Антонис Ван Дейк (Antonis Van Dyck)

Антонис Ван Дейк (Antonis Van Dyck (Dijck), 1599, Антверпен — 1641, Лондон) - фламандский живописец, рисовальщик и гравер. Сын крупного торговца шелком, получил хорошее домашнее воспитание и с раннего детства проявил исключительные способности. В возрасте десяти лет поступил в мастерскую X. ван Валена. В начале 1618 года принят в гильдию св. Луки в Антверпене, будучи к тому времени вполне сложившимся художником. Первые дошедшие до нас работы Ван Дейка да­тированы 1613 годом («Портрет старика», Брюссель, Королев­ский музей изящных искусств; «Автопортрет», Вена, Ху­дожественно-исторический музей). К 1615-1616 годам относится серия погрудных изображений апостолов («Апостол Петр», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Св. Матфей», частное собр.; «Св. Иаков Старший», частное собр., и др.). Разнообразие физиономических характерис­тик и душевных состояний героев серии, за каждым из которых стоит конкретная модель, выдают в авторе яркую индивидуальность и несомненный дар портретиста.
Начало творческого пути Ван Дейка тесно связано с П. П. Ру­бенсом, в мастерскую которого он пришел около 1617 года. Став вскоре ближайшим сотрудником главы фламандской школы, он принимал участие в крупных проектах мастера конца 1610-х годов. Тесное творческое общение с великим жи­вописцем и жизнь в его доме, который посещали многие замечательные люди, благотворно сказались на личности молодого художника, помогли ему обрести мастерство и расширить культурный кругозор. Копируя произведения Рубенса для тех или иных заказчиков, Антонис Ван Дейк хорошо усво­ил его барочный стиль. Пользуясь им, он написал в пер­вый антверпенский период (до отъезда в Италию в конце 1621) значительное число картин на религиозные и мифо­логические сюжеты. Среди них и парафразы рубенсовских работ («Самсон и Далила», Лондон, Галерея Далвич; «Пья­ный Силен», Дрезден, Картинная галерея старых масте­ров; «Юпитер и Антиопа», Гент, Музей изящных искусств), и оригинальные композиции («Христос и дети», ок. 1618, Оттава, Национальная галерея Канады; «Св. Мартин и нищий», Завентам, церковь св. Мартина, вариант — Винд­зор, Королевское собрание; «Взятие Христа под стражу», Бристоль, Художественный музей, варианты — Мадрид, Прадо; Миннеаполис, Институт искусств). Молодой жи­вописец рано приобрел известность, о чем свидетельству­ет, в частности, наличие авторских повторений ряда кар­тин, пользовавшихся спросом у знатоков. Однако свое истинное призвание Ван Дейк нашел в искусстве портрета. Именно в этом жанре наиболее полно раскрылись его творческое своеобразие и живописное новаторство. Он не только создал тот тип парадного аристократического портрета, который стал эталоном для всей Европы, но и, опираясь на опыт предшественников, прежде всего вене­цианцев XVI века, разработал новые композиционные и живописные приемы портретирования, характерные для эпохи барокко. Уже первые портреты Ван Дейка, в построении и технике письма которых еще сохраняется определенная зависи­мость от нидерландской традиции, отличаются необы­чайно чутким отношением художника к внутренней жиз­ни героев и стремлением установить непосредственный контакт между ними и зрителем («Портрет молодой жен­щины с ребенком», ок. 1618, Санкт-Петербург, Государ­ственный Эрмитаж; «Портрет Корнелиса ван дер Геста», 1619-1620, Лондон, Национальная галерея; парные порт­реты художника Франса Снейдерса и его жены Маргариты де Вое, Нью-Йорк, собр. Фрик; «Портрет Томаса Хауарда, графа Эрундела», 1620-1621, Лос-Анджелес, Музей П. Гетти). Шедевром этого раннего периода является блестящий по исполнению «Семейный портрет» (1621, Санкт-Петер­бург, Государственный Эрмитаж), отражающий увлечение Ван Дейка венецианской живописью XVI века, с образцами кото­рой он познакомился в доме Рубенса и во время поездки в Лондон в конце 1620 — начале 1621 ко двору короля Яко­ва I. Вслед за венецианцами он начал писать на холсте, отказался от плотной, однородной красочной фактуры, разнообразя мазок и делая его одним из выразительных средств своей живописи.
