и индивидуализированными образами. Происходила деградация и самого искусства масок и импровизации. Комедия дель Арте, оторванная от итальянской действительности, связанная главным образом с придворной средой, быстро аристократизировалась. С середины XVII века начинается упадок Комедия дель Арте в самой Италии. Под влиянием феодально-католической реакции из спектаклей Комедия дель Арте исчезало живое содержание, притуплялась социальная сатира, приёмы становились шаблонными, буффонада приобретала самодовлеющее значение. Наряду с импровизацией актёры часто произносили и предварительно заученный текст, для чего употреблялись т. н. дзибальдоне – сборники монологов и диалогов. В Италии традиции Комедия дель Арте никогда не умирали. К. Голъдони, создавая новую реалистическую . комедию характеров, вел борьбу с принципом импровизации и заменял схематические "маски" реалистической обрисовкой героев. Но при этом он сохранял лучшие черты народного театра – его динамику, яркость красок, жизнерадостность, национальный колорит. Романтическую и буффонную стихию Комедия дель Арте использовал в своих фьябах К. Гоцци. Демократические и реалистические традиции Комедия дель Арте плодотворно повлияли на формирование "театров бульваров" во Франции XVIII в., на развитие народного театра в Австрии, а в XIX в. во многом определили возникновение жанра пантомимы. В XIX традиции Комедия дель Арте развивала итальянская диалектальная комедия и её ярко одарённые актеры. Понимание традиций Комедия дель Арте изменилось под воздействием немецких романтиков (нач. XIX), которые в борьбе с приниженным прозаизмом мещанского искусства увидели в масках старинного итальянског театра мир "чистой театральности" и облагороженного романтизма. Эстетизация Комедия дель Арте характерна и для декадентских течений начала XX в. в Западной Европе и России (практика франц. режиссеров-модернистов, раннее творчество В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, А.А. Мгеброва и др.). Жизнерадостная стихия Комедия дель Арте в обновлённом виде зазвучала в постановке Евгения Вахтангова "Принцесса Турандот" Гоцци (1922). Оптимистическая народная основа Комедия дель Арте проявилась в спектакле "Слуга двух господ" Гольдони, поставленной миланским "Пикколо театро" (1947), в традициях импровизационного театра масок. Отдельныс черты поэтики Комедия дель Арте восприняли современные прогрессивные драматурги и актеры Италии, в т. ч. Э. Де Филиппе.