Фортуна, Тихе

ФОРТУНА (лат. fortuna — «судьба, участь, удел, случай») — в древнеримской мифо­логии — богиня счастья и удачного случая. Отождествлялась с греческой богиней Тихе. Вначале, вероятно, была богиней урожая, плодородия, материнства (слово «fortuna» произведено от «ferre» — «но­сить, вынашивать»). Праздник архаиче­ской Фортуны совпадал с днем почитания богини брака и деторождения Матер Матуты. Фортуна — защитница женщин, рим­ских дев и матрон. Ранее всего, вероятно, в Риме почитали мифологический персонаж Фортуну Примигенейю (лат. Primigeneia — «Первородная») как перворожденную дочь Юпитера. Культ богини ввел царь Сервий Туллий (578— 534гг. до н.э.), сын рабыни, который считал, что получил трон благодаря по­кровительству этой богини. Наименова­ние Форс Фортуна, возможно, связано с объединением в едином культе двух богинь — Форсы (лат. fors — «сила») и Фортуны («удачи»). Одно из воплощений Форс Фортуны — Фелицитас (лат. felicitas — «счастье, благоденствие»). Богиню Фортуну почитали отдельные легионы, корпорации, ремесленные коллегиумы, жители инсул. Отсюда названия: Фортуна Патриция (лат. patricius — «знатный»), Фортуна Эквестрис (покровительница всадников), Фортуна Плебейя (покро­вительница простолюдинов). Различали богиню «добрых дел» и «доброй судьбы», «злой судьбы», «общественных дел» и «частной жизни», богиню «мужской судь­бы». «Bonus Eventus» — «Богиня хорошего исхода», «Mens Bona» — «стойкости духа». Судь­ба, переменчивая удача ассоциируется с шаром, сферой, колесом. Древнеримскому философу Боэцию (ок. 480-524) принад­лежит аллегория переменчивости — «Ко­леса Фортуны» (лат. «Rotafortunae»). Оно поднимает падших и низвергает возгор­дившихся (трактат «Об утешении фило­софией»). Эта аллегория получила рас­пространение в средневековом искусстве. С особенным удовольствием средневе­ковые мастера изображали коронованных особ, епископов, карабкающихся по ко­лесу Фортуны, с одной стороны, воссе­дающих на вершине и падающих вниз — с другой стороны. Подобные изображения сопровождали надписями: «Regnabo — Regno — Regnavi — Sum sine regno» (лат.) — «Я буду царствовать — Я царствую — Я царствовала — Я без царства»). Фортуну как «Непостоянство» (итал. L'Incostanza) в виде фигуры, пада­ющей с колеса, в ряду аллегорий пороков изобразил Джотто в капелле дель Арена в Падуе. Другой атрибут Фортуны — шар, вначале, вероятно, символ неба. Аллегорию «Непостоянства» противопоставляли добродетелям: Стой­кости, «Постоянству и Верности». Близ­кое понятие: рок, судьба (др.-русск. рокъ от реку, речь; греч. prothesmia — «срок, предопределение»; лат. fatum связано с fabula — «молва, толки»). В классической иконографии всегда под­черкивалась двойственность Фортуны. Так, например, богиню Диану изобража­ли в виде фигуры, освещенной с одной стороны солнечным, а с другой — лунным светом (либо погруженной в тень). Такое изображение символизирует две стороны жизни человека — счастливую и несчаст­ную. «Счастливую Фортуну» представля­ют с рогом изобилия. Древнеримский пи­сатель Апулей в романе «Метаморфозы» (Ив. н.э.), утверждал: «Мужи древней еще мудрости считали Фортуну слепой, поистине безглазой и такой ее и изобра­жали. Она всегда дарами своими осыпает дурных и недостойных, в выборе смерт­ных руководится не рассудительностью ...Внушает нам превратные, противоре­чащие действительности мысли... него­дяя увенчивает славой...» (7:2). Поэтому богиню Фортуну в классическом искус­стве часто изображают безглазой либо с завязанными глазами, а счастью, удаче тради­ционно приписывают слепоту и даже безнравственность. Гораций в «Одах» (23 г. до н. э.) представил Фортуну «госпожой вод», которую почитают, но и опасаются мореплаватели. Отсюда тра­диция изображений богини с рулем или кормилом и парусом (намек на непосто­янство ветров) либо с крыльями, стоя­щей на раковине или дельфине. Известны античные статуи богини Фортуны с дву­мя младенцами на руках: Юпитером и Юноной. Нравственность Фортуны трактовали по-разному. Древнеримский писатель и оратор Цицерон (106—43 гг. до н. э.) считал «Доблесть и удачу сестра­ми»: «Доблесть ведет, Фортуна следует за нею». Вергилию (70—19 гг. до н. э.) при­надлежит афоризм: Счастье сопутству­ет отважным (лат. Audentes fortuna juvat; «Энеида», X, 284). Однако позднее До­блесть и Фортуну сопоставляли как про­тивоположности разумного и стихийно­го, целеустремленности и случайности. Известна латинская поговорка: «Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata» («Сиденье Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное»). Соответственно Фортуну (Непостоянство) представляли балансирующей на шаре. Доблесть (чаще в виде мужской фигуры, иногда в образе Геракла) — сидящей на кубе, символе ста­бильности, устойчивости. Похожие сим­волы мы находим в знаменитой гравюре А. Дюрера «Меланхолия», в изображениях на монетах и медалях. Традиционную ал­легорию удачи, балансирующей на шаре, и доблести (силы), восседающей на кубе, претворил в начале XX века П. Пикассо. Фигура Фортуны, баланси­рующая на огромном шаре, установлена в качестве флюгера на башне здания та­можни в Венеции (шар поддер­живают фигуры Атлантов). Языческая иконография своеобразно преломилась в христианском искусстве. Сферу Форту­ны после эпохи великих географических открытий (XVI-XVII вв.) стали воспри­нимать образом земного шара. В алле­гории непорочного зачатия Деву Марию изображают стоящей на земном шаре, попирающей символ бренности матери­ального мира (Мадонна Иммакулата; «Сикстинская Мадонна»). В живописи малых голландцев XVII—XVIII вв. сте­на комнаты (на дальнем плане карти­ны) обычно украшена географической картой. Эту деталь трактуют в качестве символа дальних странствий, морской славы Голландии или «странствий люб­ви» (в сценах с получением любовного письма). Голландцы называли подобные аллегорические ком­позиции атрибутами «наперсницы Фор­туны» (голландск. Vrouw Wereld или нем. Frau Welt — «Госпожа Мир»). Близкий образ — непокорность, непреклонность (лат. contumacia), представляющий собой аллегорическую фигуру с корабельным парусом или «розой ветров». Про удач­ливого человека говорят: он «в прислугах у Фортуны» (франц. «en bonne fortune»).
  ТИХЕ (греч. tyche — «случай, приключе­ние, жребий, участь, удача, судьба») — в древнегреческой мифологии — богиня удачи, счастливого случая, иначе: Agathe Tyche (греч., «Богиня благополучия»). Это же словосочетание древние эллины в устной речи и письменных документах использовали как формулу доброго по­желания, что соответствует позднейше­му «В добрый час, счастливо!». Богиню Тихе считали дочерью Океана и Тетис, подругой Зевса, бога богатства Плутоса и богини мира Эйрены. Атрибут Тихе — рог изобилия, ранее — рог козы Амалтеи, ко­торая своим молоком вскормила Зевса. Верховный бог наполнил этот рог пло­дами и цветами и подарил Тихе. Римляне отождествили ее с богиней удачи Форту­ной. Поскольку удача непостоянна, богиню изобража­ли с крыльями, балансирующей на. Тихе особенно почитали на о. Сицилия. Одна из частей города Сира­кузы на этом острове (древнегреческой колонии) называлась «Тихе». В качестве покровительницы городов богиню изо­бражали в «градской короне» — в виде городской стены с башнями и зубцами, а также с корабельным рулем — кормилом или веслом (сравн. божества, духи местно­сти). Тихе почитали покровительницей Антиохии в Сирии, расположенной на р. Оронт. Поэтому Тихе Антиохийскую представляли в образе сидящей матроны, на скале, в «градской короне». В руке она держит пучок хлебных колосьев (символ изобилия), а ногой опирается на фигур­ку плывущего юноши — олицетворение р. Оронт. Известна также «Тихе из Остии» с рогом изобилия и кормилом в руках. Богиню считали покровительни­цей Александрии Египетской. На монетах эллинистического времени встречается изображение: Тихе со скипетром и рогом Амалтеи в руках, напротив нее — Эрот, опирающийся на факел, между ними — алтарь. В память освящения Константи­нополя 11 мая 330 года императором Кон­стантином выбили медаль, на которой представлена богиня Тихе, восседающая на троне. Статуя, венчавшая колонну на Форуме Константина в Константинопо­ле, представляла императора, держащего в правой руке фигурку богини на шаре (символ процветания города).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67