ЛОТОС

ЛОТОС (греч. lotos) — род многолетних земноводных травянистых растений. Известны греческий, или троянский, лотос, киренейский лотос (дерево, про­израстающее в Северной Африке), египетский лотос, или «ниль­ская лилия», — водяная кувшинка (лат. Nymphaea Nelumbo) с красивыми белы­ми либо розовыми цветами. Из черного лотосового дерева в древно­сти вырезали вотивные фигурки и флей­ты, отсюда позднейшее латинское lotus в значении «флейта, свирель, нежная музыка». В Египте встречаются также го­лубые цветки лотоса (лат. Nymphaea caerulea). В индуистской мифологии творец мира Брахма рождается из цветка лото­са, выращенного из пупа сидящего в воде Вишну. Лотос считается символом Вселенной, он плавает в океане миро­здания. Чашечка цветка уподобляется священной горе Меру, четыре лепестка лотоса — четырем частям света. Из ле­пестков лотоса возникают реки, горы, долины. С ростом тысячелепесткового золотого лотоса формируется Вселен­ная. В древности египтяне заметили, что цветки нильского лотоса распуска­ются при заходе Солнца и, закрываясь, погружаются в воду при его восходе. Днем цветок спит, а ночью просыпа­ется. Это послужило основанием для посвящения цветка богу Солнца Ра. В египетском искусстве изображается младенец Осирис-Pa, сидящий на цвет­ке лотоса, — символ рождения Солнца из мирового океана, смены дня и ночи, вечного рождения, умирания и воскресе­ния. Лотос также — колыбель бога Гора (Хора), сына Осириса, и Нефертума. Богиня Исида, супруга Осириса, изо­бражается на «лотосовом троне». Особо почитался красный лотос, «вышедший из огня». Из лепестков лотоса, нанизы­вая их на нити, женщины делали голов­ные повязки, вплетали их в прически. Цветки лотоса опускали на лоб. На еги­петских монументальных росписях и ре­льефах видно, как на пирах гости держат в руках пучки лотосов; стеблями этого цветка обвивали сосуды с вином, и цвет­ки свешивались по сторонам кувшина. Симметрично склоняющиеся цветки лотоса — характерный мотив египет­ского орнамента. Розовый чашеобразный лотос воспроизводился в росписях але­бастровых сосудов и имел священное значение. Цветки голубого лотоса чаще использовали в заупокойном культе. Лотос был символом Верхнего Егип­та, папирус — Нижнего. Их соедине­ние — эмблема объединения Египта под властью фараонов, такие изображения встречаются в храме Амона в Карнаке. Лигатура — связка стеблей лотоса и папируса (перетянутых посередине узлом из стеблей), по-египетски «Сема-Тауи», — изображалась на боковых стен­ках трона египетских фараонов, ее можно видеть, в частности, на тронах Колоссов Мемнона — огром­ных статуй фараона Аменхотепа III. В искусстве древних хеттов, финикий­цев, шумеров цветок лотоса символизировал смерть и возрождение и служил атрибу­том погребальных культов. В то же время он означал жизнь и производящие силы природы. Если лотос изображали рядом с быком, он почитался в качестве соляр­ного символа, рядом с коровой — лун­ного. Цветок лотоса изображали вместе со львом, бараном, лебедем, свастикой, змеей, грифоном, сфинксом. Как цветок египетской Исиды, богини-матери, ло­тос заимствовали эллины в качестве атрибута богини Афродиты (у рим­лян — Венеры). В форме лотоса делали колонны египетских и финикийских хра­мов, эта же форма придавалась сосудам, туалетным ложечкам, светильникам, ювелирным украшениям из дерева, слоно­вой кости, «египетского фаянса», золота. Из корня и семян лотоса приготовляли лечебное вещество «неню-фар», откуда происходит фран­цузское название кувшинки, или водя­ной лилии (nenuphar). В Греции белые цветы лотоса посвящали нимфам, отче­го возникло название «нимфея» (греч. nymphea). На санскрите белый лотос назывался Padma, голубой — Utpala. В культуре буддизма «закрытие цветка Padma и открытие Utpala определяет день и ночь на небесах». В буддийских легендах рассказывается, что, когда Будда достиг просветления под деревом Бодхи, он увидел своих собратьев по земной жизни в образе стеблей и буто­нов лотоса: одних — погруженных в ил, других — выбирающихся на поверхность воды, третьих — начинающих цвести. Поэтому лотос в буддизме — символ чистоты и совершенства. Лотос вырас­тает из грязи, но сам остается чистым. Так и Будда, рожденный в земном мире, чист, как белый цветок лотоса. Статуи Будды обычно покоятся на стилизован­ном изображении этого цветка — «лото­совом троне». Padmasana (санск., «поза лотоса»), со скрещенными ногами и вы­вернутыми наружу пятками, считается наилучшей для покоя, сосредоточения и созерцания. Лотос — одно из «вось­ми сокровищ», и он начертан на стопах Будды. Изображение Будды, являющегося из пламени, называется «Жемчужиной лотоса», или «Сердцем лотоса». В Древ­нем Китае лотос — эмблема одного из «Восьми Бессмертных». Рассказывается также, что Пе Ан Фей танцевала на цветках водяной лилии, «сделанных из золотой фольги и рассы­панных на земле», отсюда выражение: «Каждый шаг заставляет лотос расти» и поэтические сравнения женской ноги с «золотой лилией» и «изгибом лотоса». В мистических учениях Востока лотос символизирует «духовное развертыва­ние и достижение», результат взаимо­действия созидательных сил Солнца и лунных сил воды. Полностью раскры­тый цветок лотоса изображается в виде геометризованной розетки с семью, во­семью или десятью лепестками-лучами. Это — «колесо непрерывного существо­вания» и, одновременно, «чаша, водный символ женского начала природы». В добуддийской мифологии Китая лотос символизировал мужское начало природы, позднее - женское. Корень лотоса, скрытый глубоко под во­дой, — источник существования; коро­бочка с семенами — плодоносная сила творения; полностью раскрывшийся цветок — духовное совершенство. Бу­дучи солярно-лунным, лотос является также андрогинным — самодостаточным символом. Стебель лотоса соотносят с осью мира, цве­ток — с мандалой, Майтрейей. Количе­ство лепестков этого цветка обозначает чакры — вихри духовной энергии и сту­пени на пути к духовному совершенству. В символике индийских йогов чакры позвоночного столба изображаются в виде цветков лотоса. Согласно одной из позднейших ле­генд, новорожденный царевич Шакьямуни (ставший затем Буддой) вырвался из рук слуг и пошел по земле сам. Всюду, где ступала его нога, вырастал громад­ный белый лотос. Китайское название лотоса (li’еn) звучит так же, как «обя­зывать» или «вести себя скромно». По­этому изображение лотоса в традицион­ном искусстве Китая и Японии помимо общей символики имеет особенный подтекст — «пожелание счастья, благо­получия и скромности». Таким же обра­зом можно истолковывать изображения лотосов на дверях домов или столбы, колонны в виде стеблей и цветков этого растения.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67