Франс Халс (Frans Hals, 1581/85, Антверпен — 1666, Харлем) - голландский живописец, один из величайших портретистов XVII века и зачинателей национальной школы. Родился в Южных Нидерландах в семье ремесленника голландского происхождения. В 1591 году родители Xалса вернулись на родину и обосновались в Харлеме, с которым была связана вся дальнейшая жизнь художника. Здесь он учился в мастерской
К. ван Мандера, а в 1610 году стал членом гильдии св. Луки. Биографические данные о Xалсе крайне скудны. Известно, что он лишь несколько раз покидал Харлем, совершив кратковременные поездки в Антверпен (1616) и Амстердам (середина 1630-х); был дважды женат и имел двенадцать детей; вел богемную жизнь, был тесно связан с миром театра, в 1618 году став членом камеры редерейков (актеров-любителей). Создав за более чем полувековую творческую жизнь грандиозную галерею образов современников — от безымянных бродяг до сильных мира сего, Xалс пережил свою славу и умер в харлемском приюте для бедных.
Начало творческого пути Xалса остается неизвестным. Самые ранние из его дошедших до нас работ — «Портрет Я. Заффиуса» (Харлем, Музей Франса Халса) и «Портрет мужчины с черепом» (Бирмингем, Барберовский институт искусств) — относятся к первой половине 1610-х годов, когда ему было уже за тридцать. В них еще сохраняется некоторая напряженность, присущая нидерландским портретам конца XVI века, от которой художник полностью избавляется в следующих по времени работах, датированных 1616-м годом. Это, прежде всего «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (Харлем, Музей Франса Халса) — монументальное полотно, в котором Xалс выступает уже полностью сложившимся, самобытным мастером, смело нарушающим бытовавшую в Харлеме традицию группового портрета. Сочетание сидящих и стоящих фигур, разнообразие поз и жестов создают впечатление естественности и непринужденного общения, а царящий в картине дух бодрости и оптимизма отражает атмосферу жизни молодой Голландской республики, которая совсем недавно завоевала независимость от испанской короны. Полотно Xалса явилось новым словом в жанре группового портрета, который стал одним из важных направлений его деятельности. Еще большей композиционной свободы и подвижности художник достигает в групповых портретах офицеров стрелковой роты св. Адриана (1624) и св. Георгия (1627, оба — Харлем, Музей Франса Халса). Он создает впечатление как бы случайно схваченного мгновения дружеской пирушки. В объединенных действием стрелках нет ни нарочитого позирования, ни скованности. Вместе с тем жанровость не мешает Xалсу тонко решить собственно портретную задачу: создать яркие индивидуальные образы, каждый из которых подан крупным планом. Перед нами действительно коллектив равноправных людей, связанных узами товарищества и гражданской солидарности, общими воспоминаниями о славном боевом прошлом и гордостью за свою родину. Смелое, размашистое письмо, сочная красочная гамма, в которой черные пятна костюмов сочетаются с яркими всплесками голубого, золотисто-желтого, красного, повышают жизнеутверждающий тонус произведений.
Особенности мировосприятия и творческого метода раннего Xалса нашли яркое выражение в так называемых жанровых портретах — особом типе острохарактерных полуфигурных изображений, который культивировался им в 1620-х — начале 1630-х годов. Это и подвыпивший офицер с бокалом в руке, словно приглашающий зрителя разделить его веселье («Веселый пьяница», Амстердам,
Рейксмузеум), и обаятельная, лукавая простолюдинка, этакая «голландская Кармен» («Цыганочка», ок. 1628-1630,
Париж,
Лувр), и «харлемская ведьма», содержательница матросского кабака («Малле Баббе», ок. 1629-1630, Берлин, Государственные собрания), и некрасивый подросток с корзиной за плечами, прячущий озябшие руки в складках широкой, явно с чужого плеча одежды («Мальчик-рыбак», Антверпен, Королевский музей изящных искусств) и др. Эти образы демонстрируют уникальную способность голландского мастера схватывать индивидуальную неповторимость каждой модели, выраженную в физическом облике, мимике, жесте, манере держаться. Все это выявляется в потоке жизни, в мгновенных ситуациях, которые подразумеваются в картинах. Герои Xалса раскрываются в общении с другими людьми; часто они обращаются прямо к зрителю. Некоторые из образов навеяны ярмарочными представлениями и постановками редерейков, например «Шут с лютней» (Париж, Лувр); «Мулат» (Лейпциг, Музей изобразительных искусств); «Юнкер Рамп» (1623, Нью-Йорк,
Музей Метрополитен). В картинах этой группы проявляется глубокий демократизм Xалса, он прославляет вольную жизнь на театральных подмостках, на ярмарке, в таверне, любуется бесшабашной удалью своих героев, их непосредственностью и полной раскованностью. Более всего он ценит в человеке естественность. Не случайно героями многих его произведений тех лет были дети, в изображении которых он показал себя непревзойденным мастером («Смеющийся мальчик», Гаага, Маурицхёйс). Улыбки и смех не сходили с картин Франса Xалса. Кипучее биение жизни, в котором заключается особое обаяние его образов 1620-х — 1630-х годов, находило выражение и в необычной для голландской школы импульсивной манере письма, и в открытой композиции, выплескивающей на зрителя мощный заряд энергии.
