Аврора (Aurora), Эос (Heos)

АВРОРА (лат. Aurora от aura — «дуновение, предрассветный ветерок») — в древнеримской мифологии — богиня ут­ренней зари, то же, что в древнегреческой ЭОС (греч. Heos от эол. аео — «вею», так как начало зари обычно сопровождается лег­ким ветерком). Греческая Эос была сестрой бога солнца Гелиоса; брат римской Авроры — Соль (лат. Sol — «Солнце»). Гомер называл богиню Эос «розовоперстой» (Rododaktylos). Этот эпи­тет объясняют тем, что перед рассветом в южных странах на небе появляются пять бледно-розовых лучей. Богиня с розовыми перстами поднимается утром со своего ложа, выплывает на своих божественных конях Лампосе и Фаэтоне из глубины моря и озаряет светом вселенную, возносясь в небо. По многочисленным мифам, Эос имела пылкое сердце и легко увлекалась всяким красивым смертным юношей. Объясняли это тем, что Эос неоднократно делила ложе с Аресом, и Афродита, чьим любовником он был, в отместку внушила Эос вечную неразборчивую страсть к молодым смертным. Именно этим объясняется утренняя эрекция у мужчин и пунцовый цвет утренней зари, стеснявшейся проведённой ночи. Древнегреческий миф об Эос в эпоху Барокко послужил сюжетом для сво­бодного переложения итальянскими пи­сателями, драматургами и сочинителями инвенций. Поэтому в истории европейско­го изобразительного искусства эта богиня чаще фигурирует под латинским именем Авроры. Ав­рору отождествляли также и с греческой Гемерой (греч. Нетега — «День»), богиней дневно­го света. Каждое утро Аврора вставала с ложа своего возлюбленного Тифона, остав­ляя его спящим, и вела колесницу Гелиоса на небо. Ее изображают молодой девуш­кой с крыльями, иногда в окружении сол­нечных лучей; стоящей в скорбной позе — оплакивающей сына Мемнона, которого убил Ахилл в Троянской войне. Предание гласит, что утренняя роса — это слезы, пролитые Авророй по своему сыну. В ан­тичности существовал обычай хоронить преждевременно скончавшихся юношей перед утренней зарей. Считалось, что Ав­рора уносит их навстречу Солнцу. В бароч­ной живописи XVII—XVIII вв. мифологический персонаж Аврора изображается правящей колесницей бога солнца Гелиоса, бигой или квадригой, либо на крылатом коне Пегасе. Всюду на своем пути она рассыпает цветы. Тифона обыч­но изображают старым и бородатым (согласно мифу, он получил от Авроры вечную жизнь, но без вечной юности; до­стигнув предельной дряхлости, был пре­вращен в цикаду). Иногда Аврора изобра­жена с факелом в руке, летящая впереди колесницы Гелиоса. Ночные облака от­ступают, что символизирует смену дня и ночи, течение времени. Колесницу окру­жают дочери Гелиоса — оры, также несу­щие цветы. Они управляют сменой вре­мен года. Подобная композиция называ­ется «Триумф Авроры». Другой сюжет: Аврора и Кефал. Богиня влюбилась в красивого смертного юношу столь сильно, что позабыла о своих ежеутренних обязанностях. Это угрожало хаосом, и Купидон спас положение, заставив Кефала ответить взаимностью. Счастли­вая Аврора уносит Кефала в своей колес­нице на небо, ее окружают маленькие амуры, кругом цветы... Иногда художники не без юмора изображают, как Кефал со­противляется, а старый Тифон лежит ря­дом и спит, не ведая о том, что происхо­дит. Этот сюжет называется «Похищение Кефала». Колесницу Авроры изобразил Николя Пуссен в картине «Диана и Эндимион».

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67