Психея

ПСИХЕЯ (лат. Psicheia, от греч. psy­che — «душа, дыхание, жизнь, дунове­ние») — в античной мифологии — олице­творение души как дуновения, дыхания жизни. Дыхание человека связывали с ветром, вихрем, крылатыми существа­ми. Душу умершего во многих древних культурах представляли в виде порхаю­щей белой бабочки. Поэтому и Психею, в поздней античности—эллинистическом и римском искусстве — стали изображать в образе молодой девушки с крыльями бабочки за спиной. Особенную попу­лярность образ Психеи в искусстве при­обрел после сказки об «Амуре и Психее», сочиненной древнеримским писателем Апулеем (ок. 125 — ок. 170 гг. н. э.). Этот сюжет является вставным эпизодом в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» (IV, 28-30; V; VI, 22-24). История Амура и Психеи представляет собой аллегорию странствия человече­ской души (Психеи), жаждущей слиться с любовью (Амур, в греческой версии — Эрот). Психея в своей земной жизни от­личалась неземной красотой и из-за это­го навлекла на себя гнев богини любви Венеры (Афродиты), которая наказала своему сыну Амуру ранить сердце Пси­хеи стрелой любви к отвратительному дракону. Но Амур сам влюбился в Пси­хею и, нарушив волю матери, восполь­зовался помощью ветра Зефира, кото­рый перенес Психею в укромное место, в пещеру под скалой, и стал приходить к красавице каждую ночь. Психея была счастлива, но ее терзало одно условие: она никогда не должна видеть лица своего возлюбленного (дабы не нару­шить запрет могущественной богини любви). Однако любопытство взяло верх. Однажды ночью, когда утомлен­ный Амур уснул, Психея осветила ложе масляным светильником и увидела, что ее возлюбленный — сам крылатый бог любви. Когда Психея наклонилась, чтобы получше его рассмотреть, капля раскаленного масла из лампады упала на плечо Амура, он проснулся от боли, понял, что произошло, и улетел навсег­да. Психея могла вернуть свою любовь, только пройдя множество испыта­ний, среди которых требовалось сойти в подземное царство за живой водой. И Психея снова обрела Амура, а Юпи­тер дал разрешение на брак и примирил влюбленных с Венерой. «Свадьбу Аму­ра и Психеи» изображали на рельефах римских саркофагов, на мозаиках и фре­сках. В Средневековье и эпо­ху Возрождения античного Амура чаще именовали Купидоном (от лат. cupiditas — «страсть, влечение»). В ренессансном искусстве популярность приобрел назидательный сюжет «Свадьба Ку­пидона и Психеи», который использо­вали в свадебных аллегориях, росписях кассоне и тарелей итальянской майолики. Мораль сводилась к тому, что только соединение любви земной (Психеи) и небесной (Амура) позволяет смертным достигать божественных высот. Античная группа «Амур и Пси­хея» хранится в Капитолийском музее в Риме — римская мраморная реплика II в. до н. э. с греческого оригинала, в свою очередь имеющая множество повторе­ний. Эпизоды истории Амура и Психеи изображены на фризе «Салона» первого этажа виллы Фарнезина в Риме (работа учеников Рафаэля, 1514—1515). Скульптурная группа, изображающая мифологический персонаж Психею с лампадой, тайно рассматри­вающую Амура, работы Джулио Картари, итальянского скульптора школы Дж. Л. Бернини, уста­новлена в Летнем саду в Петербурге. Композицию, близкую к античной, несколько раз в 1790—1796 гг. повторял А. Канова. В эпоху увлечения в России стилем «неогрек», или «помпеянским», граф Ф. П. Толстой выполнил в линеарной манере «очер­ком» стилизованные под античность ил­люстрации к сентиментальной повести в стихах И. Богдановича «Душенька» («Психеюшка»). Художник работал над иллюстрациями в течение многих лет. Ко времени их окончания сентиментализм вышел из моды, альбом с иллюстрациями графа Толстого лежал нераспроданным на складе Академии ху­дожеств и «в 60-х годах продавался за полцены».

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67