Ноэль Куапель (Noel Coypel), Антуан Куапель (Antoine Coypel), Ноэль Никола Куапель (Noel-Nicolas Coypel), Шарль Антуан Куапель (Charles-Antoine Coypel)

Ноэль Куапель (Noel Coypel, 1628 (1628), Нормандия (по другим данным, 1629, Париж) — 1707), Антуан Куапель (Antoine Coypel, 1661, Париж — 1722, там же),  Ноэль Никола Куапель (Noel-Nicolas Coypel, 1690, Париж — 1734, там же), Шарль Антуан Куапель (Charles-Antoine Coypel, 1694, Париж — 1752, там же) - знаменитая династия фран­цузских художников XVII-XVIII веков. 
  Ноэль Куапель — основатель знаменитой династии, с творчеством кото­рой связано развитие исторической живописи во Франции. Учился в Орлеане у неизвестного мастера, затем в Париже у Н. Киллерье (1594-1669 гг.), однако решающее влияние на формирование его индивидуального стиля оказало искус­ство Н. Пуссена. Не случайно современники называли его «Coypel le Poussin». С 1646 по 1666 гг. сотрудничал с Ш. Эрраром-сыном (ок. 1606-1689 гг.), автором самых крупных в Па­риже декоративных ансамблей первой половины XVII века. Ноэль Куапель участвовал в оформлении дома кардинала Мазарини, палаты депутатов во Дворце парламента в Ренне (1656-1662 гг.), королевских апартаментов в Лувре, Тюильри (1666-1668 гг.) и Версале (плафоны в Салонах Юпитера и Сатурна -1672-1678 гг.), а также в создании сценических декораций к опере Л. Росси «Орфей» — первой итальянской опере, ис­полненной во Франции (1647 г.). В 1661 году написал по заказу парижской корпорации золотых и серебряных дел масте­ров May — алтарный образ на тему из жизни св. Иакова Старшего для собора Нотр-Дам (Париж, Лувр). В 1663 году за композицию «Бог, порицающий Каина после смерти Аве­ля» был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры и через год стал профессором. В период с 1673 по 1675 гг. занимал пост директора Французской Академии в Риме, с 1690 года — ректор Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, в 1695-1699 гг. - ее директор. Твор­чество Ноэля Куапеля высоко ценили Людовик XIV и Ш. Лебрен.
 Сын Ноэля Куапеля Антуан, самый талантливый пред­ставитель этой художественной династии, учился в Коллеж-д'Аркур, в мастерской отца и в Королевской Акаде­мии живописи и скульптуры. С 1673 по 1675 гг. жил вместе с Н. Куапелем в Риме, где в двенадцати летнем возрасте был удосто­ен премии Римской Академии св. Луки за рисунок. Подоб­но другим студентам Французской Академии в Риме, ко­пировал фрески Рафаэля в Ватиканской Лоджии, а также произведения Карраччи и Доменикино в Палаццо Фарнезе. Находясь в Риме, познакомился с Дж. Л. Бернини, К. Маратти и Р. де Пилем. Некоторое время провел в Северной Италии, где изучал творчество Корреджо, Веронезе и Ти­циана. По возвращении во Францию в 1676 году возобновил занятия в Королевской Академии и в 1681 году за картину «Лю­довик XIV в объятиях Славы» (Монпелье, Музей Фабра) был принят в ее члены. Впоследствии Антуан Куапель сделал стреми­тельную карьеру: 1684 г. — ассистент профессора, 1685 г. — ординарный живописец Филиппа I, герцога Орлеанского, брата Людовика XIV, 1692 г. — профессор, 1695 г. — рисоваль­щик Академии надписей и литературы, 1710 г. — хранитель королевских собраний, 1714 г. — директор Королевской Академии живописи и скульптуры, 1715 г. — первый живо­писец короля, 1716 г. — ректор Академии. Виртуозный рисо­вальщик и темпераментный колорист, Антуан Куапель писал картины на религиозные, мифологические и исторические темы, работал в портретном жанре, создавал картоны для Коро­левской мануфактуры гобеленов, а также