АНГЕЛ (греч. aggelos — «вестник, посланник») — в древних религиях Востока — символ невидимых сил, возносящихся и нисходящих в пространстве между источником жизни, небесным миром идей и земным миром явлений. В учениях гностиков — элементарий, эон (частицы, из которых состоит духовный мир), совокупность всех эонов — плерома (греч. pleroma — «полнота»). Древнейшие изображения крылатых «посланников» встречаются в искусстве Месопотамии, Индии. В античности ангелов представляли также, как и демонов: бородатыми мужчинами без крыльев, и только с IV веке до н. э., возможно под влиянием образа
богини Ники, — с крыльями, в белой тунике и в сандалиях. В поздней античности и эллинистическом искусстве крылатый Ангел — посланник богов, исполнитель их воли на земле. Поэтому он отождествлялся с
Гермесом, в Риме — с
Меркурием, посланником
Юпитера. Эон, напротив, трактовался мистично, как олицетворение вечности, и изображался в виде старца с головой льва, оскаленной пастью и телом, опутанным змеями. Во времена Ветхого Завета Ангелы были близки людям настолько, что часто посещали их и даже вступали в близкие отношения с дочерьми человеческими (Быт. 6:1—4). Эти представления возродились в Средневековье, но позднее, по мере развития мира и его рационалистического объяснения, Ангелы стали появляться все реже... Ангелы незримы, но могут материализоваться по-разному и потому видятся людям в различных образах. Их неизменные свойства: свет и тепло, «блещущие краски и непереносимая белизна существа»... Те, кто их видел, утверждают, что они выглядят именно так, как их всегда изображали художники, — с крыльями и в развевающихся одеяниях. Праотцу Авраму Бог явился в образе трех Ангелов. В сюжете «Изгнание из Рая» в небе показывается Ангел. В таинственной истории о «Борьбе Иакова с Ангелом» это существо олицетворяет самого Бога. В представлениях христианства Ангелы бестелесны и андрогинны. Но чаще Ангел даже не бестелесное существо, а символ озарения, просветления, мысленного вознесения от мира материального к миру духовному. Таков смысл ветхозаветного сюжета «Лестница Иакова» — лестница между небом и землей, по которой «вверх и вниз снуют Ангелы». В иудаизме таинственными посланниками (евр. malack — «посланник») также были бесплотные существа — Ангириссы (Angirissa). Именно эту идею позднее развивал Р. Штайнер, когда писал об «ангелическом устройстве» астральных миров. Происхождение Ангелов от древних демонов придавало им зловещую роль карающих посланцев Бога, немилосердно мечущих молнии в несчастных людей. В ответ, особенно в учениях гностических сект, люди стали подозревать Ангелов в ненависти и даже в зависти к чувственной, человеческой жизни.
Апостол Павел утверждал, что Ангелы всего лишь «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Наименование «Ангел», считал Августин Блаженный, указывает на их служение, а не на их природу. Но даже такое смягченное толкование ущемляло человеческую гордость. Эразм Роттердамский писал о «человеке внешнем и внутреннем»: «Что касается души (anima), то мы настолько способны воспринять Божественное, что сами могли бы пролететь мимо Ангелов и соединиться с Богом. Если бы не было тебе дано тело, ты был бы Божеством... Душа, памятуя об эфирном своем происхождении, изо всех сил стремится вверх, она ищет то, что истинно и вечно... Подобное пленяется подобным». Само положение Ангелов между двумя мирами провоцировало инверсию. Для средневекового сознания образ Ангела был связан с соблазном. Героиня романа В. Я. Брюсова, действие которого происходит в Германии эпохи Реформации, «находясь в плену грез и видений, пленилась Огненным Ангелом, увлекавшим ее в царство дьявола». В мистических учениях Ангелы являются «огнем и ветром». Именно так — в виде языков пламени — они канонически изображаются в композиции «Сошествие Святого Духа на Апостолов».
В символике ислама, следующей древнеперсидской традиции, вокруг трона Аллаха стоят восемь Ангелов. Отпавшие от Бога Ангелы — бесы, они изображаются с рогами, как демоны Древней Месопотамии.
