Одиссей, Улисс

ОДИССЕЙ (греч. Odysseos от odyssomai — «гневаюсь»; лат. Ulixes от греч. диалект. Olysseus, Ulixeus) — в древнегреческой ми­фологии — царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи (у римлян — Улисс). По не­которым вариантам мифа, мифологический персонаж Одиссей — сын Сисифа, который соблазнил Антиклею еще до ее брака с Лаэртом. Отцом Анти­клеи был Автолик (сын Гермеса), ловкий разбойник, обманщик и плут. Отсюда на­следственная хитрость Одиссея. Проис­хождение его имени, в свою очередь, ука­зывает на человека, постоянно испытывавшего гнев богов. Прозвание Одиссея — Полимётис (греч. Polymetis — «Многоумный, хитрый» от poly — «много» и metis — «мысль»). Вероятно, вначале этот персонаж древних мифов не был связан с эпизодами Троянской войны, хотя как во­ин выступал «разрушителем городов» — Персептолисом (греч. Perseptolis — «Раз­рушитель городов»). Включение мифов об Одиссее в Троянский цикл на рубеже VIII—VII вв. до н. э. связывают с именем Гомера, автора поэмы «Илиада» (ок. 730 г. до н. э.). Существует версия о том, что «Одиссея» оформилась позднее в творчест­ве другого, неизвестного поэта. В основу сюжета «Одиссеи» положены три мотива: кораблекрушение, возвращение героя до­мой и встреча не знающих друг друга отца и сына. Хитроумный Одиссей, которому помогала сама богиня Афина (покрови­тельница всех мастеров и умельцев), сыграл основную роль во взятии Трои (Троянский конь), но, ослепив одноглазого великана Полифема, сына морского бога Посейдона, он навлек на себя гнев власти­теля морей. Соперничество богов — Афи­ны и Посейдона — отражается на судьбе героя, в его долгой борьбе со стихией. Пос­ле нападения на его флот гигантов лестригонов Одиссей попадает на о. Эя к волшеб­нице Кирке, превратившей его спутников в свиней, и только благодаря чудодейст­венному корню моли (мандрагора) Одиссею удается спастись. Покинув ост­ров, Одиссей и его спутники из-за губи­тельного пения сирен чуть было не погибли в узком проливе между Скиллой и Харибдой. После потери спутников в ко­раблекрушении Одиссей спасается на ост­рове Огигия, но нимфа Калипсо удерживает его на острове семь лет. Снова попав в бурю, которую обру­шил на него Посейдон, обессилевший Одиссей добирается до берега, где его на­ходит царская дочь Навсикая. Вернувшись домой, Одиссею с помощью сына Телемаха удается победить женихов, осаждавших его жену Пенелопу, которая все это время не теряла надежду на спасе­ние Одиссея. Основное содержание сказаний — противоборство «хитроумного», сообразительного героя с древним, страшным миром великанов, лю­доедов, хтонических чудовищ и коварных волшебниц. Богиня Афина ведет своего любимца к победе вопреки всем козням Посейдона, но и Одиссей обнаруживает столь неожиданные для традиционной ми­фологии интеллектуальные качества, что боги начинают опасаться: «Если они не вернут домой Одиссея, он вопреки судьбе вернется сам». Идею возвращения домой трактуют и как испытание выбором: по­гибнуть в водах Океана (победа стихии) или обойти все препятствия (что противо­речит традиционной роли героя). Отсюда неправдопо­добно долгое плавание Одиссея (десять лет). По иной версии, «Одиссея» представ­ляет собой рассказ о круговороте Вселен­ной и странствии души по разным мирам, что отражает античную идею замкнутого пространства и времени. Столь грандиоз­ные масштабы космогонии возникли в ис­тории искусства еще лишь раз, в эпоху про­торенессанса. Значение «Одиссеи» можно со­поставить и с философским смыслом еван­гельских повествований о земной жизни Христа, породивших богатейшую иконо­графию.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67