Незадолго до того, как взять власть в свои руки, 23-летний
Людовик XIV начал строительство дворцового ансамбля, на завершение которого ушло 50 лет. Юный король поручил перестройку уже стоявшей здесь с 1624 года охотничьего замка, возведённого по желанию его отца
Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца, архитектору
Луи Лево (после его смерти в 1670 г. строительством занялся
Франсуа д’Орбе, а с 1678 г. работами руководил
Жюль Ардуэн-Мансар, парковому архитектору Андре Ленотру и художнику
Шарлю Лебрану. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. По проекту Лево со временем было воздвигнуто импозантное архитектурное сооружение. Контрастно, перпендикулярно к оси города и парка вытянулось распластанное по земле здание
Большого Версальского дворца. Фасад П-образного в плане
Версальского дворца оказался длиной почти 600 м. Центральная, самая старая часть — охотничий замок, построенный
Ф. ле Роем и
Ж. Лемерсье — оказалась включенной в новую композицию. Монарх ни за что не соглашался снести старый охотничий домик, и его с юга, севера и запада окружили новые корпуса. Северный и южный корпуса с размещёнными в них парадными лестницами зигзагообразно изгибаются к западу, образуя просторный парадный двор, обращенный на восток — в сторону
Парижа. Небольшой внутренний двор, вымощенный черным и белым мрамором, получил название «Мраморный двор» (Cour de Marbre). Благодаря позднейшим пристройкам дворцовый комплекс углубился почти на 400 м. После смерти Лево должность главного архитектора переходит к
Ж. Ардуэну Мансару, который в 1678—1687 гг. увеличил площадь Переднего двора, пристроив с востока министерские флигеля, соорудил Большие и Малые конюшни — в них держали королевских лошадей и многочисленные карсты. Главное внимание Мансар уделил реорганизации паркового фасада Большого Версальского дворца. На месте ранее существовавшей открытой террасы, сооружённой Лево, он возвёл парадную галерею, по праву считающуюся чудом.
Зеркальная галерея Версальского цворца, как ничто другое, выражает дух эпохи барокко, её величие и мистицизм, героизм и театральность. От французских замков и более ранних дворцов Версальский дворец отличается плоскими кровлями, напоминающими завершение итальянских палаццо. Итальянская архитектурная традиция проявляется в общей симметрии композиции, пространственной организации фасадов — их чётко выраженной горизонтальности членений с использованием большого ордера, скульптуры и строгом чувстве ритма. Из трёх этажей Большого Версальского дворца главным является второй с анфиладами парадных залов. Принцип анфиладности (расположение помещений друг за другом, на единой композиционной оси) был хорошо знаком зодчим итальянского Возрождения, но являлся новым для французских архитекторов. До постройки
Версаля он был применён во Франции лишь в
Во-ле-Виконте. Торжественная и нарядная Посольская лестница ведёт в парадные залы. С верхней площадки можно попасть в Королевскую капеллу и
Салон Геркулеса, украшенный большим полотном
Паоло Веронезе. Начало парадной анфилады — небольшой
Зал Изобилия, игравший роль прихожей и одновременно кабинета древностей. Далее следует
Салон Венеры. Парадные покои — чертоги олимпийских богов, поэтому все залы королевских апартаментов названы именами античных небожителей.
Салон Дианы, богини охоты, служил королю бильярдной, в
Салоне Марса, бога войны, располагалась королевская гвардия.
Салон Меркурия по указанию Людовика XIV стал королевской опочивальней. Пышно украшенное золотом королевское ложе стояло на возвышении, отделённом от остального пространства серебряной балюстрадой. Всё находящееся в зале — канделябры,
люстры, вазы,
туалетный столик — также было выполнено из серебра, причём художественная ценность убранства намного превышала стоимость материала. Стены спальни украшали картины
Тициана, Гвидо Рени, Веронезе. Следующий в анфиладе —
Зал Аполлона с 1682 г. являлся Тронным залом. Личные (реально обитаемые) апартаменты венценосной семьи находились в помещениях старого охотничьего замка, включённого в постройку Лево и Мансара. В центре малой анфилады - спальня короля, выходящая окнами в Мраморный двор. В близлежащих малых салонах хранились наиболее ценные вещи королевской семьи: перевезённые из Фонтенбло картины
Леонардо да Винчи и
Рафаэля, полотна венецианских мастеров и болонских последователей
Караваджо. (Некоторые до сих пор украшают стены Версаля, другие переданы в
Лувр.) Залы личной анфилады только частично сохранили свой первоначальный декор, многие из них были заново оформлены при последующих Людовиках. После смерти Короля-Солнце Людовик XV в 1768—1770 гг. завершил
здание Оперы, спроектированное Ж.-А. Габриэлем. С 1682 г. и до Великой французской революции в 1789 г. Версаль был резиденцией французских королей, последними из которых были
Людовик XVI и его супруга Мария Антуанетта.