Любопытство. «Вывеска лавки Жерсена», Антуан Ватто

«Вывеска лавки Жерсена» (L'Enseigne de Gersaint), Антуан Ватто, 1720, холст, масло, 163x306 см, Дворец Шарлоттенбург, Берлин 
Незадолго до смерти, вернувшись из Англии, Ватто написал свой «реквием» — «Вывеску лавки Жерсена». По возвращении из Англии в 1720 году в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена». По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам; хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». Бытовая сцена с изображением интерьера лавки (в стиле «антикварных лавок» Тенирса) полна метафор — размышлений о своем времени: приказчики упаковывают в ящик портрет короля Людовика XIV — возникают ассоциации и с названием лавки, и с забвением ушедшего века. Смысл этой интерпретации в том, что под видом вывески Ватто представил историю живописи, какой он ее знал; вместе с тем это картина творческой эволю­ции самого живописца, ставшая его «художественным завещани­ем». В стенах лавки-галереи Ватто изобразил целый мир — мир искусства. Действительно, перед нами — история живописи, словно ра­зыгранная на сцене, шагнуть на которую будто бы можно прямо с улицы, как это делает одна из прелестных героинь картины. На самой же границе — из­любленные герои Ватто, га­лантная пара: дама, изобра­женная со спины, едва шагну­ла через порог, а кавалер, пред­ставленный анфас, предлагает ей руку. Слева от них — груп­па служащих, занятых упаков­кой картин. Справа, чуть по­одаль, — группа посетителей, увлеченных рассматриванием полотен. Все стены лавки заняты картинами разного размера, повешенными вплотную друг к другу. Свет направлен таким образом, что правая часть интерьера освещена сильнее, чем левая. Есть основания думать, что осве­щение носит символический характер. Перед нами — закат эпо­хи Roi-Soleil: его портрет укладывают в ящик, как в гроб, и вме­сте с ним уходит в прошлое искусство «большого стиля»; однако, переводя взгляд направо, мы видим утро новой эпохи, на рассвете которой выступил сам Ватто. Не его ли «муза» демонстри­рует восхищенным молодым людям маленькую картинку, види­мую нам, как в «Менинах» Веласкеса, с оборотной стороны? И не работа ли это самого Ватто? Перед нами — целый мир живописи, ее герои, ее актеры, ее публика, зрители, старые и новые, любопытствующие вуайеры и проникновенные созерцатели, и во всем — незримо присут­ствующий, исполненный любви и грусти, мечтательный и чуть ироничный художник, с прощальной улыбкой оглядывающийся на прожитое и пережитое. «Он прощается с миром, который так долго был ему родным, с любителями искусства, из которых мно­гие были ему добрыми друзьями, хотя и не всегда понимали его до конца, со знатными заказчиками и искушенными торговца­ми, с собственными героями, пришедшими, наконец, в его буд­ничный мир; прощается с картинами, глядящими со стен лавки, с запахом старой бумаги, на которой сохранились бесценные от­тиски знаменитых гравюр». Переключая внимание с созерцаемого предмета на самосо­зерцание, Ватто демонстрирует тонко разработанную феноме­нологию зрения. Если правомерно трактовать «Вывеску Жерсе­на» как своего рода историю живописи, то эта история неот­делима от зрителя, ибо вкусы и манеры письма, свойственные живописцам разных времен, столь же тесно связаны с разными формами восприятия. «Вывеска Жерсена» - эпилог творчества Ватто служит прологом искусства целой эпохи.
Слово любопытство (фр. curiosite, англ. curiosity) вместе с целой группой родственных слов должно быть особо выделено в лексиконе стиля. В сущности, им определяется специфический тип культурного поведения, идет ли речь о тяге к путешествиям, о любительских занятиях наукой, о коллекционировании древностей, редкостей или художественных произведений пикантного характера, о лю­бовных приключениях или о столь популярной в эпоху рококо технике наблюдения, как вуайеризм. Так, «антиквар с любопыт­ством изучал древности-курьезы, а влюбленный — предмет сво­ей страсти, который в конечном итоге также оказывался курье­зом. Атрибутом вуайера был лорнет (или лупа), который, с одной стороны, позволял тщательно разглядеть предмет, а с другой — вуалировал откровенную сексуальность сцены». В живописи, литературе, театре рококо мы найдем множество любопытству­ющих персонажей, множество ситуаций, доступных только «взгляду украдкой», и сам художник зачастую выступает как изощренный вуайер.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67