РОЗА, белая роза, красная роза, алая роза, ...

РОЗА (лат. rosa, от греч. rodon, из др.-инд. ros — «роса, влага»; персидск. ward, арабск. ward) — царица цветов, предмет восторженного поклоне­ния, множества поэтических строк, вдох­новенных описаний, сравнений, аллюзий, эпитетов, сочинения аллегорий, символов и эмблем. В Древней Индии розу почитали более других прекрасных и благоухающих цветов. В древних пуранам (сказаниях) изложена легенда о том, как Вишну, ох­ранитель Вселенной, создал чудный цветок из ста восьми больших и тысяча восьми мелких лепестков, затем он, вдыхая божествен­ный аромат, поцеловал его, и из цветка родилась Лакшми (др.-инд., «Добрый знак, счастье») — его будущая супруга. В поэзии Древней Персии розу превозносили в качестве цветка кра­соты и символа божественной тайны. Ее стыдливую красоту (белые лепестки с ро­зовеющими краями) противопоставляли «бледному, сонливому лотосу». Слово «роза» по-пер­сидски звучит «гюль», отсюда поэтичес­кое название Персии — Гюлистан («Сад Роз»). В Исламе розу почитают божест­венным цветком (белая роза выросла из капель пота Мухаммада при его ночном восхождении на небо). Поэтому, согласно восточ­ным поверьям, розовая вода обладает очистительной силой. Китайский фило­соф Конфуций (551-479 гг. до н. э.) так­же воспевал розу как царицу цветов. Розы разводили в садах китайских императо­ров, и в исторических хрониках подчер­кивалось, что из 18 000 томов император­ской библиотеки в Пекине 500 посвящено розам. В Египте этот цветок стал извес­тен только в VII веке до н. э. В Иудее счи­тали, что красная роза выросла из невин­но пролитой крови Авеля, убитого своим братом, и поэтому еврейские невесты в день свадьбы украшали волосы ярко-красными лилиями или розами. Египет­ская царица Клеопатра принимала у себя римского консула Марка Антония, по­велев усыпать полы залов своего дворца лепестками роз. Римляне переняли с Вос­тока обычай бросать в кубки с вином ле­пестки роз. «Розы Пиэрии» воспевала древне­греческая поэтесса Сапфо (ок. 612 г. до н. э. — ок. 540 гг.). В песнях Анакреонта (ок. 570 г. до н. э. — ?) рассказывается, что, когда Киприда — богиня Афродита — вы­шла из морской пены у берега о. Кипр, часть пены, покрывавшей ее тело, пре­вратилась в розы (вариант: одна из капель крови оскопленного Урана превратилась в розу, другие — в богиню). Увидев столь чудный наряд, боги обрызгали цветки нектаром, и они обрели божественный аромат. Так белые розы стали в Древней Греции атрибутом богини любви Афро­диты. Но когда богиня узнала о гибели своего возлюбленного Адониса, розы пок­раснели — их обрызгала кровь Афродиты из ран от шипов (в ином варианте мифа — красные розы выросли из земли, пропи­танной кровью умирающего Адониса). В другой истории рассказывается, как богиня цветов Флора полюбила Эрота и вырастила в его честь цветок, она хотела назвать его именем бога любви (Eros), но от смущения покраснела и смогла вы­молвить только часть слова: «Ros». Так появился на свет цветок с розовыми ле­пестками и названием «роза». Еще один миф сообщает, что розы появились от слез самого Эрота, который оплакивал нимфу Розалию, убитую из ревности к нему богиней Дианой. В Риме между 11 мая и 15 июля (время цветения роз) проводили древний италийский праздник Розалии, связанный с заупокойным куль­том — венками из роз украшали гробни­цы и урны с прахом умерших. В бутоне розы и в структуре ее лепестков видели символ бесконечности. Римляне считали розу мужественным цветком и украшали им свои воинские шлемы. Су­ществовало поверье, что вид и запах розы охлаждает жар вина и мешает спьяну вы­балтывать секреты. Поэтому римляне ве­шали на пирах над столом цветок розы в знак того, что передавать другим за­стольные разговоры не следует. Отсюда латинское выражение: «Sub rosa dictum» («Сказанное под розой»). Цветок розы был атрибутом Гарпократа— божества молчания. Этот символ сохранился в Средневековье в качестве геральдического