МИНОТАВР

МИНОТАВР (греч. Minotauros — «Бык Миноса», др.–греч. Μνώταυρος) — в древнегреческой мифоло­гии — чудовище, человекобык, рожден­ный Пасифаей (дочерью Гелиоса), женой царя Миноса, от быка, посланного на о. Крит богом морей Посейдоном (вари­ант: от самого Посейдона). Царь критян Минос (от егип. M’nes), согласно мифу, рожден от Зевса Астерия («Звездного») и Европы. Предполагается, что Ми­нос — собирательный образ, связанный с почитанием неба (возможно, под вли­янием египетского культа быка Аписа и усеянной звездами небесной коровы Хатор). Миноса на Крите, так же как и Зевса, почитали в образе быка, отсюда и легенда о Минотавре. Для Минотавра искусный мастер Дедал построил лаби­ринт. После того как сын Миноса был убит марафонским быком в Аттике на состязаниях, Минотавр потребовал от афинян страшной дани: раз в девять лет приносить ему на съедение семерых юно­шей и семерых девушек из лучших семей (в ином варианте — ежегодно). Герой Тесей сумел убить чудовище и выбраться из лабиринта с помощью нити, подаренной ему влюбленной в него царской дочерью Ариадной. В мифе о Мино­тавре отразились древнейшие верования и зооморфные представления о небесном, морском и подземном мирах. На монетах г. Кносса на Крите изображалась фигу­ра человека в маске быка (такие маски с рогами и жертвенники в форме бычьих голов находят археологи) и с привязан­ным сзади хвостом. На реверсе (оборот­ной стороне) — свастика, знак Солнца. Встречаются изображения Минотавра, усеянного звездами. На краснофигурном килике мастера Дуриса из собрания Бри­танского музея в Лондоне тело Минотавра покрыто множеством изображений глаз, как у Аргоса. Изображения глаз трактуют­ся как звезды. Согласно античным леген­дам, Минос был определен судить души умерших в подземном царстве. Данте в «Божественной комедии» показывает Миноса встречающим грешников во втором круге Ада, своим змееподобным хвостом обвивающим «столько раз во­круг тела», сколько кругов Ада предна­значено несчастной душе (Ад, V, 1—20). Этот образ воспроизвел Микеланжело в нижней части фрески «Страшный суд» в Ватикане (1536-1541) (рис. 430), изо­бразив под видом адского персонажа папского церемониймейстера Бьяджьо да Чезана, заявившего, что произведение Микеланжело достойно бани или тракти­ра, но не ватиканской капеллы.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67