МАРИЯ МАГДАЛИНА — в христианских преданиях — раскаявшаяся блудница, грешница, ставшая последовательницей
Иисуса Христа. Уроженка г. Магдалы в Галилее, близ Капернаума, на западном берегу Геннисаретского озера (арамейск. magdala — «башня»). Исцелена Иисусом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2), после чего, как и многие другие, последовала за Христом. Мария Магдалина присутствовала на Голгофе, была свидетельницей погребения и Воскресения Христа. За свою любовь Магдалина удостоилась чести быть первой, увидевшей воскресшего Спасителя. Мария Магдалина проповедовала евангелие в
Риме, где принесла жалобу императору Тиберию на Понтия Пилата, допустившего несправедливость, и поднесла императору куриное яйцо, все, что у нее было, со словами «Христос Воскрес». Император усомнился: как мертвый может воскреснуть, и тогда яйцо стало красным. Изображение этого эпизода, изложенного в апокрифическом евангелии от Никодима, известно по византийским миниатюрам XII века (в болгарской копии XIV в.). Из Рима Магдалина прибыла в Эфес, участвовала в трудах
Иоанна Богослова. Скончалась в Эфесе. В 886 году мощи Марии Магдалины перенесли в Константинополь, в монастырь Св. Лазаря. В дальнейшем, в западноевропейской традиции, Мария Магдалина была отождествлена с Марией из Вифании, сестрой Марфы и Лазаря, поскольку в повествовании о «Воскрешении Лазаря» (Ин. 11:1—45) и истории Марии Магдалины неясно, идет ли речь об одной Марии или о разных. Этот образ был также соединен с образом анонимной грешницы, умастившей ноги Христа миррой, омывшей их слезами и отершей своими волосами. Так возник обобщенный персонаж кающейся грешницы, который связывался в католической церкви с культом Семи таинств. Это отождествление восходит к трудам Отца Церкви Григория Великого (540-604), закреплено движением контрреформации XVI веке (не принято православной церковью). В «Золотой легенде», текстам которой в основном следовали художники, происходит еще более сложное отождествление. Мария Магдалина (она же сестра Марфы и Лазаря) слилась с личностью анонимной французской святой из Марселя. Этому способствовала этимология топонима Марсель, приравненного к «Магдал» («Башня» — так в Средневековье называли многие города-крепости). В легендах рассказывается, как Мария (Магдалина), дочь Сира и Евхарии, родилась в крепости Магдал и по взрослении предалась распутству. Ее брат Лазарь, знатный воин, владел замком в Иерусалиме. Сестра Марфа (в иной версии — «женщина, страдающая кровотечением») управляла селением Вифания. Когда Христос проповедовал в этих местах, грешница Мария раскаялась и после пира в доме Симона Фарисея последовала за Иисусом (в одной из версий легенды рассказывается, как
Иоанн Богослов отверг любовь Марии Магдалины ради служения Христу). После смерти Христа Свв. Максимин, Мартелл, Кидоний, Лазарь, Марфа и Мария отправились на корабле через Средиземное море в Галлию, в 40 году прибыли в Массилию (Марсель) либо, по иной версии, в устье р. Роны — французский город Ле-Сте-Мари-де-ла-Мер (впоследствии связанный с культом Марии Магдалины). Лазарь сделался епископом в Марселе, Максимин — в Эксе. Мария Магдалина удалилась в пустыню на тридцать лет (здесь происходит фантасмагорическое слияние историй Марии Магдалины и Марии Египетской). Во время многочасовых молитв Ангелы возносили Марию в воздух и она слышала небесное пение. Однажды епископ Максимин, призванный Марией, увидел, как на ранней обедне в соборе Экс-ан-Прованса Мария Магдалина, поддерживаемая Ангелами, парит над хором. После этого чуда Мария распростерлась на ступенях алтаря и, причастившись, вознеслась к небесам. Самый распространенный сюжет изобразительного искусства, связанный с историей Марии Магдалины, — «Кающаяся Мария Магдалина». В картинах на эту тему художники соединяют черты и атрибуты Марии Египетской и Марии Магдалины и, следуя «Золотой легенде», создают обобщенный образ раскаявшейся прекрасной грешницы с длинными волосами и заплаканными глазами. Такова знаменитая картина Тициана, хранящаяся в петербургском Эрмитаже (вариант в Палаццо Питти, Флоренция). Мария Магдалина представлена у Тициана (во вкусе эпохи Возрождения) пышнотелой рыжеволосой венецианкой. На дальнем плане подразумевается пустыня; череп и книга — атрибуты отшельничества, сосуд с миро — намек на сюжет «Пир в доме Симона Фарисея». Картина «Кающаяся Магдалина», созданная
Тицианом в XVI веке, представляет собой трактовку библейского сюжета, характерную для искусства
Барокко ХVII века. Она отличается смешением тем и странным, несоединимым, на первый взгляд, слиянием чувственности с набожностью. Дж. Морелли весьма точно определил, что подобные картины изображают «
Венеру в иезуитском стиле».
Известно, что для «
Кающейся Магдалины» Тициану позировала его знакомая, булочница Джулия Фестина. Еще один сюжет — «Плащ Зосимы» — встречается в живописи проторенессанса и
Итальянского Возрождения. В нем также соединены элементы повествований о Марии Египетской и Марии Магдалине: старец Зосима укрывает своим плащом изможденную и нагую отшельницу. Смешение сюжетов демонстрирует композиция «Преображение Марии Магдалины»: обнаженную Марию, лишь слегка прикрытую длинными волосами, Ангелы возносят на небо. Чувственность трактовки сюжета, как и в картине Тициана, парадоксально соединяется с христианской символикой. На фоне картины показывают либо апсиду собора в Эксе, либо пустыню, внизу — три камня (согласно легенде, три хлеба, взятые Марией Египетской с собой в пустыню, стали тверды как камни, ради того, чтобы Мария могла ими питаться 47 лет). В композиции «Последнее причащение Марии Магдалины» изображается не пустыня, а пещера, в которой, по преданию, Св. Максимин совершил этот обряд (иногда видна вершина горы либо интерьер капеллы собора в Эксе). Марию Магдалину изображают богато одетой и украшенной драгоценностями как куртизанку. Этот образ соотносят с одной из фигур классической композиции «Любовь земная и любовь небесная». Другой вариант композиции: в присутствии Марфы грешница Мария сбрасывает с себя дорогой плащ, снимает драгоценности, кладет их к ногам Христа (по одному из апокрифических рассказов, после раскаяния Магдалина стала домоправительницей Христа). В небесах над фигурой Магдалины показывают Ангелов, на бандероли надпись: «Ne desperetis vos qui peccare soletis, exempioque meo vos reparate Deo» (лат., «Не отчаивайтесь, вы, впавшие во грех; вернитесь на путь истинный по моему примеру, через Бога») либо: «Optimam partem elegit» (лат., «Избрала благую часть»; Лк. 10:42). В Париже в 1806-1814 гг. возведена церковь в честь Марии Магдалины.