Орфей

ОРФЕЙ (греч. Orpheus — «Исцеляющий светом» от финикийск. aour — «свет» и rоphae — «исцеление»; либо от греч. ophis — «змея», т.е. «Сын реки», поскольку змея олицетворяет воду) — в древнегреческой мифологии — сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Брат певца Лина, певец и музыкант, наделенный магической силой, которой подчинялась природа. Орфей участво­вал в походе аргонавтов, игрой на формиге он усмирял волны. Когда жена певца, пре­красная Эвридика, умерла от укуса змеи, Орфей отправился за ней в царство мерт­вых. Покоренный игрой Орфея, владыка подземного царства Аид пообещал вернуть Эвридику на землю при одном условии — Орфей не должен оборачиваться назад, по­ка не приведет жену в свой дом. Охвачен­ный тоской, Орфей не удержался, обернул­ся, и Эвридика исчезла навсегда. Орфей поклонялся богу солнца Гелиосу, на­зывая его Аполлоном, и не почитал Диониса. Разгневанный Дионис наслал на Орфея ме­над, которые растерзали его и разбросали части тела Орфея по земле. Их собрали и по­гребли музы. Смерть музыканта оплакивали птицы, звери, леса, камни и деревья. В позд­нейших версиях мифа Орфея считали сыном солнечного бога Аполлона и музы Каллиопы, таким образом, легендарный му­зыкант олицетворял гармонию, светлое, ра­зумное аполлоновское начало в искусстве. В VI веке до н. э. в Греции сложилось учение «орфиков», считавших Орфея основателем мистерий. Орфей, в этой версии,— дорий­ский жрец, который получил образование и посвящение в Великие мистерии в Египте. Орфей установил первенствующее значе­ние культа Зевса во Фракии и Аполлона в Дельфах. Он преобразил древний культ Вак­ха (простонародного божества) в мистерии Диониса и Аполлона. В этих мистериях Ди­онис становится символом божественного духа. Согласно философии орфизма, люди состоят из двух противоположных начал — доброго и злого. В мистериях происходит очищение души, приобщение ее к благому началу. Музыка Орфея символизирует блаroe начало, мировую идею. Семь струн лиры Орфея (инструмент Аполлона) означают семь элементов мировой гармонии, а появ­ление певца в этом мире есть рождение бла­гой идеи (ее символизирует Аполлон), ко­торая раскрывается человеческой душе че­рез музыку (Каллиопу). Орфики создали собственную теогонию (учение о происхож­дении богов). Согласно их учению, до того как миром стал править Кронос, на за­снеженной горной вершине (свидетельство северного или восточного происхожде­ния теогонии) обитал гигантский змей — Офион (греч. ophis — «змея»). Змей обвил своим телом «космическое яйцо» (символ, позднее заимствованный алхимиками). Яйцо, обвитое змеей,— образ космоса, охваченного творя­щим Духом. Но яйцо это также зародыш че­ловека, а змея — мудрость Посвященных в мистерии; когда скорлупа разбивается, про­исходит подлинное рождение человека. В мистериях духовное рождение олицетво­рял Фанес (греч. Phanes — «Светлый, сия­ющий») — орфическое божество, появив­шееся из яйца, брошенного в воды мирово­го океана. В эллинистическое время Фанеса изображали в виде прекрасного юноши и отождествляли с Зерваном и Митрой. В Средневековье мифологический персонаж Орфей олицетворял теологию, извлекающую душу человека из мрака невежества, а образ Орфея-музы­канта отождествляли с библейским царем Давидом, сочинителем псалмов. Музыка Орфея-Давида — божественная красота, истина церковного учения. Орфея, играю­щего на лире, в окружении зверей, которые пришли послушать его игру и пение, изо­бражали на античных мозаиках, в росписях Помпеи, на вазах. В искусст­ве XVI—XVII вв. античного музыканта представляли в образе бога Аполлона, как олицетворение изящных искусств, и даже играющим на виоле. В эпоху Итальянского Возрождения пьесу «Орфей» написал А. Полициано. На сюжет истории Орфея и Эвридики писали музыку К. В. Глюк (опера «Орфей и Эвридика», 1762), К. Монтеверди (опера «Орфей», 1607), создавали картины Тинторетто, П. Рубенс.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67