Гелиос (Helios), Соль (Sol)

ГЕЛИОС, ГЕЛИЙ (греч. Helios - «Солн­це») — в древнегреческой мифологии — бог Солнца, сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены (Луны) и Эос (Утренней зари). Гелиос — древнейшее доолимпийское бо­жество, в позднейшей эллинистическо-римской мифологии он отож­дествлялся со своим отцом Гиперио­ном (греч. Hyperion — «Идущий наверху», т. е. по небу). Сыновья Гелиоса именова­лись «гиперионидами», сам Гелиос также отождествлялся с солнечным богом Апол­лоном. В римской мифологии ему соответ­ствовал Соль, тоже соотносимый с Аполлоном. Находясь вы­соко в небе, Гелиос видит все дела богов и людей, хорошие и дурные, и потому он заслужил эпитет «Всевидящего» (греч. Рапderketes), а также кара­ющего, мстительного бога. Преступников он наказывает слепотой. Гелиос изобража­ется в ослепительном сиянии, с горящим взором, в золотом шле­ме, на колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней. Имя одного из коней — Бронте (греч. Bronte — «Гром») — называется в Гимнах Гомера (XXXI, 9—14). Этот конь стал олицетворением одной из природных стихий. Другой конь — Пирос (греч. Pyroeis — «Огненный»). Гелиос оби­тает на небе в великолепном дворце в окру­жении четырех времен года, на престоле из драгоценных камней. Днем Гелиос мчится по небу на своей ко­леснице, вечером склоняется к западу и в золотой чаше переплывает Океан к месту нового восхода. У Гелиоса было большое потомство; один из его самых дерзких сы­новей — Фаэтон — попытался управлять отцовской колесницей, но был наказан за гордыню — погиб от молнии Зевса.
   СОЛЬ (лат. Sol, Solis — «Солнце») — в скан­динавской и древнеримской мифологии — бог Солнца, тепла и света. Вначале у рим­лян этому божеству поклонялись только земледельцы. Затем, с III века н. э., под воз­действием культа Митры (также солнеч­ного божества) в Риме учредили офици­альный культ Солнца и воздвигли в честь бога святилище на Квиринальском холме. Новое божество отождествили с грече­скими мифологическими персонажами Гелиосом и Аполлоном, считали братом Луны и Авроры. В 270 году при римском императоре Авре­лиане на Марсовом поле построили храм Непобедимому Солнцу (лат. Sol Invictus). Римских императоров стали изображать в солнечных коронах, подобно богу Гелиосу, и называли «Непобедимыми». Происхо­дило слияние солнечного и император­ского культов. «Соль» именовали Божест­венным соправителем Августов (лат. «Divus Comes Augusti»). Согласно леген­де, в 310 году солнечный бог явился импе­ратору Константину Великому (306—337) в храме Солнца в Атуне. До 325 года на моне­тах рядом с профилем императора изоб­ражали второй профиль — «Divus Comes». На медалях эпохи Константина также можно видеть профиль солнечного бога. В год смерти императора (337) отчекани­ли монету, на которой изображена квад­рига, возносящая триумфатора к небу. Такую композицию называли «Освяще­ние» (лат. Consecratio). Надпись «Sol Invictus» помещали на лабаруме импера­тора Константина, в чем видят подтверж­дение солярной символики. Предполагают также, что в первые годы распространения христи­анства, когда языческие верования, осо­бенно в Риме, были еще сильны, обозна­чение «Солнце непобедимое» использо­вали в качестве эвфемизма — скрытого наименования Христа. На своде мавзолея Юлии (?—225), сестры матери императо­ра Каракаллы, вскрытого при строитель­стве собора Св. Петра в Риме, обнаружи­ли мозаику (не сохранилась), на которой был изображен Христос в виде бога Гелиоса с семью лучами, исходящими из нимба, управляющий колесницей, запря­женной квадригой коней. В Средневеко­вье «Солнечного бога» непосредственно отождествляли с Христом в едином об­разе «Солнца справедливости» (лат. Sol Justitiae). Летом наше светило находится в зодиакальном знаке льва, поэтому Хрис­та стали изображать восседающим на льве в солнечных лучах, что буквально соответствует тексту литаний (молений): «В пламени суда Своего явится Христос подобно свирепому Льву; и погибнут от жара его грешники». Изображение Солн­ца, восседающего на льве, среди знаков семи планет можно видеть на одной из капителей нижней аркады Дворца дожей в Венециии на ста­ринных гравюрах. В сочинении «Repertorium Morale» образ Христа в сиянии солнечных лучей трактуется как символ Апокалипсиса — Страшного суда.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67