 Новый и необычайно плодотворный период творчест­ва Ван Дейка начался с его приездом в конце 1621 года в Италию, где он провел шесть лет, посетив многие города, работая в Риме и Генуе. Изучение итальянской живописи способ­ствовало дальнейшему совершенствованию его мастер­ства: кисть Антониса Ван Дейка   обрела полную свободу, у него появи­лось новое, более обобщенное восприятие формы, рисунок стал отточенным и изящным, наконец, в нем открылся редкостный дар колориста. «Живописной симфонией в красных тонах» можно назвать «Портрет кардинала Бентивольо» (ок. 1623, Флоренция, Галерея Питти) — одно из прославленных произведений Ван Дейка итальянского перио­да. Парадная представительность сочетается в нем с ост­ротой психологической характеристики, которая построе­на на контрасте пассивного жеста рук и горящего взгляда, выдающего страстную натуру ученого церковника. Подоб­но победным фанфарам звучит сочетание красного с золо­том в «Портрете молодого полководца в латах» (Вена, Ху­дожественно-исторический музей), весь облик которого дышит волей и решимостью. Сдержанная гамма «Авто­портрета» (ок. 1623, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), с его тонкой эмоциональностью, приобретает изысканную красоту благодаря богатой разработке се­ребристо-серого и черного тонов. В Генуе, где работала целая колония фламандских художников, Ван Дейк стал лю­бимым портретистом аристократических семей, написав по их заказам многочисленные парадные портреты-кар­тины с фигурами в рост («Маркиза Бальби», «Елена Гри­мальди с арапчонком», оба — Вашингтон, Национальная галерея; «Конный портрет маркиза Бриньоле Сале», Ге­нуя, Палаццо Россо; «Семья Ломеллини», Эдинбург, На­циональная галерея Шотландии; парные портреты старо­го генуэзского аристократа и его супруги, Берлин, Государственные собрания, и др.). Творчески восприняв принципы такого рода изображений, заложенные Тициа­ном и Рубенсом, он строил эффектные композиции с пей­зажными и архитектурными фонами, пышными дра­пировками, не упуская из виду основной портретной задачи: при всей условности подобных произведений, ге­рои Ван Дейка остаются живыми людьми. Это замечательное и во многом уникальное качество будет и в дальнейшем отличительной чертой его творчества. Особую группу ра­бот итальянского периода составляют портреты кабинет­ного формата, изображающие людей искусства и науки. Строгие по форме и сдержанные по цвету, они построены в основном на тонких нюансах светотени, которую фламанд­ский мастер едва ли не впервые использует как чуткий инс­трумент для передачи сложной внутренней жизни своих героев. Лучшие работы этой группы — «Мужской портрет (Вирджинио Чезарини)» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Портрет Оттавиано Канневари» (Нью-Йорк, собр. Фрик) — привлекают одухотворенностью и утончен­ным интеллектуализмом. Первым из портретистов XVII века Ван Дейк воплотил в искусстве образ интеллигента своей эпо­хи — эпохи великих мыслителей и ученых.
 Вернувшись на родину в конце 1627 года, в отсутствие Ру­бенса, занятого дипломатической деятельностью в Евро­пе, Ван Дейк стал практически ведущим мастером Антверпе­на, чем объясняется необычайное разнообразие его работ второго антверпенского периода (1627-1632). Портреты по-прежнему составляли важную часть его творчества, и он создал целый ряд превосходных произведений, про­должавших основные линии его искусства 1620-х годов (парные портреты Петера Стевенса и его жены Анны Вейк, 1628, Гаага, Маурицхёйс; «Портрет Никола Ланье», 1628, Вена, Художественно-исторический музей; «Портрет Марии-Луизы де Тассис», ок. 1629, Вадуц, Галерея Лихтенштейн; «Портрет географа Жана-Шарля делла Фая», 1629, Брюс­сель, Королевский музей изящных искусств; «Портрет ху­дожника Мартина Рейкарта», 1630, Мадрид, Прадо). На эти годы падает и начало работы над «Иконографией» — серией офортов, запечатлевших известных современни­ков художника. Они создавались по эскизам Ван Дейка, а некоторые из них он гравировал собственноручно (серия, в которую вошло сто портретов, была издана уже после смерти мастера, в 1645-1646 гг.). Наряду с этим художником были написаны многочисленные алтарные композиции, картины на религиозные и мифологические сюжеты. Ба­рочные приемы сочетаются в них с реминисценциями живописи Тициана, но мягкость и грация, присущие ма­нере Ван Дейка, придают им особую интонацию («Экстаз св. Августина», 1628, Антверпен, церковь св. Августина; «Опла­кивание Христа», Антверпен, Королевский музей изящных искусств; «Распятие», 1630-1632, Лилль, Музей изящных искусств; «Видение Блаженного Германа Иосифа», 1630, Вена, Художественно-исторический музей; «Мадонна с ку­ропатками», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Ринальдо и Армида», 1629, Балтимор, Художественный музей). Воздушностью живописи и проникновенным ли­ризмом выделяется небольшое полотно «Отдых на пути в Египет» (Мюнхен, Старая пинакотека).
