Большой Версальский дворец

Незадолго до того, как взять власть в свои руки, 23-летний Людовик XIV начал строительство дворцового ансамбля, на завершение которого ушло 50 лет. Юный король поручил перестройку уже стоявшей здесь с 1624 года охотничьего замка, возведённого по желанию его отца Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца, архитектору Луи Лево (после его смерти в 1670 г. строительст­вом занялся Франсуа д’Орбе, а с 1678 г. работами руководил Жюль Ардуэн-Мансар, парковому архитектору Андре Ленотру и художнику Шарлю Лебрану. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. По проекту Лево со временем было воздвигнуто импозантное архитектурное со­оружение. Кон­траст­но, пер­пен­ди­ку­ляр­но к оси го­ро­да и пар­ка вы­тя­ну­лось рас­плас­тан­ное по зем­ле зда­ние Боль­шо­го Вер­саль­ско­го двор­ца. Фасад П-образного в плане Версальского дворца оказался длиной почти 600 м. Цент­раль­ная, са­мая ста­рая часть — охот­ни­чий за­мок, по­стро­ен­ный Ф. ле Ро­ем и Ж. Ле­мерсье — ока­за­лась вклю­чен­ной в но­вую ком­по­зи­цию. Монарх ни за что не соглашался снести старый охотничий домик, и его с юга, севера и запада окружили новые корпуса. Северный и южный корпуса с размещёнными в них парадными лестницами зигзагообразно изгибают­ся к западу, образуя просторный парад­ный двор, обращенный на восток — в сторону Парижа. Не­боль­шой внут­рен­ний двор, вы­мо­щен­ный чер­ным и бе­лым мра­мо­ром, по­лу­чил на­зва­ние «Мра­мор­ный двор» (Cour de Marbre).  Благодаря позднейшим пристройкам дворцовый комплекс углубился почти на 400 м. После смерти Лево должность глав­ного архитектора переходит к Ж. Ардуэну Мансару, который в 1678—1687 гг. увеличил площадь Переднего двора, пристроив с востока министерские флигеля, соорудил Боль­шие и Малые конюшни — в них держали королевских лошадей и многочи­сленные карсты. Главное внимание Мансар уделил реорганизации паркового фасада Большого Версальского дворца. На месте ранее существовавшей открытой террасы, сооружённой Лево, он возвёл парадную галерею, по праву считающуюся чудом. Зеркаль­ная галерея Версальского цворца, как ничто другое, выражает дух эпохи барокко, её величие и мистицизм, героизм и театральность. От французских замков и более ранних дворцов Версальский дворец отличает­ся плоскими кровлями, напоминающими завершение итальянских палаццо. Итальянская архитектурная традиция проявляется в общей симметрии ком­позиции, пространственной организации фасадов — их чётко выраженной горизонтальности членений с использованием большого ордера, скульпту­ры и строгом чувстве ритма. Из трёх этажей Большого Версальского дворца главным является второй с анфиладами парадных залов. Принцип анфиладности (расположение помещений друг за другом, на еди­ной композиционной оси) был хорошо знаком зодчим итальянского Возрождения, но являлся новым для французских архитекторов. До постройки Версаля он был применён во Франции лишь в Во-ле-Виконте. Торжественная и нарядная Посольская лестница ведёт в па­радные залы. С верхней площад­ки можно попасть в Королев­скую капеллу и Салон Геркулеса, украшенный большим полотном Паоло Веронезе. Начало парадной анфилады — небольшой Зал Изобилия, игравший роль при­хожей и одновременно кабинета древностей. Далее следует Салон Венеры. Парадные покои — чертоги олимпийских богов, поэтому все залы королевских апартаментов названы именами античных небожителей. Салон Дианы, богини охоты, служил королю бильярдной, в Салоне Марса, бога войны, располагалась королевская гвардия. Салон Меркурия по указанию Людови­ка XIV стал королевской опочивальней. Пышно украшенное золотом королевское ложе стояло на возвышении, отделённом от остального про­странства серебряной балюстрадой. Всё находя­щееся в зале — канделябры, люстры, вазы, туалет­ный столик — также было выполнено из серебра, причём художественная ценность убранства на­много превышала стоимость материала. Стены спальни украшали картины Тициана, Гвидо Рени, Веронезе. Следующий в анфиладе — Зал Аполло­на с 1682 г. являлся Тронным залом. Личные (реально обитаемые) апартаменты венценосной семьи находились в помещениях старого охотничьего замка, включённого в постройку Лево и Мансара. В центре малой анфилады - спальня короля, выхо­дящая окнами в Мраморный двор. В близ­лежащих малых салонах хранились наибо­лее ценные вещи королевской семьи: перевезённые из Фонтенбло картины Леонардо да Винчи и Рафаэля, полотна венециан­ских мастеров и болонских последова­телей Караваджо. (Некоторые до сих пор украшают стены Версаля, другие переданы в Лувр.) Залы личной анфи­лады только частично сохранили свой первоначальный декор, многие из них были заново оформлены при последую­щих Людовиках. После смерти Короля-Солнце Людовик XV в 1768—1770 гг. завершил здание Оперы, спроек­тированное Ж.-А. Габриэлем. С 1682 г. и до Ве­ликой французской революции в 1789 г. Версаль был резиденцией французских королей, последни­ми из которых были Людовик XVI и его супруга Мария Антуанетта.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67