ПУТТИ

Путти (итал. putti — «детишки, малы­ши», от putto — «младенец»; лат. putillus — «маленький мальчик, крошка») — изображение маленьких обнаженных мальчиков в ренессансном и классическом искусстве, восходящее к античным эротам или купидонам. В поздней антич­ности — эллинистическом и римском ис­кусстве, отмеченном чертами гедонизма, вместо Эрота, древнейшего божества, сына Аф­родиты, наряду с Геей, Хаосом и Тартаром, воплощавшими одно из космогониче­ских начал, стали изображать «эротов», у римлян «амуров» — маленьких кры­латых созданий. Их образ соединился с образом латинских гениев (добрых духов). Маленькие фигурки амуров и эротов были удобны для заполнения свободных мест в тесных композициях рельефов три­умфальных арок, надгробий и саркофагов. Первые христиане заимствовали многие образы античной мифологии. Для изображения Ангелов и христианской души они ис­пользовали языческих амуров, превра­тившихся в итальянских «путти». В средневековом искусстве XII—XIII вв. образ христианского Анге­ла сформировался на основе античной фигуры крылатой богини победы Виктории, поэтому путти были на некоторое время забыты. Они появляются снова в искусстве итальянского проторенессанса. На колоннах портала собора в Сьене, на консоли флорентийско­го Баптистерия (нач. XIV в.), в росписях и мозаиках «путти» появляются в качестве декоративного мотива. Их новый облик отличен от крылатых фигурок, скопиро­ванных с римских саркофагов, которые изображали души мертвых. Они веселы и шаловливы. Другую разновидность мотива представляют путти «в окаменевшем виде» — образы эротов, стилизованных под античный мраморный рельеф. Изо­бражения маленьких ангелочков с кры­льями и нимбами вокруг головы, нечто среднее между античными амурами и христианскими Ангелами, можно видеть в росписях нижней и верхней церкви Сан Франческо в Ассизи и на падуанских фре­сках Джотто. В знаменитой росписи Кампо Санто в Пизе изображены летящие обнажен­ные младенцы с факелами, опущенными вниз (античный символ смерти), другие путти держат развернутый свиток с над­писью, подобно тому как античные эроты держали на римских рельефах «imago clipeata» (лат., «изображение на щите»). Создателем классического образа путти в искусстве Итальянского Возрождения считается выдающийся флорентийский скульптор Донателло (1386—1466). Тан­цующие и поющие путти, изображенные Донателло на рельефах кантории для Флорентийского собора (1433—1439), так же как и аналогичное произведение Лукиделла Роббиа (1431—1438), выглядят скорее похожими на простых итальян­ских детишек, хотя они изображены крылатыми (у Луки без крыльев) и в оде­яниях, стилизованных под античные. На рельефе кафедры собора в Прато и в навершии табернакля «Благовещение Марии» в церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создал путти с маленькими крыльями и в античных туниках, но также — шаловливыми мальчишками. Похожие фигуры можно видеть на бронзовых рельефах работы До­нателло для алтаря церкви Сан Антонио в Падуе (1446-1450). Показательно срав­нение донателловских путти с образом Амура-Аттиса, «модернизированного» соединения римского Амура (с крыльями за спиной) и фригийского божества Аттиса. Более античными выглядят путти на мраморном надгробии Иларии дель Карретто работы Якопо делла Кверчья в Лукке (1406). Характерно название, которое дали подобным изображениям: amorini (итал., «амурчики»). Донателло удалось найти равновесие между античной и христи­анской трактовкой Амура-путто. Скульптор А. Верроккьо создал бронзовую фигурку мальчика с дельфином, предназначавшуюся для фонтана виллы Медичи близ Флоренции, в ней видели символ быстротечности жизни. Подобная трактовка связывает образ путто с макабрическими сюжетами и темой «Суеты сует». Эту тему развивали художники Маньеризма и Барокко XVII веке. В галерее Боргезе в Риме находится необычное произведение не­известного художника (1609), как пред­полагают, повторение ренессансной или эллинистической скульптуры. Оно назы­вается «Сон», или «Спящие путти» (итал. «Putti dormienti»): три крылатых малыша, обнявшись, крепко спят на мраморной плите. В эпоху Рококо и Неоклассицизма XVIII веке, когда в европейском искусстве господствовал французский вкус, слово «путти» исчезло и вместо него исполь­зовали французское купидон или амуретт (франц. amourette — «легкая, мимолетная любовь»), но облик крылатых мальчиков существенно не изменился.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67