Ангел

АНГЕЛ (греч. aggelos — «вестник, послан­ник») — в древних религиях Востока — сим­вол невидимых сил, возносящихся и нисхо­дящих в пространстве между источником жизни, небесным миром идей и земным миром явлений. В учениях гностиков — элементарий, эон (частицы, из которых со­стоит духовный мир), совокупность всех эонов — плерома (греч. pleroma — «полно­та»). Древнейшие изображения крылатых «посланников» встречаются в искусстве Месопотамии, Индии. В античности анге­лов представляли также, как и демонов: бо­родатыми мужчинами без крыльев, и только с IV веке до н. э., возможно под влиянием об­раза богини Ники, — с крыльями, в белой тунике и в сандалиях. В поздней античнос­ти и эллинистическом искусстве крылатый Ангел — посланник богов, исполнитель их воли на земле. Поэтому он отождествлялся с Гермесом, в Риме — с Меркурием, послан­ником Юпитера. Эон, на­против, трактовался мистично, как олице­творение вечности, и изображался в виде старца с головой льва, оскаленной пастью и телом, опутанным змеями. Во времена Вет­хого Завета Ангелы были близки людям на­столько, что часто посещали их и даже всту­пали в близкие отношения с дочерьми человеческими (Быт. 6:1—4). Эти представ­ления возродились в Средневековье, но по­зднее, по мере развития мира и его рациона­листического объяснения, Ангелы стали появляться все реже... Ангелы незримы, но могут материализоваться по-разному и по­тому видятся людям в различных образах. Их неизменные свойства: свет и тепло, «блещущие краски и непере­носимая белизна существа»... Те, кто их ви­дел, утверждают, что они выглядят именно так, как их всегда изображали художники, — с крыльями и в развевающихся одеяниях. Праотцу Авраму Бог явился в образе трех Ангелов. В сюжете «Изгнание из Рая» в небе показывается Ангел. В таинственной истории о «Борьбе Иакова с Ангелом» это су­щество олицетворяет самого Бога. В пред­ставлениях христианства Ангелы бестелес­ны и андрогинны. Но чаще Ангел даже не бестелесное существо, а символ озарения, просветления, мысленного вознесения от мира материального к миру духовному. Таков смысл ветхозаветного сюжета «Лест­ница Иакова» — лестница между небом и землей, по которой «вверх и вниз снуют Ан­гелы». В иудаизме таинственными послан­никами (евр. malack — «посланник») также были бесплотные существа — Ангириссы (Angirissa). Именно эту идею позднее раз­вивал Р. Штайнер, когда писал об «ангелическом устройстве» астральных миров. Происхождение Ангелов от древних демо­нов придавало им зловещую роль караю­щих посланцев Бога, немилосердно мечу­щих молнии в несчастных людей. В ответ, особенно в учениях гностических сект, люди стали подозревать Ангелов в ненавис­ти и даже в зависти к чувственной, челове­ческой жизни. Апостол Павел утверждал, что Ангелы всего лишь «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Наименование «Ангел», считал Августин Блаженный, указывает на их служение, а не на их природу. Но даже такое смягченное толкование ущемляло человеческую гор­дость. Эразм Роттердамский писал о «чело­веке внешнем и внутреннем»: «Что касается души (anima), то мы настолько способны воспринять Божественное, что сами могли бы пролететь мимо Ангелов и соединиться с Богом. Если бы не было тебе дано тело, ты был бы Божеством... Душа, памятуя об эфирном своем происхождении, изо всех сил стремится вверх, она ищет то, что истинно и вечно... Подобное пленяется по­добным». Само положение Ангелов между двумя мирами провоцировало инверсию. Для средневекового сознания образ Ангела был связан с соблазном. Героиня романа В. Я. Брюсова, действие которого происхо­дит в Германии эпохи Реформации, «нахо­дясь в плену грез и видений, пленилась Ог­ненным Ангелом, увлекавшим ее в царство дьявола». В мистических учениях Ангелы являются «огнем и ветром». Именно так — в виде языков пламени — они канонически изображаются в композиции «Сошествие Святого Духа на Апостолов».  В символике ислама, следующей древнеперсидской тра­диции, вокруг трона Аллаха стоят восемь Ангелов. Отпавшие от Бога Ангелы — бесы, они изображаются с рогами, как демоны Древней Месопотамии.  