участвовал в ук­рашении королевских дворцов и замков (Пале-Руаяль, Версаль, Большой Трианон, Медон, Марли, Шуази). Жи­вописный стиль А. Куапеля сформировался на основе творчес­кого синтеза достижений мастеров венецианской школы, искусства Карраччи, Рубенса и классицистической си­стемы Ш. Лебрена. В целом ряде своих произведений Антуан Куапель, как и Ж. Жувене, Ш. де Ла Фосс и братья Буллонь, предопределил художественные принципы рококо. В 1680 году А. Куапель получил престижный заказ на создание May для со­бора Нотр-Дам, в 1681 году выполнил три композиции на сю­жеты из жизни Богоматери для церкви Успения на рю Сент-Оноре. В 1685-1686 гг. декорировал Павильон Авроры в замке Шуази для Анны Марии Луизы Орлеанской, гра­фини Монпансье, кузины Людовика XIV. В период с 1689 по 1699 гг., не имея официальных заказов от дирекции Королевских строений ввиду того, что Франция была вовлече­на в девятилетнюю войну за Пфальцское наследство, рабо­тал, главным образом, для частных лиц. На протяжении этого периода он писал небольшие картины кабинетного формата преимущественно на мифологические темы («Вакх и Ариадна» — 1693 г., Филадельфия, Музей искусств), причем столь близкие по манере исполнения к полотнам Рубенса, что одна из его работ, «Демокрит» (1692 г., Париж, Лувр), долгое время приписывалась Рубенсу. Вместе с тем в 1695-1697 гг. Антуан Куапель выполнил семь композиций на сюжеты из Ветхого Завета («Эсфирь перед Артаксерксом» — Па­риж, Лувр; «Жертвоприношение Иеффая» — Дижон, Му­зей изящных искусств). К началу XVIII века художник был на вершине славы и его талант получил европейское приз­нание. В 1699 году шведский посол в Париже заказал ему кар­тину для Карла XII, однако Северная война помешала реа­лизации этого проекта. В 1708-1709 гг. А. Куапель создал для кардинала П. Оттобони в Риме композицию «Освобожде­ние св. Петра». В течение 1699-1709 гг. художник вернулся к Grand style, выполнив много официальных заказов, в том числе в сотрудничестве с де Ла Фоссом, Жувене и братья­ми Буллонь («Зефир и Флора» для замка Марли — 1699 г., «Триумф Венеры» для Зверинца в Версале — 1701 г., «Елиезер и Ревекка» для Людовика XIV — 1701 г., все — Париж, Лувр). В 1700-1702 гг. А. Куапель написал по заказу дофина Людови­ка Бурбонского, сына Людовика XIV, семь картин для замка Медон, среди которых были, в частности, композиции на темы из «Эклог» Вергилия и «Алкестиды» Еврипида (Фон­тенбло, Национальный музей замка; Реймс, Музей Сен-Дени; Шоле, Муниципальный музей). В 1701-1705 и в 1714— 1717 гг. декорировал по заказу Филиппа II, герцога Орлеанского, свод и стены Большой галереи Пале-Руаяль на сюжеты из истории Энея. Этот живописный ансамбль, известный в настоящее время лишь по гравюрам, подгото­вительным рисункам, выполненным в технике «трех каран­дашей» (Лувр), и эскизам маслом (Анжер, Музей изобра­зительных искусств), продемонстрировал интерес А. Куапеля к римскому барокко, в частности к иллюзионистической плафонной живописи П. да Кортоны. Кроме того, в поздний период творчества Антуан Куапель создал плафон в главном нефе коро­левской капеллы Версальского дворца «Бог Отец возвещает пришествие Мессии» (1709 г.) и написал две картины для хора собора Нотр-Дам (1717 г.): «Успение Богоматери» и «Иисус среди учителей» (Вильенёв-сюр-Ло, капелла Пенитан-Блан). Итогом теоретических размышлений А. Куапуля явился сборник его статей об искусстве (1721 г.), свидетельствующий о том, что в споре между «рубенсистами» и «пуссенистами» он занимал позицию «золотой середины».
