Диана (Diana), Артемида (Artemis)

ДИАНА (лат. Diana от Diva Jana — «Богиня входов и выходов» от janua — «дверь, про­ход») — древнеримская богиня, женский образ, соответствующий мужскому — Яну­су. После лектистерния 217 г. до н. э. «Дива Яна» отождествлялась с греческими Арте­мидой и Гекатой и поэтому стала одновре­менно олицетворением растительного цар­ства, лесов и ночных чар. Как Артемиду ее почитали богиней Луны, сестрой Аполло­на-Гелиоса, и, следовательно, отождеств­ляли с богиней Луны Селеной, изображали с полумесяцем на голове. Возможно, под влиянием образа трехликой Гекаты богиня Диана в архаических статуях представля­лась трехголовой (лат. diva triformis), оли­цетворяющей Луну, растительное и под­земное царство. Такие статуи, подобно гер­мам, помещали на перекрестках и называ­ли Тривиями (лат. Dea Trivia — «Богиня на распутье трех дорог» от tres via — «три до­роги»). В Риме богиня Диана почиталась покровительницей латинского союза го­родов. В образе Луцины (игра слов: лат. lucinа — «порождающая и испускающая свет, светлая») считалась покровительницей ис­кусств. Ее изображали с горящим факе­лом. Храм богини Дианы (Dianium) нахо­дился на Авентинском холме в Риме. Диа­ну, покровительницу охоты, изображали вооруженной дротиком или луком и кол­чаном со стрелами, в короткой тунике, в сопровождении собак и лани. В искусстве Классицизма и Барокко, подоб­но греческой Артемиде, богине-девствен­нице, Диана стала олицетворением цело­мудрия — ее изображали с большим щитом, прикрывающим ее от стрел Амура. В сред­невековом искусстве особенно часто пред­ставляли «поединок Дианы и Венеры», где Венера символизировала распутство. Двусмысленно­стью отличаются изображения богини в ис­кусстве французского Рококо и Неоклассици­зма XVIII столетия. Таков сюжет «Купание Дианы» — богиня представлена обнажен­ной или раздевающейся, в окружении нимф, которые развязывают ее сандалии (предпо­лагается, что нимфы — также девственни­цы). Оружие — луки и колчаны со стрелами, сложенные в стороне, — аллегория силы це­ломудрия, не требующего защиты.
 АРТЕМИДА (Artemis — возм. «медвежья богиня», связ. с греч. arktos — «медведь») — в древне­греческой мифологии — богиня лесов и охоты, дочь Зевса и Лето (Латона), се­стра-близнец Аполлона. У этрусков — Аритими. Согласно легенде, родилась на о. Ас­терия (Делос). Проводит время в лесах и го­рах в окружении нимф-охотниц. Еще ранее, на Крите, была известна ее ипостась под именем Бритомартис (греч. Britomartis — «Очаровательная дева»). В Брауронии, Ат­тика, местные жрицы почитали «богиню-медведицу», надевая на себя медвежьи шку­ры. Отсюда латинское имя Урсула (лат. ursula — «медве­дица»). В Древней Греции медведя (arktos) соотносили с богом земли, поскольку он живет в пещерах и засыпает зимой (отсюда: «Арктика»). По одному из мифов сыном мифологического персонажа Артемиды был царь Аркадии (Аркас-Арктос — медведь). По другому: Артемида-дева «живет» в созвездии Большой Медведицы и у нее есть «детеныш». Артемида вооруже­на луком и колчаном со стрелами либо ко­ротким копьем — дротиком. Ее сопровож­дают собаки и лань. Богиня изображается стройной и изящной, в короткой тунике. Волосы на затылке подвязаны лентой. В волосах или на лбу — полумесяц (ее брат Аполлон олицетворял Солнце, сестра — Луну). Поэтому Артемиду часто сближали с Селеной и страшной богиней ночи Гека­той, одно из ее прозваний — Фойба (греч. Phoibe — «лунная, сияющая»). «Артемида Охотница» называется Агротерой (греч. agroteros — «дикий, лесной» от agra — «лов­ля, охота») и отождествляется с Аталантой). Артемиду называли также Гегемоной (греч. Hegemona — «Предводительни­ца»). Богиня-охотница изображается мча­щейся по лесу в колеснице, запряженной оленями или нимфами. Она обладает власт­ным и агрессивным характером, часто нака­зывая людей. Отсюда ее прозвание Мартис (греч. Martis — «Убивающая). Как покровительница лесов и диких зверей называлась Ликией (от греч. lykos — «волк»). На Крите Артемида почитается как Диктинна (греч. Diktinna — «Попавшая в сеть»), что связано с одной из местных легенд. Преследуемая царем Миносом, она бросилась с утеса в море и утонула, запутавшись в рыбацких сетях (по другой версии была спасена ры­бацкой сетью). На о. Эгина Артемида отож­дествлялась с местной богиней Афайей. Она известна также под именем Кинфия (Kynthia) — от названия горы Кинф на о. Делос, где она родилась вместе с Аполло­ном. Святилища Артемиды часто находи­лись вблизи водных источников и болот, отсюда еще одно прозвание богини: Лимнатис (греч. Limnatis — «Болотная»). Счи­тают также, что культ Артемиды Орфии про­исходит из Малой Азии, от Артемиды Эфесской, отождествлявшейся с малоазийской «матерью богов» Кибелой, поскольку обе они — богини плодородия и растительнос­ти. В Малой Азии (и позднее в Риме) суще­ствовал культ Артемиды (в Риме ее называ­ли Дианой) Таврополы (лат. Tauropoli — «Гоняющая» или «Убивающая быка»), свя­занный с обрядом очищения кровью жерт­венного быка — таинства, существовавшего в Эфесе еще во II в. до н. э. и также связан­ного с символикой плодородия. Согласно мифу, Артемида, едва появившись на свет, помогла матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Поэтому она, как и ее спутница Илифия, — Корифалия (греч. Koryphalia — «Помогающая при родах») или Тифенидия (от греч. tipheneomai — «вскармливаю»). В этих случаях она изображается сидящей с ребен­ком на коленях. В росписях архаических ваз можно также видеть изображения хорово­дов женщин — празднества в честь Артеми­ды. Иногда богиня держит за шеи двух во­дяных птиц, рядом изображение лотоса — также символика плодородия. В искусстве архаики есть и довольно редкие изображе­ния Артемиды с крыльями за спиной, на­подобие грифона, сирены или сфинкса (ве­роятно, под влиянием искусства Востока), иногда между барсом и львом. Такой тип изображения получил название «Персидс­кой Артемиды», он был распространен в искусстве Коринфа. Символика пло­дородия сочетается в образе Артемиды с тем, что она — девственница и защитница целомудрия. Один из ее атрибутов — щит, прикрывающий ее от стрел любви, пущен­ных Эротом. Связанные с этим аллегории девственной, целомудренной любви, суп­ружеской верности, защиты домашнего очага были особенно распространены в Древнем Риме, где богиня Артемида выс­тупала под именем Дианы или греческой Селены, парадоксально воплощающей ночную, тайную любовь.

 


 
По­лот­но Фран­суа Бу­ше "Ку­па­ние Диа­ны", Лувр, Па­риж
 


 
По­лот­но Фран­суа Бу­ше "Воз­вра­ще­ние Диа­ны с охо­ты", 1745, Му­зей Конь­як-Жей. Лю­бив­ший пи­сать кра­си­вое те­ло, Бу­ше час­то изо­бра­жал Диа­ну в гра­ци­оз­ной по­зе в окру­же­нии пре­лест­ных нимф.
 


 
Пи­тер Па­уль Ру­бенс "Воз­вра­ще­ние Диа­ны с охо­ты", 1615, Га­ле­рея ста­рых мас­те­ров (Дрез­ден­ская кар­тин­ная га­ле­рея), Дрез­ден
 


 
Пом­пео Джи­ро­ла­мо Ба­то­ни "Диа­на и Ку­пи­дон", 1761, Му­зей Мет­ро­по­ли­тен, Нью-Йорк
 

 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67