АВРОРА (лат. Aurora от aura — «дуновение, предрассветный ветерок») — в древнеримской мифологии — богиня утренней зари, то же, что в древнегреческой
ЭОС (греч. Heos от эол. аео — «вею», так как начало зари обычно сопровождается легким ветерком). Греческая Эос была сестрой бога солнца
Гелиоса; брат римской Авроры —
Соль (лат. Sol — «Солнце»). Гомер называл богиню Эос «розовоперстой» (Rododaktylos). Этот эпитет объясняют тем, что перед рассветом в южных странах на небе появляются пять бледно-розовых лучей. Богиня с розовыми перстами поднимается утром со своего ложа, выплывает на своих божественных конях Лампосе и Фаэтоне из глубины моря и озаряет светом вселенную, возносясь в небо. По многочисленным мифам, Эос имела пылкое сердце и легко увлекалась всяким красивым смертным юношей. Объясняли это тем, что Эос неоднократно делила ложе с Аресом, и
Афродита, чьим любовником он был, в отместку внушила Эос вечную неразборчивую страсть к молодым смертным. Именно этим объясняется утренняя эрекция у мужчин и пунцовый цвет утренней зари, стеснявшейся проведённой ночи. Древнегреческий миф об Эос в эпоху
Барокко послужил сюжетом для свободного переложения итальянскими писателями, драматургами и сочинителями инвенций. Поэтому в истории европейского изобразительного искусства эта богиня чаще фигурирует под латинским именем Авроры. Аврору отождествляли также и с греческой
Гемерой (греч. Нетега — «День»), богиней дневного света. Каждое утро Аврора вставала с ложа своего возлюбленного
Тифона, оставляя его спящим, и вела колесницу Гелиоса на небо. Ее изображают молодой девушкой с крыльями, иногда в окружении солнечных лучей; стоящей в скорбной позе — оплакивающей сына Мемнона, которого убил
Ахилл в Троянской войне. Предание гласит, что утренняя роса — это слезы, пролитые Авророй по своему сыну. В античности существовал обычай хоронить преждевременно скончавшихся юношей перед утренней зарей. Считалось, что Аврора уносит их навстречу Солнцу. В барочной живописи XVII—XVIII вв.
мифологический персонаж Аврора изображается правящей колесницей бога солнца Гелиоса, бигой или квадригой, либо на крылатом коне Пегасе. Всюду на своем пути она рассыпает цветы. Тифона обычно изображают старым и бородатым (согласно мифу, он получил от Авроры вечную жизнь, но без вечной юности; достигнув предельной дряхлости, был превращен в цикаду). Иногда Аврора изображена с факелом в руке, летящая впереди колесницы Гелиоса. Ночные облака отступают, что символизирует смену дня и ночи, течение времени. Колесницу окружают дочери Гелиоса — оры, также несущие цветы. Они управляют сменой времен года. Подобная композиция называется «Триумф Авроры». Другой сюжет: Аврора и
Кефал. Богиня влюбилась в красивого смертного юношу столь сильно, что позабыла о своих ежеутренних обязанностях. Это угрожало хаосом, и
Купидон спас положение, заставив Кефала ответить взаимностью. Счастливая Аврора уносит Кефала в своей колеснице на небо, ее окружают маленькие амуры, кругом цветы... Иногда художники не без юмора изображают, как Кефал сопротивляется, а старый Тифон лежит рядом и спит, не ведая о том, что происходит. Этот сюжет называется «Похищение Кефала». Колесницу Авроры изобразил
Николя Пуссен в картине «Диана и Эндимион».