«Меркурий, завязывающий сандалию», Ж. -Б. Пигаль, 1744

«Меркурий, завязывающий сандалию» (Mercure attachant ses talonnières), Жан-Батист Пигаль (Jean-Baptiste Pigalle), 1744, мрамор, 35x58x33 см, Лувр, Париж
Карьера Жана-Батиста Пигаля совершила стремительный взлет, когда две статуи сравнительно молодого мастера — «Венера» и «Мерку­рий» — были посланы Людовиком XV в дар прусскому королю. Богиня красоты и любовной страсти, мать Амура, и быстрый, предприимчивый вестник богов, не чуждый искусств и реме­сел,— этот выбор явно не случаен. Изображенная в сложнейшем движении фигура Меркурия вместе с тем внушает ощущение необыкновенной легкости: летучий бог словно на миг присел попра­вить завязку на сандалии, как птица поправляет крыло. Есть нечто дразняще-веселое и в таком отношении к античному пан­теону, и в том, как ваятель играючи справляется с мрамором, будто сообщая кам­ню невесомость. Надо думать, этими качествами молодой Пигаль и привлек внимание мадам де Помпадур, взявшей скульптора под свое покровительство. Конечно же, творчество Пигаля без явного насилия не вписывается в стиль рококо, но несет в себе лишь некоторые черты его стилистики. Однако, удиви­тельным образом соединяя «рокайльный эллинизм» с документальной точ­ностью римского портрета, барочную героическую риторику — с реалистиче­ской трезвостью восприятия человека, Пигаль по-своему выразил двойствен­ный, парадоксальный дух эпохи.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67