S-образная линия. «Автопортрет с собакой», У. Хогард

Уильям Хогард «Автопортрет с собакой», 1745, холст, масло, 90 X 70 см, Галерея Тейт, Лондон

Неотъемлемую чер­ту рококо составляет феминизация, вот с «феминизацией формы» также связано преобладание криволиней­ного над прямолинейным в рокайльной моде, хореографии, ар­хитектуре, изобразительности и т. д. Как галантная речь течет извилистым путем, избегая резких поворотов и углов, так архи­тектор рококо, словно уклоняясь от подчинения ордеру, играет плавными и гибкими формами, перетекающими друг в друга; те же предпочтения очевидным образом демонстрируют живопись, графика, скульптура. Неудивительно, что Уильям Хогарт, один из крупнейших ан­глийских мастеров XVIII века и теоретик искусства, нашел «зна­менатель прекрасного» в S-образной линии. В «Авто­портрете с собакой» перед овальным холстом он изобразил палитру, на которой помещена змеевид­ная линия и надпись: «The Line of Beauty and Grace» («Линия красоты и привлекательности»); восемь лет спустя художник опубликовал трактат «Анализ красоты», в котором высокий ху­дожественно-эстетический статус S-образной получил развер­нутое теоретическое обоснование. Слово привлекательность требует специального пояснения. М. П. Алексеев, редактор рус­ского перевода работы Хогарта, писал об этом: «В подлиннике — „grace", сло­во, которое... мы переводим русским „привлекательность", ближе всего соответствующим тому специфическому значению, в каком английское grace употреблялось и Хогартом, и его со временниками. Понятие grace возникло в эстетических теори­ях позднего Возрождения в Италии и получило свое дальнейшее развитие в эстетических концепциях XVII—XVIII вв., прежде всего во Франции, через посредство которой оно распростра­нилось и в Англии, став здесь популярным термином теории изобразительного искусства и художественной критики. В Ан­глии, как и во Франции, понятие grace (восходящее к итальян­скому gratia, grazia) не отождествлялось с понятием красоты (beauty), но даже иногда противопоставлялось ему, как не связан­ное с каким-либо объективным и определенным признаком худо­жественного произведения». Согласно подобным воззрениям, красота закономерна и умопостигаема, а привлекательность — это нечто неуловимое, «не знаю что такое» (je ne sais quoi), не­доступное для ума и находящее путь прямо к сердцу. Высшая степень совершенства достигается соединением красоты и при­влекательности; символом такого единства и служит S-образная.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67