изображения и знака католических испо­ведален. Розы упоминаются в христиан­ской легенде о святой великомученице Доротее. Св. Доминик истязал себя тер­ниями, которые превращались в розы. Красная роза — символ страданий Хрис­та на кресте, пролитой Им крови ради спасения людей. Белую розу в качестве символа божественной любви упоминает Данте Алигьери в «Божественной коме­дии». Согласно легенде, Архангел Гав­риил сплел для Богоматери три венка из роз: из крас­ных роз — символ страдания, из белых роз — радости и из желтых роз — в знак будущей славы. В литаниях (молениях) Мадонну именуют «Rosa Mistica» (итал., «Волшеб­ная роза»). По поверью, в Райском саду рос розовый куст без шипов, но после грехопадения Адама и Евы на нем появи­лись шипы как напоминание о совер­шенном грехе. Поэтому Мадонну, желая подчеркнуть Ее чистоту, называют «ро­зой без шипов». Считается также, что в итальянском городе Падуе благодаря мо­литвам Св. Антония Падуанского выросли розы без шипов. Они изображены на зна­менитом Изенгеймском алтаре. Однако предпо­лагают, что в этой легенде имеется в виду не роза, а розовый пион. Гирлянда из роз символизирует нить с чётками, изобрета­телем которых считается Св. Доминик де Гусмана. Он сделал бусы из лепестков роз, перетертых с гум­миарабиком (le rosaire), но идея чёток за­имствована из Индии. Средневековые трубадуры видели в розе символ земной любви и поклонения Прекрасной Даме, что свя­зано с мистикой Святого Грааля, сказа­ниями о Красном рыцаре и «Белой Розе». «Большой розой» называют в архитектуре готических соборов круглое окно в центре западного фасада. По од­ной из версий, впервые «розу» на за­падном фасаде церкви поместил около 1140 года аббат Сюжер. Со­гласно легенде, королева Бланка Кас­тильская и ее сын Людовик IX Святой (1226-1270)  приносили  в дар храмам розы, свои любимые цветы, а также, по рыцарской традиции, посвящали «ка­менные розы» — круглые окна с витра­жами в качестве символических венков из роз. Переплеты таких окон с разно­цветными стеклами действительно похо­жи на розы. Сердцевина цветка символи­зирует присутствие Бога в материальном мире. Западный фасад собора для челове­ка, находящегося внутри, означает «тем­ную сторону» (Запад считали страной де­монов). Горящее всеми цветами радуги окно-роза при закате солнца выделяется на темной стене нефа, но это окно не освещает, а расцвечивает, в символиче­ском смысле — делает видимым свет Евангелия. Французский медиевист — ис­следователь средневекового искусства — Э. Маль называл большую розу собора в Реймсе «темно-пурпурным цветком». Она была украшена сочными, темного тона красными, зелеными и синими стеклами, характерными для витражного искусства 1240—1250-х гг. (уничтожена бомбарди­ровкой 1914 г.). Собствен­ную символику имеют розы трансепта (поперечного нефа) храма. Алтарные вит­ражи символизируют Восток, Святую землю, «западная роза» при вечернем солнце ассоциируется со страной мерт­вых и днем Страшного суда; роза, распо­ложенная на торце северного трансепта, не освещается солнцем, оттого и краски ее холодят. Зато «южная роза» сверкает лучами полуденного светила. Рисунок каменного переплета роз включает колон­ки с капителями и аркатуру, что сближает символику каменного цветка с мандолой и «колесом Фортуны». В Англии во время на­чавшейся распри между королевскими домами Ланкастеров и Йорков враж­дующие партии избрали своими герба­ми розы: алая роза появилась в гербе Ланкастеров, белая роза — в гербе Йорков. В 1455 году началась война Алой и Белой розы, закончившаяся гибелью в 1485 году короля Ричарда III Йорка. В гербе новой английской династии Тюдоров при ко­роле Генрихе VII алую и белую розы соединили в одну эмблему. Во Франции роза была люби­мым мотивом художников Лотарингии, она означает «беско­нечную красоту жизни» (франц. «la reine eternellement adorable» — «королева бес­конечного восхищения»).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67