Путти (итал. putti — «детишки, малыши», от putto — «младенец»; лат. putillus — «маленький мальчик, крошка») — изображение маленьких обнаженных мальчиков в ренессансном и классическом искусстве, восходящее к античным эротам или купидонам. В поздней античности — эллинистическом и римском искусстве, отмеченном чертами гедонизма, вместо
Эрота, древнейшего божества, сына
Афродиты, наряду с Геей, Хаосом и Тартаром, воплощавшими одно из космогонических начал, стали изображать «эротов», у римлян «амуров» — маленьких крылатых созданий. Их образ соединился с образом латинских гениев (добрых духов). Маленькие фигурки амуров и эротов были удобны для заполнения свободных мест в тесных композициях рельефов триумфальных арок, надгробий и саркофагов. Первые христиане заимствовали многие образы античной мифологии. Для изображения Ангелов и христианской души они использовали языческих амуров, превратившихся в итальянских «путти». В средневековом искусстве XII—XIII вв. образ христианского Ангела сформировался на основе античной фигуры крылатой богини победы Виктории, поэтому путти были на некоторое время забыты. Они появляются снова в искусстве итальянского проторенессанса. На колоннах портала собора в Сьене, на консоли флорентийского Баптистерия (нач. XIV в.), в росписях и мозаиках «путти» появляются в качестве декоративного мотива. Их новый облик отличен от крылатых фигурок, скопированных с римских саркофагов, которые изображали души мертвых. Они веселы и шаловливы. Другую разновидность мотива представляют путти «в окаменевшем виде» — образы эротов, стилизованных под античный мраморный рельеф. Изображения маленьких ангелочков с крыльями и нимбами вокруг головы, нечто среднее между античными амурами и христианскими Ангелами, можно видеть в росписях нижней и верхней церкви Сан Франческо в Ассизи и на падуанских фресках
Джотто. В знаменитой росписи Кампо Санто в Пизе изображены летящие обнаженные младенцы с факелами, опущенными вниз (античный символ смерти), другие путти держат развернутый свиток с надписью, подобно тому как античные эроты держали на римских рельефах «imago clipeata» (лат., «изображение на щите»). Создателем классического образа путти в искусстве Итальянского Возрождения считается выдающийся флорентийский скульптор
Донателло (1386—1466). Танцующие и поющие путти, изображенные Донателло на рельефах кантории для Флорентийского собора (1433—1439), так же как и аналогичное произведение
Лукиделла Роббиа (1431—1438), выглядят скорее похожими на простых итальянских детишек, хотя они изображены крылатыми (у Луки без крыльев) и в одеяниях, стилизованных под античные. На рельефе кафедры собора в Прато и в навершии табернакля «Благовещение Марии» в церкви Санта Кроче во
Флоренции Донателло создал путти с маленькими крыльями и в античных туниках, но также — шаловливыми мальчишками. Похожие фигуры можно видеть на бронзовых рельефах работы Донателло для алтаря церкви Сан Антонио в Падуе (1446-1450). Показательно сравнение донателловских путти с образом Амура-Аттиса, «модернизированного» соединения римского Амура (с крыльями за спиной) и фригийского божества Аттиса. Более античными выглядят путти на мраморном надгробии Иларии дель Карретто работы
Якопо делла Кверчья в Лукке (1406). Характерно название, которое дали подобным изображениям: amorini (итал., «амурчики»). Донателло удалось найти равновесие между античной и христианской трактовкой Амура-путто. Скульптор
А. Верроккьо создал бронзовую фигурку мальчика с дельфином, предназначавшуюся для фонтана виллы Медичи близ Флоренции, в ней видели символ быстротечности жизни. Подобная трактовка связывает образ путто с макабрическими сюжетами и темой «Суеты сует». Эту тему развивали художники Маньеризма и Барокко XVII веке. В галерее Боргезе в
Риме находится необычное произведение неизвестного художника (1609), как предполагают, повторение ренессансной или эллинистической скульптуры. Оно называется «Сон», или «Спящие путти» (итал. «Putti dormienti»): три крылатых малыша, обнявшись, крепко спят на мраморной плите. В эпоху Рококо и Неоклассицизма XVIII веке, когда в европейском искусстве господствовал французский вкус, слово «путти» исчезло и вместо него использовали французское купидон или амуретт (франц. amourette — «легкая, мимолетная любовь»), но облик крылатых мальчиков существенно не изменился.