 В 1632 году по приглашению короля Англии Карла I Антонис Ван Дейк переезжает в Лондон, где проходит последнее десятилетие его недолгой жизни. Английский период творчества отме­чен глубокими противоречиями. С одной стороны, в Анг­лии, которая еще не имела значительной художественной школы, фламандский мастер был вне конкуренции: Карл I, чьим придворным художником он стал, даровал ему лич­ное дворянство и осыпал милостями; представители выс­шего света добивались чести быть запечатленными его кистью. Живописное мастерство Ван Дейка достигло в эти годы особой рафинированности, которая как нельзя луч­ше соответствовала утонченным вкусам его новых заказ­чиков. Он с блеском решил возложенную на него задачу, проявив тонкое понимание специфики парадного при­дворного портрета и воплотив в искусстве идеал англий­ского аристократа. С другой стороны, удовлетворив свои социальные амбиции, он со временем все больше тяготил­ся положением «живописца Его Величества», обязаннос­тью изображать людей, далеко не всегда интересных ему как портретисту. Обилие заказов вынуждало Ван Дейка часто привлекать к работе учеников и помощников, которые по его заданию писали антураж, а также костюмы и руки мо­делей. Это неминуемо вело к композиционным штампам. Попытки реализовать себя в других жанрах, в частности воплотить масштабные проекты оформления дворца Уайт­холл в Лондоне или галерей Лувра в Париже, оказались невостребованными. Тем не менее, многие произведения английского периода принадлежат к лучшему, что было создано мастером. Их отличает разнообразие колористи­ческих решений. В одних случаях это контрасты ярких пятен цвета, создающие декоративный эффект («Роберт Рич, граф Ворвик», ок. 1634, Нью-Йорк, Музей Метропо­литен; «Генри Денвере, граф Денби», 1633-1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), в других — благо­родная сдержанность черного, белого и коричневого («Джеймс Стюарт, герцог Ричмонд», 1633-1634, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Преобладает, однако, холод­ная переливчатая гамма, в которой написаны, в частности, многочисленные детские портреты («Трое детей Карла I», 1635, Турин, Галерея Сабауда; «Филадельфия и Елизавета Уортон», 1640, Санкт-Петербург, Государственный Эрми­таж) и такие шедевры, как огромный «Конный портрет принца Савойского» (1634, Турин, Галерея Сабауда) и «Карл I на охоте» (1635, Париж, Лувр). Решение последне­го необычно для парадных портретов: король в изящно-непринужденной позе стоит на фоне пейзажа, за его спиной слуги, один из которых держит под уздцы коня. Такой тип портрета в пейзаже станет излюбленным в английской живописи XVIII века. Интересны двойные изображения, по­строенные на тонко подчеркнутых психологических ню­ансах: «Автопортрет с Эндимионом Портером», ок. 1635, Мадрид, Прадо; «Портрет Томаса Киллигрея с другом», 1638, Англия, Королевское собрание; «Двойной портрет Т. Вентворта, графа Стаффорда и сэра Ф. Мейнворинга», ок. 1640, частное собр.; «Портрет Анны Киллигрей с неиз­вестной придворной дамой», Санкт-Петербург, Государст­венный Эрмитаж). О широте творческого диапазона Ван Дейка говорят такие полярные по сути произведения, как откровенно постановочные парадные групповые портре­ты (например, пятиметровое полотно с изображением семейства Пембрук, Уилтон Хаус, собр. Пембрук) и обра­зы углубленно-психологические, вроде «Портрета Томаса Чалонера» (Санкт-Петербург, Государственный Эрми­таж), написанного в последние годы жизни художника. Творчество Ван Дейка сыграло решающую роль в становлении английской школы живописи и имело большое влияние на искусство европейского портрета.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67