В христианской догматике, в трактате Дионисия Ареопагита «О Небесной Иерархии» («De Hierarchia Celesti», V в.) называется девять ангельских чинов в трех триадах. По общему определе­нию все они — Ангелы: 1) Серафимы, Херуви­мы и Престолы; 2) Господства, Силы, Власти; 3) Начала, Архангелы, Ангелы. Имя Ангела — имя его славы. Имена некоторых (в православной традиции — семи Ангелов (Архангелов) открыты людям: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафаил, Варахиил. При этом четыре первых Ангела считаются «библейскими», то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из Предания. В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его зачатия (ещё до рождения). Ветхозаветные пророки, Иоанн Креститель, многие святители и преподобные, в Церкви называются ангелами. У каждого Ангела различные способности: Одни «специализируются» на добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру, третьи помогают ещё в чём-то. Кроме личных Ангелов - хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы — покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле. В сцене Бла­говещения Марии к Деве является Архангел Гавриил. Он же предсказал Захарии рожде­ние Иоанна Крестителя и явился во сне Иосифу. Высшая иерархия — Господства, «бесплотные умы» окружают самого Бога в вечном поклонении ему. Херувимы правят звездами и элементами. Престолы «поддер­живают». Начала защищают землю. В готи­ческом искусстве чаще подчеркивается за­ступнический, возвышенный характер Ангелов. Они бесполы, но женственны, при этом напоминают мальчиков-подростков. Облачены в свободно ниспадающие одежды на античный манер. В итальянской живопи­си XIV века встречаются изображения Ангелов с четырьмя крыльями и с нимбом вокруг головы. Серафимы и Херувимы не имеют тела и потому изображаются в виде голов с одной, двумя или тремя парами крыльев. Сера­фим — красного цвета, Херувим — голубого или золотисто-желтого. В «Видении Иезекииля» колеса Престолов изображаются зеле­ными. В композициях «Успение Богомате­ри», «Коронование Девы», «Христос во Славе», нами, иногда они держат скипетры или дер­жавы, Силы изображаются с лилиями и крас­ными розами, Власти — в воинских латах. В других сюжетах Ангелы девятого чина могут исполнять самые разные роли: петь, играть на музыкальных инструментах, просто резвиться и шалить. В искусстве Итальянского Возрождения и Барокко худож­ники любили изображать Ангелов жен­ственными существами, а то и вовсе — обнаженными мальчиками с нескрываемыми признаками пола и оттого почти неотличимыми от путти, античных купидонов и амуров. В подобных случаях только маленькие крылышки на спине гово­рят о том, что это «ангелочек». В искусстве французского Рококо XVIII столетия такие «ангелочки» са­мым парадоксальным образом стали эмбле­мой чувственного соблазна и непременным атрибутом эротических сюжетов. Так сама история изобразительного искусства, в кон­це концов, перепутала «все карты» церков­ной схоластики. В обыденных представле­ниях усредненной традицией стал образ Ан­гела-хранителя, сопровождающего человека в его добрых делах в течение всей жизни. В классической архитектуре изображение Ангела с крестом на вершине сооружения стало играть символическую охранную роль, подобно той, какую в языческие времена играли «Genius Loci» (лат.)— «Божества мест­ности». В Петербурге Ангел - хранитель Рос­сии с лицом императора Александра I вен­чает Александровскую колонну, установлен­ную в 1834 году в центре Дворцовой площади. Он поднят выше Зимнего дворца; указуя пер­стом в небо, призывает помнить о самом важном. Другой Ангел завершает шпиль Пет­ропавловского собора. Фигура этого летяще­го Ангела, держащего в руках крест, была вы­полнена по рисунку Д. Трезини и установлена в 1724 году на вершине деревянного шпиля, обшитого медными вызолоченными листами. В 1756 году от удара молнии шпиль загорелся и рухнул. В огне погиб и Ангел. В 1774 году крест, яблоко и Ангел были сделаны аналогично предыдущим. В 1778 году по рисунку архитектора А. Ринальди был установлен третий Ангел — почти вер­тикально, с перстом, указующим в небо. В 1857 году нуждающийся в исправлении крест с Ангелом были сняты. Считалось, что новый, четвертый по счету Ангел создан скульпто­ром Р. К. Залеманом, но подтверждения это­му не обнаружены. В 1991 — 1995 гг. Ангел был разобран, бережно спущен вниз, отрес­таврирован и позолочен. После встречи с Ангелом на земле, ставшей событием в жиз­ни петербуржцев (в 1991 г. возвративших ис­торическое название своему городу), Ангел-хранитель был вновь поднят в небо на высоту 122 м и торжественно освящен по христиан­скому обычаю. Фигура Ангела на вызолоченном яблоке венчает купол церкви Св. Екатерины Великомученицы в Петербур­ге, на Васильевском острове (1811-1823). Ангелы охраняют главный кафедральный собор Петербурга — Исаакиевский. Образ Ангела тревожил воображение многих писателей и поэтов.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67