Канделябры, жирандоли, подсвечники
Канделябр, Кандела (франц. candelabre, из лат. candelabrum — «подсвечник», от candela — «свеча, фитиль») — настольный переносной подсвечник для одной или не­скольких, расположенных в одной плос­кости (в отличие от жирандоли) свечей. Про­образ канделябра был известен древним этрускам в Италии. Этруски из­готавливали высокие стояны из бронзы, се­ребра или железа (высотой до 1,6 м) на трех ножках в форме звериных лап. На стержне-стояне крепилась розетка подсвечника для фитиля либо плоская чаша для масла с плавающим фитилем. Чаша мог­ла передвигаться вдоль стержня. Такие кан­делябры украшали скульптурными изобра­жениями. В Древнем Риме делали большие канделябры из бронзы или мрамора, превращавшиеся в сложнейшие сооружения. Эти произведения послужили основой древне­римского орнамента, в котором самые при­чудливые изображения как бы нанизаны на одну ось. В эпоху Итальянского Возрождения такие лепные и расписные орнаменты стали называть гротесками. Их отличительная черта — «композиция канделябром» (итал. «a candeliere» — «по-свечному»), вдоль вер­тикальной оси симметрии, образуемой либо стержнем, напоминающим античный кан­делябр, либо стеблем аканта. Подсвеч­ники-канделябры получили большое распространение во Франции, а затем и в других европейских странах в XVII—XIX вв. В XVIII веке канделябры зачастую стали изготовляться из железа, иногда в роскошных формах стиля рококо; они применялись для освещения залов, улиц и площадей; в XIX веке кованое железо заменено было литым чугуном. В XVI и XVII веках их изготавливали из серебра, бронзы и олова, в XVIII веке стали пользоваться фарфором. 
Жирандоль (франц. girandole от итал. girandola — «огненное колесо, фейерверк», от лат. gyrare — «вертеть, крутить»; греч. gyros — «круг») - в «регулярных» парках французского «Большого стиля» XVII века — фонтан в несколько струй, расположенных по кругу, в виде фейерверка «огненного колеса». Затем тип светильника, подсвечника, в котором рожки располагаются по окружности, вокруг центральной оси - стояна. В отличие канделябров такие жирандоли могут представлять собой сложные композиции с хрустальными подвесками, скульптурными деталями из позолоченной бронзы. Главная декоративная роль в жирандоли отводилась хрустальному убору, а металлическая конструкция являлась лишь каркасом. Жирандоль получил распространенние во Франции в XVII веке, а также в других странах. Жирандоли появились как разновидности канделябров и напоминали небольшие деревья. На их металлических стержнях и кронштейнах сверкали подвески из хрусталя, среди которых виднелись фарфоровые фигурки людей и животных, корзинки с фруктами и цветами. Круглые жирандоли устанавливались на специальном столике, полукруглые - на камине, причем, как правило, парами.
   Канделябром, в первую очередь, называется большой подсвечник для нескольких свечей художественной работы, часто украшенный скульптурными фигурами. Просто подсвечники, как правило, состояли из широкой подставки или основания и стояна - то есть вертикального стержня, несущего свечник, состоящий из профитки - розетки для стекающего воска и бобешки - стаканчика, куда ставилась свеча. Кроме того, подсвечником называют часть осветительного прибора, предназначенную для закрепления свечи, в который входит профитка, бобешка и вкладыш. Для изготовления подсвечников использовались различные материалы: дерево, металл, кость, камень, стекло, фарфор и фаянс. Однако самым подходящим оказался металл, а именно - бронза, серебро, латунь, сталь и даже железо. 
Жирандоль на четыре свечи, Петербург, Россия, конец XVIII века, Музей-усадьба Останкино
канделябр из фарфора, конец XIX века, Мейсеновская мануфактура

e-mail: info@dpholding.ru      Телефон: (967) 105-68-67