КЕНТАВР

КЕНТАВР, КЕНТАВРЕССА, ЦЕНТАВР (греч. kentauros — «убивающий быков», лат. centaurus; от греч. kentron — «жало, стрекало, которым погоняют скот» и tauros — «бык») — в древнегреческой ми­фологии — дикие существа, полукони-полулюди. Рождены от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик его супруги Геры, на которую покушался Иксион. Го­мер называл «кентаврами» племя фессалийцев, скотоводов (отсюда название «убиваю­щие быков»), упоминая о них как о «диких животных». Возможно, что греки, увидав варваров, которые пасли свои стада, сидя верхом на лошадях, создали образ челове­ка-коня, у которого нижняя часть принад­лежит животному, а верхняя, торс и голо­ва, — человеку. Точно так же, увидав впе­рвые конных воинов, эллины посчитали их единым существом (ахейцы использовали коней, запрягая их в колесницы, бой они вели в пешем строю. Согласно мифам, кентавры от­личались буйным нравом, они злы, похот­ливы, как кони, кроме того, унаследовали развратность своего отца Иксиона. Исклю­чение составляет мудрый кентавр Хирон, сын Кроноса и океаниды Филиры, учитель Диоскуров, Тесея, Ясона, маленького Ахил­ла. Его позд­нейшее прозвание — «геминус» (лат. geminus — «двуобразный»). После того как Геракл победил кентавров, они были вы­теснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Их покровителем стал Посей­дон (отсюда, отчасти, прозвание «Посейдон Гиппий» — «Конный»). От кен­тавра и «магнесийских кобылиц» произо­шли близкие им существа — гиппокентавры. В античной литературе сохранилось свидетельство о картине древнегреческого живописца Зевксиса (420—380 гг. до н. э.) «Семья кентавров», на которой была изо­бражена кентавресса, кормящая двух де­тенышей. Картина погибла при кораб­лекрушении (описание ее повторения да­но Лукианом). В сочинении Филострата «Картины» прекрасные кентавриды срав­ниваются с амазонками: «Как красивы эти женщины-кентавриды даже в их лошади­ном образе! Одни из них срослись с телами белых коней, другие соединились с золо­тисто-рыжими... С телом вороного коня срослась белая кентаврида». В античном и эллинистическом искусстве преобладал «классический тип» изображения кентав­ра—с торсом человека и туловищем коня. В одной руке кентавр держит лук или бу­лаву, в другой — щит, иногда — уби­того зайца («кентавр-охотник»). Кентавры вместе с сатирами и вакханками изобража­ются в свите бога виноделия Диониса, тут же происходят оргии кентавров и кентавресс. Кетавр-апотропей («отвратитель бед») борется со змеей. Этот тип изображе­ния позднее видоизменился в эмблему: «Сила должна соединяться с мудростью». В такой эмблеме кентавр одной рукой дер­жит лук (символ силы), а другой — короно­ванного змея — василиска (символ мудрос­ти). В искусстве Византии встре­чаются изображения кентавра с женским лицом и в короне, рядом с птицами — си­ренами. Образы крылатых кентавров из­вестны в искусстве Армении, Сирии, Персии, Дагестана. Предполагается, что причиной появления таких «геминусов» является слияние образов греческого кентавра и ска­зочного существа мусульманского искусст­ва — крылатого коня Аль-Борака, на кото­ром пророк Мухаммад в одном из своих ви­дений вознесся на небо. В Средневеко­вье появилась еще одна разновидность «геминуса» — гиппопод, или иопод (греч. hiрpopodes — «лошадиноногий») — фигура человека с конскими копытами, схожая с сатиром. В Капитолий­ском музее в Риме экспонируются две скульптуры кентавров, выполненные из темно-серого полированного мрамора. Они обнаружены при раскопках виллы римско­го императора Адриана в Тиволи, считают­ся работой греческих мастеров II в. до н. э.. Девятый зодиакальный знак со­звездия Стрельца с глубокой древности изображали в виде кентавра (образ крыла­того кентавра с луком и стрелой в руках встречается в искусстве древней Месопота­мии). Стрелец считается мужским, актив­ным знаком, располагающим к гармонии тела и ума и способствующим дару проро­чества. Древние греки увидели в рисунке этого созвездия кентавра Хирона и припи­сали ему изобретение небесной сферы (прибора для изучения звездного неба). Хирона считали учителем врача Асклепия, знатоком целебных трав (латинское название растения «золототысячник» — сепtaurium — произошло от слова «кентавр»). Изображение Стрельца, целящегося из лу­ка в звезды, стало символом духовных уст­ремлений и амбиций существа, выходяще­го из животного состояния. Однако в Сре­дневековье кентавр по большей части считался существом низменным, не пре­одолевшим свою животную природу, оли­цетворением порока и противопоставлялся рыцарю — символу благородства. В ран­нехристианском «Физиологе» кентавр трак­туется как символ еретика, знающего исти­ну, но умышленно ее искажающего, — олицетворение двойственности (отсутст­вует в славянском варианте текста). Ан­тичные кентавры являются персонажами «Божественной комедии» Данте (Ад, ХII: 52—99), отчего данную главу называют «Песнью кентавра». Выдающийся живопи­сец раннего Итальянского Возрождения Сандро Боттичелли написал картину «Ми­нерва, укрощающая кентавра». В картине легко прочи­тывается аллегория : богиня мудрости, по­кровительница наук и искусств Афина (у римлян — Минерва) приручает свирепого кентавра. В другом произведении Боттичелли в одном из рельефов, изображения которых заполняют фон загадочной картины, также показал кентавра (на его спине сидит Эрот — реплика античной скульптуры), которого ведет, связав ему руки, женщина в длинных одеждах. Подобные аллегории, разработанные в эпоху Возрождения, положили начало «кентавристике» — науке, изучающей двойственную природу человека. Еще одно близкое сказочное животное — ихтиокентавр.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67