ДИАНА (лат. Diana от Diva Jana — «Богиня входов и выходов» от janua — «дверь, проход») — древнеримская богиня, женский образ, соответствующий мужскому — Янусу. После лектистерния 217 г. до н. э. «Дива Яна» отождествлялась с греческими
Артемидой и
Гекатой и поэтому стала одновременно олицетворением растительного царства, лесов и ночных чар. Как Артемиду ее почитали богиней Луны, сестрой Аполлона-Гелиоса, и, следовательно, отождествляли с богиней Луны Селеной, изображали с полумесяцем на голове. Возможно, под влиянием образа трехликой Гекаты богиня Диана в архаических статуях представлялась трехголовой (лат. diva triformis), олицетворяющей Луну, растительное и подземное царство. Такие статуи, подобно гермам, помещали на перекрестках и называли Тривиями (лат. Dea Trivia — «Богиня на распутье трех дорог» от tres via — «три дороги»). В Риме богиня Диана почиталась покровительницей латинского союза городов. В образе
Луцины (игра слов: лат. lucinа — «порождающая и испускающая свет, светлая») считалась покровительницей искусств. Ее изображали с горящим факелом. Храм богини Дианы (Dianium) находился на Авентинском холме в
Риме. Диану, покровительницу охоты, изображали вооруженной дротиком или луком и колчаном со стрелами, в короткой тунике, в сопровождении собак и лани. В искусстве Классицизма и
Барокко, подобно греческой Артемиде, богине-девственнице, Диана стала олицетворением целомудрия — ее изображали с большим щитом, прикрывающим ее от стрел
Амура. В средневековом искусстве особенно часто представляли «поединок Дианы и Венеры», где
Венера символизировала распутство. Двусмысленностью отличаются изображения богини в искусстве французского
Рококо и Неоклассицизма XVIII столетия. Таков сюжет «Купание Дианы» — богиня представлена обнаженной или раздевающейся, в окружении нимф, которые развязывают ее сандалии (предполагается, что нимфы — также девственницы). Оружие — луки и колчаны со стрелами, сложенные в стороне, — аллегория силы целомудрия, не требующего защиты.
АРТЕМИДА (Artemis — возм. «медвежья богиня», связ. с греч. arktos — «медведь») — в древнегреческой мифологии — богиня лесов и охоты, дочь Зевса и Лето (Латона), сестра-близнец
Аполлона. У этрусков — Аритими. Согласно легенде, родилась на о. Астерия (Делос). Проводит время в лесах и горах в окружении нимф-охотниц. Еще ранее, на Крите, была известна ее ипостась под именем
Бритомартис (греч. Britomartis — «Очаровательная дева»). В Брауронии, Аттика, местные жрицы почитали «богиню-медведицу», надевая на себя медвежьи шкуры. Отсюда латинское имя Урсула (лат. ursula — «медведица»). В Древней Греции медведя (arktos) соотносили с богом земли, поскольку он живет в пещерах и засыпает зимой (отсюда: «Арктика»). По одному из мифов сыном
мифологического персонажа Артемиды был царь Аркадии (Аркас-Арктос — медведь). По другому: Артемида-дева «живет» в созвездии Большой Медведицы и у нее есть «детеныш». Артемида вооружена луком и колчаном со стрелами либо коротким копьем — дротиком. Ее сопровождают собаки и лань. Богиня изображается стройной и изящной, в короткой тунике. Волосы на затылке подвязаны лентой. В волосах или на лбу — полумесяц (ее брат Аполлон олицетворял Солнце, сестра — Луну). Поэтому Артемиду часто сближали с
Селеной и страшной богиней ночи
Гекатой, одно из ее прозваний —
Фойба (греч. Phoibe — «лунная, сияющая»). «Артемида Охотница» называется
Агротерой (греч. agroteros — «дикий, лесной» от agra — «ловля, охота») и отождествляется с Аталантой). Артемиду называли также
Гегемоной (греч. Hegemona — «Предводительница»). Богиня-охотница изображается мчащейся по лесу в колеснице, запряженной оленями или нимфами. Она обладает властным и агрессивным характером, часто наказывая людей. Отсюда ее прозвание
Мартис (греч. Martis — «Убивающая). Как покровительница лесов и диких зверей называлась Ликией (от греч. lykos — «волк»). На Крите Артемида почитается как Диктинна (греч. Diktinna — «Попавшая в сеть»), что связано с одной из местных легенд. Преследуемая царем Миносом, она бросилась с утеса в море и утонула, запутавшись в рыбацких сетях (по другой версии была спасена рыбацкой сетью). На о. Эгина Артемида отождествлялась с местной богиней
Афайей. Она известна также под именем
Кинфия (Kynthia) — от названия горы Кинф на о. Делос, где она родилась вместе с Аполлоном. Святилища Артемиды часто находились вблизи водных источников и болот, отсюда еще одно прозвание богини:
Лимнатис (греч. Limnatis — «Болотная»). Считают также, что культ Артемиды Орфии происходит из Малой Азии, от
Артемиды Эфесской, отождествлявшейся с малоазийской «матерью богов» Кибелой, поскольку обе они — богини плодородия и растительности. В Малой Азии (и позднее в Риме) существовал культ Артемиды (в Риме ее называли
Дианой) Таврополы (лат. Tauropoli — «Гоняющая» или «Убивающая быка»), связанный с обрядом очищения кровью жертвенного быка — таинства, существовавшего в Эфесе еще во II в. до н. э. и также связанного с символикой плодородия. Согласно мифу, Артемида, едва появившись на свет, помогла матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Поэтому она, как и ее спутница Илифия, — Корифалия (греч. Koryphalia — «Помогающая при родах») или Тифенидия (от греч. tipheneomai — «вскармливаю»). В этих случаях она изображается сидящей с ребенком на коленях. В росписях архаических ваз можно также видеть изображения хороводов женщин — празднества в честь Артемиды. Иногда богиня держит за шеи двух водяных птиц, рядом изображение лотоса — также символика плодородия. В искусстве архаики есть и довольно редкие изображения Артемиды с крыльями за спиной, наподобие грифона, сирены или сфинкса (вероятно, под влиянием искусства Востока), иногда между барсом и львом. Такой тип изображения получил название «Персидской Артемиды», он был распространен в искусстве Коринфа. Символика плодородия сочетается в образе Артемиды с тем, что она — девственница и защитница целомудрия. Один из ее атрибутов — щит, прикрывающий ее от стрел любви, пущенных
Эротом. Связанные с этим аллегории девственной, целомудренной любви, супружеской верности, защиты домашнего очага были особенно распространены в Древнем Риме, где богиня Артемида выступала под именем
Дианы или греческой
Селены, парадоксально воплощающей ночную, тайную любовь.
|
Полотно Франсуа Буше "Возвращение Дианы с охоты", 1745, Музей Коньяк-Жей. Любивший писать красивое тело, Буше часто изображал Диану в грациозной позе в окружении прелестных нимф.
|
|
|
Помпео Джироламо Батони "Диана и Купидон", 1761, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
|
|