Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz de Heem, 1606, Утрехт — 1684, Антверпен) - голландский живописец, мастер натюрморта. Учился в Утрехте у
Б. ван дер Аста, влияние которого заметно в самых ранних его работах. Во второй половине 1620-х годов работал в Лейдене, где писал монохромные композиции типа «vanitas» с изображением книг, музыкальных инструментов, песочных часов, свечи, черепа. В 1636 году Xем переехал в Антверпен, где под влиянием мастеров фламандской школы, прежде всего Д. Сегерса, изменилась тематика его натюрмортов и живописные приемы. Он обращается к изображению цветов и фруктов; его композиции приобретают барочные черты, становясь более сложными и динамичными. Контрасты светотени вносят в них драматический оттенок, что вполне соответствует часто звучащей в них теме быстротечности времени. Не случайно рядом с роскошными букетами появляются то часы, то символ бренности — череп, то дублирующая его по смыслу пустая раковина. Во Фландрии Xем оставался до конца жизни, покинув ее лишь на 1669-1672 годы, которые он провел в Утрехте. Его произведения высоко ценились и оказали влияние на многих живописцев. Он имел большую мастерскую, где рядом с ним в поздний период работали оба сына — Ян и Корнелис, а затем и внук — Давид Корнелис.
Произведения: «Натюрморт с книгами» (1628), «Гирлянда из цветов и фруктов» (оба — Гаага, Маурицхёйс); «Натюрморт с омаром и кубком-наутилусом» (1634, Штутгарт, Государственная галерея); «Натюрморт с фруктами» (1640,
Париж,
Лувр); «Плоды и ваза с цветами» (1655), «Цветы в вазе», «Омар и фрукты на столе» (все — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Натюрморт с птичьим гнездом», «Memento mori. Череп и букет цветов» (оба — Дрезден, Картинная галерея старых мастеров); «Натюрморт с фруктами» (Мадрид, Прадо); «Лесной пейзаж с цветами и лягушками» (Вадуц, Галерея Лихтенштейн); «Натюрморт с бокалами и музыкальными инструментами» (Утрехт, Центральный музей); «Натюрморт с букетом цветов» (Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисса).