ЛИЛИЯ и ИРИС

ЛИЛИЯ (через нем. Lilie, из лат. lilium, греч. leipion, от др.-егип. hrrt — «бледный, белый») — род многолетних лу­ковичных растений семейства лилей­ных с белыми, желтыми, оранжевыми или красными цветками. Встречается в странах Южной Европы, в Средизем­номорье, на Кавказе. Столица древне­го Элама город Сузы в Месопотамии, как предполагают, обязана своим на­званием этому цветку (др.-евр. shucham — «лилия»). От этого же корня происходит библейское имя Сусанна. На эмблеме персидских царей из рода Ахеменидов, завоевавших Сузы в 539 году до н. э., была изображена лилия. В Древ­нем Египте цветы белых лилий — ло­тосов — символизировали чистоту и невинность. Согласно иудейским пре­даниям, цветок белой лилии рос в Раю и даже после грехопадения праматери Евы остался чист, поэтому он почита­ется в качестве символа девственности и непорочности. Капите­ли колонн храма Соломона в Иерусалиме были «сделаны наподобие лилии». В крито-микенском ис­кусстве встречается стилизованный цве­ток лилии. Предположительно цветок связан с культом Бритомартис (Артемиды), девственной богини. В древнегреческой мифологии появление белоснежной лилии объясняется историей «Проис­хождения млечного пути». Алкмена, ро­дившая Геракла от Зевса, опасаясь ме­сти ревнивой Геры, спрятала младенца в кустарнике. Афина, зная о божествен­ном происхождении ребенка, привела к этому месту ничего не подозревавшую Геру, и та вскормила его своим молоком. Но будущий герой так укусил Геру, что она оттолкнула мальчугана, молоко брызнуло и образовало на небе млечный путь, а несколько капель, упав на землю, превратились в чудесные белые цветы. В античности и Средневековье белы­ми лилиями украшали голову невесты. Древ­ние римляне цветок лилии почитали как символ надежды и изображали на монетах. Однако его отождествляли с другим цветком — ирисом. Цветок лилии (или ири­са) считается символом чистоты Св. Девы Марии (Мадонны) и святых дев благодаря белизне и нежному аромату. Лилия — цветок, ранее других расцве­тающий весной, поэтому является сим­волом пришествия Христа, Мессии. Ита­льянские художники с цветком белой лилии изображали Архангела Гавриила в сценах «Благовещения Марии». Поэти­ческой символике способствовал и стих библейской Песни Песней Соломона: «Я нарцисс Саронский, лилия долин!» (Песн. 2:1). Далее белоснежная лилия сравнивается с невестой. Однако назва­ние этого цветка (греч. krinon; лат. Flos campi) в переводе на английский язык (lily of the valley — «лилия долин») ста­ло означать «ландыш». Живописцы Се­верного Возрождения заменяли редкую в их краях лилию ландышем либо ирисом (флам., франц. iris — «радуж­ный»; сравн. Ирида). С лилией в руках представляют Св. Иосифа, обручника (мужа Марии), Иоанна Крестителя, Антония Падуанского, Доминика, Фран­циска Ассизского, Франциска Ксаверия, Филиппа Нери. Бело­снежная лилия — атрибут святых Екатерины Сьенской, Клары, Евфимии, Схоласти­ки, Цецилии. По одной из легенд, ког­да Иисус в ночь перед Пасхой молился в Гефсиманском саду, все цветы склонились перед Ним в знак сострадания и печали. Одна толь­ко лилия, возгордившись своей красо­той, не склонилась. Но Иисус посмо­трел на нее, и лилия, пораженная Его смирением и печалью, устыдилась — ле­пестки ее зарделись. С тех пор она стала красной. В европейском Средневековье цветок лилии приобрел геральдическое значение. Это связывают с легендой об обращении в христианство франкского короля Хлодвига I (481—511) из династии Меровингов. В критический момент сра­жения с алеманнами, видя неминуемое поражение, король Хлодвиг обратил­ся за помощью к христианскому Богу, крикнув: «Я верю в Тебя!» Тогда явил­ся Ангел с белой лилией в руке и повелел ему сделать этот цветок своим оружием. В ту же минуту воины Хлодвига обрати­ли врагов в бегство. После этого, в 496 году, король вместе с приближенными принял кре­щение в Реймсе. С тех пор цветок лилии стал гербом династии Меровингов (ра­нее гербом было изображение пчелы). Считается также, что вначале этот цве­ток был красным. Именно такие крас­ные лилии произрастали в долине речки Ли (Lys), впадающей в Шельду (Южная Фландрия), где одержал победу Хлодвиг. Его воины вернулись на родину в вен­ках из этих цветов. В дальнейшем «цве­ток из долины Ли» (франц. Fleur de Lys) рассматривался в качестве символа Св. Троицы, и его название стали прочиты­вать как «цветок света», что подкрепля­лось латинским девизом: «Lux lucet in tenebris» («Свет сияет во тьме»). Лилию изображали в сиянии лучей, соединяя с монограммой «LUX» (лат., Свет) либо с «IHS» («Jesus Hominum Salvator» — лат., «Иисус Спаситель людей»). На не­которых средневековых изображениях можно видеть единорога, съедающего белую лилию, — эмблема духовной чи­стоты. Один из символов западного хри­стианства — «Лестница Совершенства» (лат. Scala Perfectionis). Представляет собой изображение лестницы, уходящей в небо. На ее верхней ступени — Ангел либо «геральдическая лилия», «цветок света» (Fleur de Lys), и вифлеемская звез­да. Эта эмблема восходит к иконографии «Лествицы Райской» и «Лестницы Иако­ва», ее аллегория прочитывается в стихах «Божественной комедии» Данте. В по­вести о Св. Граале французского поэта Кретьена де Труа (ок. 1180) рассказы­вается, как рыцарь Персеваль встречает в таинственном замке деву по имени Бланшефлёр (франц. Blanchefleur — «Бе­лый цветок»). Она одета в белую сороч­ку, поверх которой — шелковая красная накидка. Персеваль «соединяется с ней в страсти... становится ее рыцарем... и может теперь познать в собствен­ной крови Грааль как солнечную мощь мировой любви. Как победитель об­лачился он в красные доспехи. Как победитель, который сумел защитить Бланшефлёр от всех врагов, покушав­шихся на ее целомудрие, он вправе по­лучить в дар чистейшую любовь». Эта прозрачная аллегория связана с тради­ционной символикой цветка лилии и в то же время — с образами и символа­ми французской куртуазной рыцарской лирики. В средневековой алхимии также принят образ «белого цветка — души, стремящейся воплотиться, чтобы быть схваченной красным рыцарем». Схожие образы имеются в символике розен­крейцеров. Три лилии на одном стебле означают девственность, возрождение и бессмертие. Лилия, окруженная ши­пами, — Непорочное Зачатие, чистоту среди грехов мира. Прямой стебель лилии упо­добляли скипетру и рассматривали как «символ Божественного разума». Иногда лилию изобра­жали вместе с мечом, что означает не­винность и защиту. Такая эмблема парадоксально связана с античной ле­гендой о том, как богиня любви Афро­дита (Венера), возненавидев растение, поставила на нем вертикальный знак, напоминающий фаллос. От­сюда название цветка ириса — «лилия с мечом», или «шпажник». Соедине­ние геометризованного изображения лилии с вертикальным элементом (ме­чом, копьем, фаллосом) составляет основу так называемой геральдической лилии, значительно отличающейся от действительного облика цветка. В христианской иконографии такая форма объясняется соединением формы цветка, символа Благовещения, схризмой — эмблемой Христа. Из трех лепестков такой эмблемы один направлен вверх — к Богу, два других, по сторонам, — вниз, к земле (горизон­тальная перевязь внизу — символ зем­ной тверди). Получающийся при этом ромб в эзотерической традиции рассмат­ривается как знак единения земли и неба. В XII веке такая эмблема становится королевским гербом Франции. В 1147 году участники Второго Крестового похода под предводительством французского короля Людовика VII (1137-1180) выса­дились в Палестине и увидели сходство между цветком белой лилии и желтого ириса, произраставшего на их родине. Король отметил также сходство слов Louis (своего имени) и Loys (так называ­ли тогда цветок). Вспомнили и легенду о Хлодвиге, одолевшем с помощью цветка лилии врагов христианства. Так появилась новая эмблема коро­левской власти — белое знамя с тремя золотыми ирисами (отождествленны­ми с лилиями). Геометризованное, напоминающее алебарду, изображе­ние ириса-лилии стало называться, в память короля Хлодвига, fleur de lys, что обычно переводится как «гераль­дическая лилия». Французский король Людовик IX Святой (1226-1270) в сво­ем гербе соединил «лилию» с марга­риткой в честь королевы Маргариты Прованской. Три лилии на флаге Людовика IX Святого символи­зировали его добродетели: сострадание, милосердие, справедливость. Форма королевского скипетра также заверша­лась «цветком лилии». Французская по­говорка «Les lys ne filent pas» («Лилии не прядут») означает, что французский престол не могут занимать женщины, а выражение «etre assis sur des lys» («вос­седать на лилиях») подразумевает «за­нимать высокую должность», то есть си­деть в кресле, украшенном королевским гербом. При Карле VII (1422-1461) три тесно составленные «геральдические лилии» становятся официальным го­сударственным гербом. Жанне д'Арк в знак ее особых заслуг Карл VII да­ровал фамилию du Lys («Лилиевые») и герб — две лилии на синем поле с мечом в центре. «Лилии Людовиков» стано­вятся во Франции любимым мотивом орнамента, они украшают ткани, сте­ны, мебель, оружие. Благодаря коро­лю Людовику XI (1461-1483), в 1457 году женившемуся на Шарлотте Савойской из рода Медичи, цветок лилии стал гер­бом Тосканы и столицы этой итальян­ской области — Флоренции. Однако во флорентийской лилии, в отличие от французской, отсутствуют тычинки, что придает ей еще более «копьеобразный» вид. В древнерусском ис­кусстве встречается мотив трилист­ника, или трехлопастной розетки. Он называется «крин» (ст.-слав, кринъ, из греч. krinon — «лилия»). Рельефные терракотовые плитки, полихромные изразцы с таким мотивом можно видеть в архитектурных памятниках Москвы, Ростова Великого, Кирилле-Белозерского монастыря. Существуют также «двой­ной крин», «полукрин». На рельефах русских храмов, посвященных Богома­тери, можно заметить женскую маску «с крином» — трехлопастной пальмет­той на голове. Такой «головной убор» символизирует непорочное зачатие Христа Девой Марией. Он имеет прото­типы в коптском и византийском искус­стве. В народных легендах Западной и Восточной Европы цветок лилии связывается с печалью, разлукой и смертью, прежде всего из-за его хруп­кости и беззащитности...

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67