Фенимизация. «Любовная записка», Ж. О. Фрагонар

Жан Оноре Фрагонар «Любовная записка», 1773-76, холст, масло, 83,2 X 67 см, музей Метрополитен, Нью-Йорк 

Неотъемлемую чер­ту рококо составляет феминизация. Влечение к женщине как к объекту и источнику на­слаждения порождает множество соответствующих культурных форм: это прически, макияж, мушки, прозванные «венериными цветочками», костюмы и драгоценности (причем мужская мода заметно феминизируется); это формы поведения и речи, соеди­ненные в тонком искусстве кокетства (как женского, так и мужского); это формы светского времяпрепровождения, образцы ко­торых современники находили в салонах знаменитых дам, и т. д. Одного-единственного имени — фаворитки Людовика XV мар­кизы де Помпадур — оказалось довольно для олицетворения це­лого стилевого направления. «Помпадур... Какое чарующее сло­во! Сколько в нем стиля! Оно сразу вызывает в воображении мебель изогнутых форм, затканные цветочными узорами плот­ные шелка, десюдепорты Буше, платья с широкими кринолина­ми, банты... От этого имени словно исходит аромат старомод­ной элегантности, грации, изысканной галантности; кажется, вся пленительность XVIII века заключена в нем одном» (Ж. Ленотр). Однако мало того. В излюбленной форме раковины натурфи­лософскому воображению эпохи рококо представляется женское начало формообразования вообще.


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67