«Арлекин с кружкой», модельер И.И. Кендлер (Johann Joachim Kaendler), 1733, Мейсенская мануфактура. Высота 16,1 см.
Арлекин — традиционный персонаж итальянской народной Комедии дель Арте (Коммедиа дель Арте). За показным равнодушием и смешной неловкостью, неотесанностью, он прячет тонкий ум, меткую речь и убийственную иронию. Но выглядит Арлекин смешно: с короткой деревенской прической и деревянным тупым мечом. Он все время получает побои, «колотушки» и насмешки. Считается, что имя «Арлекин» окончательно закрепилось за этим персонажем в Париже, вероятно там же возник и его необычный костюм: берет с пером, черная маска, ассоциирующаяся с демоническими силами, и лоскутный, сшитый из разноцветных треугольников, костюм (он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов). На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом. Вместе с театральной маской костюм Арлекина — эмблема комедийного театра. В народных, уличных представлениях разыгрывается превращение черта Эрлекина в комедийную фигуру Арлекина. Отсюда происходит образ Арлекина с двойным лицом, загримированным наполовину грустным, наполовину веселым, человека-марионетки, куклы. Персонажи Арлекинов с напыщенными жестами, резкими выражениями лиц и неестественными движениями очень подходили к динамичным аранжировкам в стиле барокко, к которым у модельера Мейсенской фарфоровой мануфактуры Иоганна Иоахима Кендлера было определенное пристрастие. Кроме того, король Август и придворное общество имели сильное пристрастие к народному итальянскому театру. Всем нравились всевозможные комедии ошибок, амурные приключения и оскорбительные шалости арлекинов. И Кендлер, отражая определенные желания и настроения обществе, создал различные версии этих фигляров из фарфора. Мейсенская фигурка Арлекина с пивной кружкой первоначально была вылеплена в 1733 году. Она свидетельствует о скульптурном образовании автора в стиле Барокко и понимании данного стиля, поскольку обладает сильным динамизмом и выразительностью.