Наслаждение. «Туалет Венеры», Франсуа Буше

Франсуа Буше «Туалет Венеры», (The Toilet of Venus), 1751, холст, масло, 108,3x85,1 см, 1751, Метрополитен музей, Нью-Йорк

Наслаждение одно из ключевых слов в лексиконе рококо. Культ прекрасной на­готы, восходящий к греко-римской античности и состав­ляющий особый тематический комплекс европейского искус­ства, в эпоху рококо обогаща­ется оригинальными художе­ственными формами. Если в трактовке Пуссена нагота со­храняет благородную сдержан­ность античной и ренессансной классики, то художники следующих поколений демон­стрируют все более изощрен­ную чувственность, вплоть до риска оказаться на грани бес­стыдства. Тысячи картин и скульптур, номинальными ге­роями которых выступают ми­фологические персонажи: Ве­нера, Марс, Адонис, Диана, Актеон, Вакх, Ариадна, Юпитер, Европа, Аполлон, Дафна, Пси­хея, нимфы, сатиры, вакханки, — являют собой один пред­мет, преследуют одну цель. Предмет и цель эти — любовь как чувственное наслаждение. Превратить наготу, и главным образом обнаженное женское тело, в утонченное пиршество для глаза и ведомых им интим­ных чувств — в этом искусство рококо преуспело необыкно­венно. Сказанное касается не толь­ко греко-римской мифологии, но и Библии. В традиционном репертуаре высокого жанра особенную значимость приобретают сюжеты сенсуалистической и эротической окраски. Прежде всего, речь о ветхозаветной сюжетике: Лот с дочерьми, Сусанна и старцы, Иосиф и жена Пентефрия и т. п. Сцены тако­го рода в живописной интерпретации рококо зачастую ничем не отличаются от картин, вдохновленных эротическим мифо­творчеством греков и римлян. Но более того, сюжеты и образы Нового Завета претерпевают сходные изменения: подчас ма­ленького Иисуса, резвящегося на коленях Марии, легко принять за Амура, играющего с Венерой. Эротизмом проникнута вся культура рококо, включая пове­дение самых известных героев этой эпохи. Раздел словаря рококо под рубрикой гедо­низм занял бы весьма значительный объем текста.


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67