Франсуа Буше «Туалет Венеры», (The Toilet of Venus), 1751, холст, масло, 108,3x85,1 см, 1751, Метрополитен музей, Нью-Йорк
Наслаждение одно из ключевых слов в лексиконе рококо. Культ прекрасной наготы, восходящий к греко-римской античности и составляющий особый тематический комплекс европейского искусства, в эпоху рококо обогащается оригинальными художественными формами. Если в трактовке Пуссена нагота сохраняет благородную сдержанность античной и ренессансной классики, то художники следующих поколений демонстрируют все более изощренную чувственность, вплоть до риска оказаться на грани бесстыдства. Тысячи картин и скульптур, номинальными героями которых выступают мифологические персонажи: Венера, Марс, Адонис, Диана, Актеон, Вакх, Ариадна, Юпитер, Европа, Аполлон, Дафна, Психея, нимфы, сатиры, вакханки, — являют собой один предмет, преследуют одну цель. Предмет и цель эти — любовь как чувственное наслаждение. Превратить наготу, и главным образом обнаженное женское тело, в утонченное пиршество для глаза и ведомых им интимных чувств — в этом искусство рококо преуспело необыкновенно. Сказанное касается не только греко-римской мифологии, но и Библии. В традиционном репертуаре высокого жанра особенную значимость приобретают сюжеты сенсуалистической и эротической окраски. Прежде всего, речь о ветхозаветной сюжетике: Лот с дочерьми, Сусанна и старцы, Иосиф и жена Пентефрия и т. п. Сцены такого рода в живописной интерпретации рококо зачастую ничем не отличаются от картин, вдохновленных эротическим мифотворчеством греков и римлян. Но более того, сюжеты и образы Нового Завета претерпевают сходные изменения: подчас маленького Иисуса, резвящегося на коленях Марии, легко принять за Амура, играющего с Венерой. Эротизмом проникнута вся культура рококо, включая поведение самых известных героев этой эпохи. Раздел словаря рококо под рубрикой гедонизм занял бы весьма значительный объем текста.