Кендлер Йоганн Иоахим (Johann Joachim Kändler)

Кендлер Йоганн Иоахим (Johann Joachim Kändler, 15.06.1706, Фишбах, Саксония,—18.05.1775, Мейсен) выдающийся  немецкий скульптор-модельер.  С 1731 года модельер фарфоровой мануфактуры в Мейсене, с 1733 года руководитель модельной мастерской. С 1723 года Кендлер учился и работал в Дрездене у скульптора королевского двора Иоганна Бенджамина Тома (Johann Benjamin Thomae, 1662–1751) и в течение данного периода принимал участие в оформлении дворца-резиденции  «Грюнес Гевёльбе» ( Grünes Gewölbe — дословно Зелёный свод, чаще Зелёные своды). В 1730 году он был назначен придворным скульптором при дворе курфюста саксонского Фридриха Августа I, а через год модельером на королевскую фарфоровую мануфактуру в Мейсене. Первоначально Кендлер работал под руководством скульптора-модельера  И. Г. Кирхнера, а после его отставки в 1733 году стал руководителем модельной мастерской. Под его началом работали пятьдесят скульпто­ров. С именем Кендлера связана эпоха в развитии европейского художествен­ного фарфора, рождение оригинального авторского стиля и своеобразного жанра мелкой фарфоровой пластики. Вначале Кендлер декорировал обычные изделия орнаментом типа плетенки, рокайлями и накладными скульптурными деталя­ми. Особенно прославились изделия, сплошь покрытые мелкими лепными цветочками. Заслуги Кендлера велики как в „чистой" скульптуре, так и в области формования и пластического декорирования посуды. Работая в первом из этих направлений, он создал в стиле барокко ряд крупных, до одного метра высотой, скульптур апостолов и святых и столь же больших фигур животных и птиц. Самые ранние фарфоровые статуэтки работы Кендлера — жеманные женские фигурки — получили название «кринолиновых» из-за широких юбок. Великолепны  небольшие фигурки в стиле рококо (1740-1756) для украшения будуаров и в качестве декоративных дополнений к столовым сервизам. В основном, это были галантные и придворные сцены, фигуры актеров, танцовщиц, крестьян, пастухов, китайцев и китаянок, ремесленни­ков и торговцев, солдат и разбойников, продавцов птиц и охотников, аллегори­ческие фигуры и мифологические сюжеты. Кендлер разработал ряд скульптурных серий и композиций, которые затем не только прочно вошли в ассортимент большинства немецких фабрик, но и перешагнули границы других стран и вот уже два века продолжают выпускаться многими производителями фарфора. В 1741-1744 гг. Й. Кендлером и его помощником Питером Рейнике (1715—1768) по гравюрам Ф. Жуллена с рисунков Ш.-А. Куапеля, а также по мотивам гравюр Жака Калло была создана серия фигурок на темы традиционного итальянского театра масок Коммедиа дель Артe. B серию вошли за­бавные фигурки Арлекина, Доктора, Ко­ломбины, Скарамуша и др.. В 1765 году на мануфактуре выпускали серию из 23 пар фигурок «Дети-садовники», а вслед за ней — «Дети-комедианты». Увлечения восточной экзотикой отразились в серии Кендлера и Рейнике «Народы Леванта» (ок. 1750 г.), которую соста­вили скульптурки турок, негров, персов. Далее следовали «Времена года», «Пять чувств», «Четыре части света», шуточ­ная «Обезьянья капелла» (1745—1753).  Наиболее знаменитыми изделиями Кендлера являются роскошные многопредметные сервизы, состоящие из скульптурно смоделированных изделий. Самые известные из них: „Лебединый сервиз" для графа Брюля, сервиз для графа Сулковского, сервиз с рельефным цветочным орнаментом для И. Гоцковски. В 1745 году по заказу русской импе­ратрицы Елизаветы Петровны был изготовлен „Андреевский сервиз", получивший свое название от высшей русской награды и хранящийся ныне в Эрмитаже (С.-Петербург). На каждом предмете этого сервиза изображены знак ордена - косой андреевский крест и российский герб - двуглавый орел. Все сервизы характеризует идеальное сочетание промоделированной формы с накладными пластическими украшениями-цветами, фигурами, лебедями, дельфинами. В состав крупных сер­визов, как правило, входили скульптурные группы, не имевшие утили­тарного назначения и являвшиеся настольными украшениями. Кендлер разработал также отделку тарелок плетенкой в плоском рельефе. Именно Кендлер заложил основы мейсенского пластического стиля, для которого характерны грациозность и жизнерадостность. В период работы Кендлера на мануфактуре, а именно, в конце 1730-х-начале 1740-х годов рождаются знаменитые мейсенские Zwiebelmuster -  „луко­вичный узор" (стилизованный гранат, напоминающий луковицу) и узор Strohblumenmuster ,,сухоцвет" (иммортель, бессмертник), которые до сих пор живут на многочисленных европейских заводах. В 1772—1774 гг. по заказу российской императрицы Екатерины II на Мейссенской мануфактуре создавали фигуры на­стольного украшения (сюрту де табль), прославляющие победы России в русско-турецких войнах 1768—1774 гг. В 1770 году Кендлер создал фигуру Екатерины II верхом на коне, в зеленом мундире Преображенского полка (по живописному портрету работы В. Эриксена). Помощниками Кендлера по­мимо П. Рейнике были талантливые мо­дельеры Й. Ф. Эберлайн (1696-1749) и Ф. Э. Майер (1723-1785). Но именно Кендлеру принадлежит заслуга создания жанра мелкой фарфоровой пластики, который стал затем традиционным для всех европейских мануфактур. Бело­снежная фарфоровая масса в соединении с яркой миниатюрной росписью и бле­ском глазури, смягчающей чрезмерно жесткие и мелкие детали в полном согла­сии с камерной эстетикой «галантного века», позволила выработать особые при­емы обобщения, стилизации, игры. Но та­лант Кендлера не позволил ему перейти грань от подлинно художественной стили­зации с элементом шутливого гротеска к слащавой манерности, которой грешат многие работы его последователей в этом жанре. Все произведения Кендлера, Райнике, Эберлайна — образцы тонкого вку­са, исполненные легко, с иронией и игрой, свойственными подлинному Ро­коко. В истории художественного фар­фора эти произведения остались непре­взойденными. Как истинный художник Кендлер парадоксален. Будто наперекор своему призванию он стремился к мону­ментальной скульптуре. Проектировал надгробия и памятники, задумал создать конную статую саксонского курфюрста Августа в натуральную величину из фар­фора. Из этой затеи Кендлеру удалось выполнить только голову курфюрста — подлинный шедевр портретной скульпту­ры. Однако в середине XVIII столетия в связи с веяниями неоклассического сти­ля произведения Кендлера в меньшей степени отвечали духу времени. Вырази­телем новой эстетики стал французский скульптор-модельер Мишель-Виктор Асье (1736-1795), работавший в Мейссене с 1764 г.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67