 Сын Ноэля Куапеля от второго брака, Ноэль Никола, не имел такой популярности и успеха, как его отец, сводный брат и племянник, однако его искусство заслуживает вни­мания, так как Ноэль Никола Куапель, наряду с его более знаменитыми коллегами Ф. Лемуаном и Ж. Ф. де Труа, был одним из пер­вых французских художников, работавших в стиле рококо. Ноэль Никола Куапель учился у своего отца и в Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1716 году был причислен к Академии за картину «Преображение», а в 1720 году стал ее полноправным членом, представив в качестве morceau de reception компо­зицию «Нептун, спасающий Амимону» (Валансьен, Музей изящных искусств). В 1731 году получил звание ассистента про­фессора Королевской Академии живописи и скульптуры, с 1733 г. — профессор. Не обладая богатой фантазией и изобре­тательностью, Н. Н. Куапель в течение своей непродолжительной художественной карьеры вдохновлялся, как правило, про­изведениями других мастеров, таких как А. Куапель, Л. Сильвестр, Л. де Буллонь, Ж. Жувене. Вместе с тем, асси­милируя разные влияния, он стремился к их творческому переосмыслению. Ранние работы Н. Н. Куапеля еще лишены под­линной самостоятельности. Для них характерны условность мимики и поз персонажей, унаследованная от французской академической традиции, неуверенность в построении ком­позиции, угловатый рисунок и жесткая трактовка форм («Манна небесная», «Жертвоприношение Мелхиседека» — обе 1713 г., Париж, церковь Сен-Никола-дю-Шардонне; «Иаков, Рахиль и Лаван» — ок. 1714-1715 гг., Нанси, Музей изящных искусств; «Поклонение пастухов» — после 1715 г., Париж, церковь Сен-Никола-де-Шам). Однако постепенно художнику удалось сформировать собственный стиль, кото­рый отличался большей естественностью и простотой по сравнению с искусством других представителей династии Куапель. Произведения, созданные Н. Н. Куапелем в 1720-1730-е гг., демонстрируют его мастерство в аранжировке фигурных групп, искусную моделировку форм, ритмическую согласо­ванность драпировок с движениями человеческого тела и более утонченный колорит. Некоторые картины Н. Н. Куапеля своей изысканной грацией, люминозностью и эротикой предвосхищают мифологические композиции Франсуа Буше («Триумф Галатеи» — 1723 г., частное собр.; «Венера, Вакх и три Грации» — 1726 г., Женева, Музей искусства и истории; «Похищение Европы» — 1727 г., Филадельфия, Музей ис­кусств; «Венера, Вакх и Купидон» — 1727 г., Париж, Лувр; «Ку­пающаяся Диана» —1728 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Суд Париса» — 1728 г., Стокгольм, Националь­ный музей). В 1720-1721 гг. Ноэль Никола Куапель выполнил по заказу герцо­га Бурбонского картину «Воскресение» для новой капеллы в Шантийи, в 1724 году написал по заказу дирекции Королев­ских строений десюдепорт «Арион на дельфине» (Версаль, Отель де Виль), в конце 1720-х годов создал три десюдепорта по заказу любителя искусств С. Бернара для его замка в Пасси, около Парижа. В 1727 году вместе с другими историческими жи­вописцами — членами Королевской Академии Н. Н. Куапель при­нял участие в конкурсе, организованном сюринтендантом Королевских строений герцогом д'Антеном, представив картину «Похищение Европы» (Филадельфия, Художест­венный музей). Первую премию по итогам конкурса раз­делили Ф. Лемуан и Ж. Ф. де Труа, хотя композиция Н. Н. Куапеля по своим художественным достоинствам значи­тельно превосходила произведения этих мастеров. Чтобы компенсировать эту несправедливость, Государственный секретарь граф де Морвиль купил «Похищение Европы» за 1500 ливров, что соответствовало денежной премии, уста­новленной Людовиком XV. Из картин Н. Н. Куапеля на религиоз­ные сюжеты, написанных в 1720-е годы, известны: «Жертвопри­ношение Исаака» (1721 г., Туркуен, Муниципальный музей изящных искусств); «Отдых на пути в Египет» (1724 г., Нью-Йорк, частное собр.); «Св. Иаков, исцеляющий больных» (1726 г., Кливленд, Художественный музей); «Св. Франциск из Нолы в Мессинском проливе» (Лион, собор). Самая зна­чительная и знаменитая работа Н. Н. Куапеля — декорация ка­пеллы Богоматери в церкви Сен-Совёр в Париже (плафон, алтарь), выполненная в 1731-1732 гг.. К сожалению, об этом декоративном ансамбле, который так поразил современни­ков своим иллюзионистическим эффектом, можно судить в настоящее время только по описаниям, подготовительному рисунку для алтаря (Париж, Лувр) и эскизу маслом для пла­фона (Нанси, Музей истории Лотарингии).
