|
«Вывеска лавки Жерсена» (L'Enseigne de Gersaint), Антуан Ватто, 1720, холст, масло, 163x306 см, Дворец Шарлоттенбург, Берлин
Незадолго до смерти, вернувшись из Англии, Ватто написал свой «реквием» — «Вывеску лавки Жерсена». По возвращении из Англии в 1720 году в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена». По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам; хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». Бытовая сцена с изображением интерьера лавки (в стиле «антикварных лавок» Тенирса) полна метафор — размышлений о своем времени: приказчики упаковывают в ящик портрет короля Людовика XIV — возникают ассоциации и с названием лавки, и с забвением ушедшего века. Смысл этой интерпретации в том, что под видом вывески Ватто представил историю живописи, какой он ее знал; вместе с тем это картина творческой эволюции самого живописца, ставшая его «художественным завещанием». В стенах лавки-галереи Ватто изобразил целый мир — мир искусства. Действительно, перед нами — история живописи, словно разыгранная на сцене, шагнуть на которую будто бы можно прямо с улицы, как это делает одна из прелестных героинь картины. На самой же границе — излюбленные герои Ватто, галантная пара: дама, изображенная со спины, едва шагнула через порог, а кавалер, представленный анфас, предлагает ей руку. Слева от них — группа служащих, занятых упаковкой картин. Справа, чуть поодаль, — группа посетителей, увлеченных рассматриванием полотен. Все стены лавки заняты картинами разного размера, повешенными вплотную друг к другу. Свет направлен таким образом, что правая часть интерьера освещена сильнее, чем левая. Есть основания думать, что освещение носит символический характер. Перед нами — закат эпохи Roi-Soleil: его портрет укладывают в ящик, как в гроб, и вместе с ним уходит в прошлое искусство «большого стиля»; однако, переводя взгляд направо, мы видим утро новой эпохи, на рассвете которой выступил сам Ватто. Не его ли «муза» демонстрирует восхищенным молодым людям маленькую картинку, видимую нам, как в «Менинах» Веласкеса, с оборотной стороны? И не работа ли это самого Ватто? Перед нами — целый мир живописи, ее герои, ее актеры, ее публика, зрители, старые и новые, любопытствующие вуайеры и проникновенные созерцатели, и во всем — незримо присутствующий, исполненный любви и грусти, мечтательный и чуть ироничный художник, с прощальной улыбкой оглядывающийся на прожитое и пережитое. «Он прощается с миром, который так долго был ему родным, с любителями искусства, из которых многие были ему добрыми друзьями, хотя и не всегда понимали его до конца, со знатными заказчиками и искушенными торговцами, с собственными героями, пришедшими, наконец, в его будничный мир; прощается с картинами, глядящими со стен лавки, с запахом старой бумаги, на которой сохранились бесценные оттиски знаменитых гравюр». Переключая внимание с созерцаемого предмета на самосозерцание, Ватто демонстрирует тонко разработанную феноменологию зрения. Если правомерно трактовать «Вывеску Жерсена» как своего рода историю живописи, то эта история неотделима от зрителя, ибо вкусы и манеры письма, свойственные живописцам разных времен, столь же тесно связаны с разными формами восприятия. «Вывеска Жерсена» - эпилог творчества Ватто служит прологом искусства целой эпохи.
Слово любопытство (фр. curiosite, англ. curiosity) вместе с целой группой родственных слов должно быть особо выделено в лексиконе стиля. В сущности, им определяется специфический тип культурного поведения, идет ли речь о тяге к путешествиям, о любительских занятиях наукой, о коллекционировании древностей, редкостей или художественных произведений пикантного характера, о любовных приключениях или о столь популярной в эпоху рококо технике наблюдения, как вуайеризм. Так, «антиквар с любопытством изучал древности-курьезы, а влюбленный — предмет своей страсти, который в конечном итоге также оказывался курьезом. Атрибутом вуайера был лорнет (или лупа), который, с одной стороны, позволял тщательно разглядеть предмет, а с другой — вуалировал откровенную сексуальность сцены». В живописи, литературе, театре рококо мы найдем множество любопытствующих персонажей, множество ситуаций, доступных только «взгляду украдкой», и сам художник зачастую выступает как изощренный вуайер.
|
e-mail: info@dpholding.ru : (967) 105-68-67
|
|
|