В христианской догматике, в трактате
Дионисия Ареопагита «О Небесной Иерархии» («De Hierarchia Celesti», V в.) называется девять ангельских чинов в трех триадах. По общему определению все они — Ангелы: 1)
Серафимы, Херувимы и Престолы; 2) Господства, Силы, Власти; 3) Начала, Архангелы, Ангелы. Имя Ангела — имя его славы. Имена некоторых (в православной традиции — семи Ангелов (Архангелов) открыты людям:
Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафаил, Варахиил. При этом четыре первых Ангела считаются «библейскими», то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из Предания. В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его зачатия (ещё до рождения). Ветхозаветные пророки,
Иоанн Креститель, многие святители и преподобные, в Церкви называются ангелами. У каждого Ангела различные способности: Одни «специализируются» на добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру, третьи помогают ещё в чём-то. Кроме личных Ангелов - хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы — покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле. В сцене Благовещения Марии к Деве является
Архангел Гавриил. Он же предсказал Захарии рождение
Иоанна Крестителя и явился во сне Иосифу. Высшая иерархия — Господства, «бесплотные умы» окружают самого Бога в вечном поклонении ему. Херувимы правят звездами и элементами. Престолы «поддерживают». Начала защищают землю. В готическом искусстве чаще подчеркивается заступнический, возвышенный характер Ангелов. Они бесполы, но женственны, при этом напоминают мальчиков-подростков. Облачены в свободно ниспадающие одежды на античный манер. В итальянской живописи XIV века встречаются изображения Ангелов с четырьмя крыльями и с нимбом вокруг головы. Серафимы и Херувимы не имеют тела и потому изображаются в виде голов с одной, двумя или тремя парами крыльев.
Серафим — красного цвета,
Херувим — голубого или золотисто-желтого. В «Видении Иезекииля» колеса Престолов изображаются зелеными. В композициях «Успение Богоматери», «Коронование Девы», «Христос во Славе», нами, иногда они держат скипетры или державы, Силы изображаются с лилиями и красными розами, Власти — в воинских латах. В других сюжетах Ангелы девятого чина могут исполнять самые разные роли: петь, играть на музыкальных инструментах, просто резвиться и шалить. В искусстве Итальянского Возрождения и Барокко художники любили изображать Ангелов женственными существами, а то и вовсе — обнаженными мальчиками с нескрываемыми признаками пола и оттого почти неотличимыми от путти, античных купидонов и амуров. В подобных случаях только маленькие крылышки на спине говорят о том, что это «ангелочек». В искусстве французского Рококо XVIII столетия такие «ангелочки» самым парадоксальным образом стали эмблемой чувственного соблазна и непременным атрибутом эротических сюжетов. Так сама история изобразительного искусства, в конце концов, перепутала «все карты» церковной схоластики. В обыденных представлениях усредненной традицией стал образ Ангела-хранителя, сопровождающего человека в его добрых делах в течение всей жизни. В классической архитектуре изображение Ангела с крестом на вершине сооружения стало играть символическую охранную роль, подобно той, какую в языческие времена играли «Genius Loci» (лат.)— «Божества местности». В Петербурге Ангел - хранитель России с лицом императора Александра I венчает Александровскую колонну, установленную в 1834 году в центре Дворцовой площади. Он поднят выше Зимнего дворца; указуя перстом в небо, призывает помнить о самом важном. Другой Ангел завершает шпиль Петропавловского собора. Фигура этого летящего Ангела, держащего в руках крест, была выполнена по рисунку Д. Трезини и установлена в 1724 году на вершине деревянного шпиля, обшитого медными вызолоченными листами. В 1756 году от удара молнии шпиль загорелся и рухнул. В огне погиб и Ангел. В 1774 году крест, яблоко и Ангел были сделаны аналогично предыдущим. В 1778 году по рисунку архитектора А. Ринальди был установлен третий Ангел — почти вертикально, с перстом, указующим в небо. В 1857 году нуждающийся в исправлении крест с Ангелом были сняты. Считалось, что новый, четвертый по счету Ангел создан скульптором Р. К. Залеманом, но подтверждения этому не обнаружены. В 1991 — 1995 гг. Ангел был разобран, бережно спущен вниз, отреставрирован и позолочен. После встречи с Ангелом на земле, ставшей событием в жизни петербуржцев (в 1991 г. возвративших историческое название своему городу), Ангел-хранитель был вновь поднят в небо на высоту 122 м и торжественно освящен по христианскому обычаю. Фигура Ангела на вызолоченном яблоке венчает купол церкви Св. Екатерины Великомученицы в Петербурге, на Васильевском острове (1811-1823). Ангелы охраняют главный кафедральный собор Петербурга — Исаакиевский. Образ Ангела тревожил воображение многих писателей и поэтов.