В 1620—1630-е годы — период своей наибольшей популярности — Xалс выполнял и большое число индивидуальных заказов, создавая портреты разного типа: одиночные, парные, семейные; на нейтральном фоне, в интерьере, в пейзаже; погрудные и в полный рост. К числу самых ярких произведений мастера относятся «Смеющийся кавалер» (1624,
Лондон, Галерея Уоллес); «Портрет И. Массы и его жены Б. ван дер Лан» (ок. 1622, Амстердам, Рейксмузеум); парные портреты амстердамского бургомистра Николаса Хасселара и его жены (1630-1632, Амстердам, Рейксмузеум); «Портрет Питера ван дер Брука» (1633, Лондон, Национальная галерея); два портрета харлемского купца Виллема Хейтхейзена (ок. 1625, Мюнхен, Старая пинакотека, и 1637-1639, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Два последних показывают, сколь по-разному мог воспринимать Xалс одну и ту же модель в зависимости от ее внутреннего состояния и назначения портрета: парадного, рассчитанного на публику, — в первом случае и камерного, интимного, предназначенного для узкого круга близких людей, — во втором.
В конце 1630-х годов в мироощущении Xалса происходят глубокие изменения: раньше других он чутко уловил перемены в общественном климате страны. Из его картин почти исчезают улыбки и смех. Резким контрастом офицерским групповым портретам смотрится «Портрет регентов госпиталя св. Елизаветы» (1641, Харлем, Музей Франса Халса) с его статичной фризообразной композицией. С исключительной силой вылеплены головы и руки персонажей, но в их позах нет былой непринужденности и энергичности. Xалс больше не пишет людей из народа, а в его заказных портретах все явственнее звучит критическая нота. С беспощадной иронией написан образ молодого президента судебной палаты Яспера Схаде ван Веструма, известного своими непомерными тратами на наряды (ок. 1645, Прага, Национальная галерея). Страшной мегерой предстает перед зрителем пожилая бюргерша, сидящая в традиционной позе домовитой хозяйки и скромницы («Женский портрет», 1640, Гент, Музей изящных искусств). Иногда, как, например, в «Портрете Класа Дуйста» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен), острота характеристики граничит с гротеском. Положительные образы редки в позднем творчестве Xалса; это в основном люди науки и искусства («Портрет Иоханнеса Хорнбека», 1645, Брюссель, Королевский музей изящных искусств; «Портрет Яна Асселейна», 1652-1654, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Держась спокойно и с достоинством, они охраняют свой внутренний мир от посягательств извне. Многим героям позднего Xалса свойственна некая внутренняя ущербность, и они как будто неуютно чувствуют себя под взглядом художника, виновато улыбаясь («Портрет мужчины в широкополой шляпе», Кассель, Картинная галерея) или пытаясь принять независимый вид («Портрет В. Круса», Мюнхен, Старая пинакотека). За внешней бравадой, презрительными взглядами, язвительными усмешками некоторых персонажей скрываются разочарованность, скепсис, горечь («Портрет мужчины со шляпой в руке», ок. 1652, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; «Мужской портрет», ок. 1660, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Два последних портрета принадлежат к числу самых сильных произведений Xалса, к наиболее ярким образцам его поздней манеры, которая поражает своей экспрессивностью. Художник обычно писал по слегка загрунтованному холсту в технике alia prima, без предварительного рисунка, кистью одновременно очерчивая форму, лепя ее рельеф, передавая цвет и фактуру. В красочной поверхности картин запечатлелся сам процесс работы мастера, ритм движений его руки. Начиная с 1640-х годов палитра Xалса становится все более строгой. Черный, белый, телесный, коричневатый или темно-оливковый лишь изредка оживляются небольшими пятнышками красного, розового, фиолетового. Из этой ограниченной гаммы художник извлекает поразительные эффекты, воспринимая цвет во множестве градаций, во взаимодействии со светом и воздухом. Предельной живописной выразительности и психологической силы старый Xалс достигает в своих последних работах — групповых портретах попечителей и попечительниц харлемской богадельни (оба — 1664, Харлем, Музей Франса Халса), создав безжалостные и одновременно трагические образы людей физически изношенных и внутренне опустошенных, как будто оцепеневших перед лицом надвигающейся смерти.
Творчество Xалса сыграло важнейшую роль в истории голландской школы, особенно на раннем этапе, когда мастерская живописца в Харлеме была средоточием передовых художественных идей и способствовала развитию не только портрета, но и бытового жанра, пейзажа, натюрморта в их новых национальных формах. Среди многочисленных учеников Франса Xалса были
А. Браувер,
А. ван Остаде,
П. Кодде,
Д. Халс, а также сыновья художника
Франс Младший, Клас, Хармен и
Иоханнес. Смелые живописные новации Xалса, опережавшие эпоху, послужили бесценными уроками для
Э. Мане,
В. Ван Гога и других мастеров второй половины XIX века.