 Сын Антуана Куапеля, живописец и гравер Шарль Антуан, учился у своего отца и не по годам рано стал преуспева­ющим художником. Писал картины на мифологические и религиозные сюжеты, портреты актеров, жанровые сцены, а также театральные декорации. В 1715 году был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры за компо­зицию «Медея и Ясон (М-ль Клерон в роли Медеи и Лекэн в роди Ясона)» (Берлин, Замок Шарлоттенбург). В 1716— 1726 гг. выполнил свой первый крупный заказ — серию карто­нов для шпалер (28), иллюстрирующих эпизоды из «Дон Кихота» Сервантеса (Компьен, Муниципальный музей Вивнель), в 1733-1741 гг. создал картоны для гобеленов по мотивам опер Ж. Б. Люлли по либретто Ф. Кино «Роланд» (1685 г.) и «Армида» (1686 г.) («Сон Ринальдо» — Нант, Музей изящных искусств). В 1718 Шарль Антуан Куапель начал свою карьеру как драматург и написал в 1720-е много пьес, однако лишь некоторые из них получили сценическое воплощение. Разочарованный, Ш. А. Куапель  отказался от театральной деятельности и полностью посвятил себя изобразительному искусству. Это решение художник запечатлел в аллегорической форме на картине «Живопись, изгоняющая Талию» (1732 г., Норфолк, Музей Крайслер). В 1722 году Шарль Антуан Куапель унаследовал от своего отца долж­ность живописца Филиппа II, герцога Орлеанского, и стал впоследствии любимым художником Марии Лещинской, жены Людовика XV, для которой он выполнил около 15 работ. В 1747 году Шарль Антуан Куапель  получил должность первого живо­писца короля и был одним из основателей Школы королев­ских стипендиатов. В 1747-1748 гг. художник создал серию картин на сюжеты театральных трагедий Мольера («Пси­хея» — 1671 г., совместно с П. Корнелем), Ж. Расина («Баязет» — 1672 г.), П. Корнеля («Родогуна» — 1647 г.) и Ф. Кино («Алкеста» — 1674 г.): «Психея, покинутая Амуром» (1748 г. — Булонь-сюр-Мер, музей; 1748 г. — Лилль, Музей изящных искусств), «Обморок Аталиды» (1748 г. — Лилль, Музей изящных искусств; 1750 г. — Доль, Музей изящных искусств и археологии), «Смерть Клеопатры» (1749 г. — Гренобль, Му­зей изящных искусств; 1749 г. — Париж, Лувр), «Геракл со­провождает Алкесту в Аид» (1750 г. — Гренобль, Музей изящ­ных искусств; 1750 г. — Невер, музей). Многим произведениям Ш. А. Куапеля присущи театральная искусственность, помпез­ность, патетика, что проявилось не только в преувеличен­ной экспрессии поз, жестов и мимики персонажей, но и в трактовке архитектурного и пейзажного фона. В позднем творчестве Ш. А. Куапеля особенно очевидно влияние Пуссена и Лебрена. В своем стремлении возродить историческую жи­вопись и Grand style искусство Ш. А. Куапеля явилось своеобраз­ным связующим звеном между академическим классициз­мом Лебрена и неоклассицизмом Ж. Л. Давида.
Произведения:
 Н. Куапепь: «Поклонение пастухов» (1663, Париж, Госпиталь Лаэнек, капелла); «Персонификация Земли» (1667-1668, Лион, Музей изящных искусств); «Геракл, сражающийся с Ахелоем» (1667-1668, Лилль, Музей изящных искусств); «Геракл и Лернейская гидра» (1667-1668, Авиньон, Музей Кальве); «Аполлон и Марсий» (1667-1668, Марсель, Музей изящных искусств); «Аполлон, коронуемый Викторией», «Аполлон, коронуемый Минер­вой» (оба — 1667-1668, Париж, Лувр); «Поклонение пастухов» (1667-1668, Нанси, Музей изящных искусств); «Видение св. Екатерины Сиенской?» (до 1666, Бордо, Музей изящных искусств); «Борьба Геракла с Ахелоем» (ок. 1695-1699, Версаль, Националь­ный музей Версальского дворца и Трианона); «Зефир и Флора» (Анжер, Музей изобразительных искусств).
   А. Куапель: «Геркулес и Алкестида» (1700, Шоле, Муниципаль­ный музей); «Смерть Дидоны», «Эней и Ахат являются к Дидоне», «Эней, спасающий своего отца Анхиза» (все — ок. 1715-1717, Монпелье, Музей Фабра); «Жертвоприношение Исаака» (Валан­сьен, Музей изящных искусств); «Купающаяся Диана» (Эпиналь, Музей департамента Вогезы); «Дидона и Эней» (Нант, Музей изящных искусств); «Вакх и Ариадна», «Отдых Дианы», «Амур и Психея», «Венера и Эней» (все — Санкт-Петербург, Государст­венный Эрмитаж).
 Н. Н. Куапель: «Пан и нимфа Сиринга» (1723, частное собр.); «Портрет мадам де Бурбон-Конти в виде Флоры» (1731, Сарасо­та, Художественный музей Ринглинг); «Рождение Венеры» (1732, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Нимфа и Купи­дон», «Невинность и Купидон» (оба — 1734, Париж, Лувр); «Юнона и Меркурий» (Пуэрто-Рико, Художественный музей).
   Ш. А. Куапель: «Персей и Андромеда» (1727, Париж, Лувр); «Св. Се­бастьян» (1731, Мо, Музей Боссюэ); «Неистовство Ахилла» (1737, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Иосиф и жена Потифара» (1737, частное собр.); «Гофолия и Иоас» (1741 — Брест, музей; 1747 — Ниор, музей); «Франция благодарит Небеса за вы­здоровление Людовика XV» (1744, Клерво, кантон Юра, церковь).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67