Мария Магдалина

МАРИЯ МАГДАЛИНА — в христианских преданиях — раскаяв­шаяся блудница, грешница, ставшая последовательницей Иисуса Христа. Уроженка г. Магдалы в Галилее, близ Капернаума, на западном берегу Геннисаретского озера (арамейск. magdala — «башня»). Исцелена Иисусом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2), после чего, как и многие другие, после­довала за Христом. Мария Магдалина присутствовала на Голгофе, была свидетельницей погребения и Воскресения Христа. За свою любовь Магдалина удостоилась чести быть пер­вой, увидевшей воскресшего Спасителя. Мария Магдалина проповедовала евангелие в Риме, где принесла жалобу импера­тору Тиберию на Понтия Пилата, до­пустившего несправедливость, и под­несла императору куриное яйцо, все, что у нее было, со словами «Христос Воскрес». Император усомнился: как мертвый может воскреснуть, и тогда яйцо стало красным. Изображение этого эпизода, изложенного в апокрифиче­ском евангелии от Никодима, известно по византийским миниатюрам XII века (в болгарской копии XIV в.). Из Рима Магдалина при­была в Эфес, участвовала в трудах Иоанна Богослова. Скончалась в Эфесе. В 886 году мощи Марии Магдалины перенесли в Кон­стантинополь, в монастырь Св. Лаза­ря. В дальнейшем, в западноевропей­ской традиции, Мария Магдалина была отождествлена с Марией из Вифании, сестрой Марфы и Лазаря, поскольку в повествовании о «Воскрешении Лазаря» (Ин. 11:1—45) и истории Марии Магда­лины неясно, идет ли речь об одной Ма­рии или о разных. Этот образ был также соединен с образом анонимной грешни­цы, умастившей ноги Христа миррой, омывшей их слезами и отершей своими волосами. Так возник обобщенный персонаж кающейся грешницы, кото­рый связывался в католической церкви с культом Семи таинств. Это отождествление восходит к трудам Отца Церкви Григория Великого (540-604), закреплено движением контрреформа­ции XVI веке (не принято православной церковью). В «Золотой легенде», текстам которой в основном следовали худож­ники, происходит еще более сложное отождествление. Мария Магдалина (она же сестра Марфы и Лазаря) слилась с личностью анонимной французской святой из Марселя. Этому способствова­ла этимология топонима Марсель, при­равненного к «Магдал» («Башня» — так в Средневековье называли многие горо­да-крепости). В легендах рассказывает­ся, как Мария (Магдалина), дочь Сира и Евхарии, родилась в крепости Магдал и по взрослении предалась распутству. Ее брат Лазарь, знатный воин, владел замком в Иерусалиме. Сестра Марфа (в иной версии — «женщина, страдаю­щая кровотечением») управляла селением Вифания. Когда Христос проповедовал в этих местах, грешница Мария раская­лась и после пира в доме Симона Фарисея последовала за Иисусом (в одной из вер­сий легенды рассказывается, как Иоанн Богослов отверг любовь Марии Маг­далины ради служения Христу). После смерти Христа Свв. Максимин, Мартелл, Кидоний, Лазарь, Марфа и Мария отправились на корабле через Средизем­ное море в Галлию, в 40 году прибыли в Массилию (Марсель) либо, по иной версии, в устье р. Роны — французский город Ле-Сте-Мари-де-ла-Мер (впоследствии связанный с культом Марии Магдали­ны). Лазарь сделался епископом в Мар­селе, Максимин — в Эксе. Мария Маг­далина удалилась в пустыню на тридцать лет (здесь происходит фантасмагори­ческое слияние историй Марии Магда­лины и Марии Египетской). Во время многочасовых молитв Ангелы возноси­ли Марию в воздух и она слышала не­бесное пение. Однажды епископ Мак­симин, призванный Марией, увидел, как на ранней обедне в соборе Экс-ан-Прованса Мария Магдалина, поддер­живаемая Ангелами, парит над хором. После этого чуда Мария распростер­лась на ступенях алтаря и, причастив­шись, вознеслась к небесам. Самый распространенный сюжет изобрази­тельного искусства, связанный с исто­рией Марии Магдалины, — «Кающа­яся Мария Магдалина». В картинах на эту тему художники соединяют чер­ты и атрибуты Марии Египетской и Марии Магдалины и, следуя «Золотой легенде», создают обобщенный образ раскаявшейся прекрасной грешницы с длинными волосами и заплаканными глазами. Такова знаменитая картина Тициана, хранящаяся в петербург­ском Эрмитаже (вариант в Палаццо Питти, Флоренция). Мария Магдалина представлена у Ти­циана (во вкусе эпохи Возрождения) пышнотелой рыжеволосой венецианкой. На дальнем плане подразумевается пустыня; череп и книга — атрибуты от­шельничества, сосуд с миро — намек на сюжет «Пир в доме Симона Фарисея». Картина «Кающаяся Магдалина», соз­данная Тицианом в XVI веке, представляет собой трактовку библейского сюжета, ха­рактерную для искусства Барокко ХVII века. Она отличается смешением тем и стран­ным, несоединимым, на первый взгляд, слиянием чувственности с набожно­стью. Дж. Морелли весьма точно определил, что подобные картины изображают «Венеру в иезуит­ском стиле».  Известно, что для «Кающейся Магдалины» Тициану пози­ровала его знакомая, булочница Джулия Фестина. Еще один сюжет — «Плащ Зосимы» — встречается в живописи про­торенессанса и Итальянского Возрож­дения. В нем также соединены элементы повествований о Марии Египетской и Марии Магдалине: старец Зосима ук­рывает своим плащом изможденную и нагую отшельницу. Смешение сюжетов демонстрирует композиция «Преобра­жение Марии Магдалины»: обнаженную Марию, лишь слегка прикрытую длин­ными волосами, Ангелы возносят на небо. Чувственность трактовки сюжета, как и в картине Тициана, парадоксально соединяется с христианской символи­кой. На фоне картины показывают либо апсиду собора в Эксе, либо пустыню, внизу — три камня (согласно легенде, три хлеба, взятые Марией Египетской с собой в пустыню, стали тверды как кам­ни, ради того, чтобы Мария могла ими питаться 47 лет). В композиции «По­следнее причащение Марии Магдали­ны» изображается не пустыня, а пещера, в которой, по преданию, Св. Максимин совершил этот обряд (иногда видна вер­шина горы либо интерьер капеллы собора в Эксе). Марию Магдалину изображают богато одетой и украшенной драгоцен­ностями как куртизанку. Этот образ соотносят с одной из фигур классической композиции «Любовь земная и любовь небесная». Другой вариант композиции: в присутствии Марфы грешница Мария сбрасывает с себя дорогой плащ, сни­мает драгоценности, кладет их к ногам Христа (по одному из апокрифических рассказов, после раскаяния Магдалина стала домоправительницей Христа). В небесах над фигурой Магдалины пока­зывают Ангелов, на бандероли надпись: «Ne desperetis vos qui peccare soletis, exempioque meo vos reparate Deo» (лат., «Не отчаивайтесь, вы, впавшие во грех; вер­нитесь на путь истинный по моему при­меру, через Бога») либо: «Optimam part­em elegit» (лат., «Избрала благую часть»; Лк. 10:42). В Париже в 1806-1814 гг. возведена церковь в честь Марии Маг­далины. 

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67