Шарль де Ла Фосс (Charles de La Fosse)

Шарль де Ла Фосс (Charles de La Fosse, 1636, Париж — 1716, там же) - известный французский живописец, гравер и рисоваль­щик второй половины XVII — начала XVIII в., один из самых значительных художников-декоративистов своей эпохи. Сын ювелира, Шарль де Ла Фосс  учился у гравера Ф. Шово и в мастерской Шарля Лебрена. В 1658 году отправился в Рим, где ко­пировал произведения Рафаэля, изучал античное искусст­во, творчество ренессансных художников и плафонную живопись П. да Кортоны. Проведя три года в Венеции, познакомился с искусством Тициана, Веронезе, Тинторетто и своего современника живописца П. Либери. Возвра­щаясь во Францию, остановился в Парме, чтобы увидеть работы Корреджо. В 1663 году приехал в Париж и благодаря покровительству сюринтенданта Королевских строений Ж. Б. Кольбера и первого живописца короля Ш. Лебрена участвовал в декоративном оформлении королевских ре­зиденций и парижских церквей. Выполняя официальные и частные заказы, Шарль де Ла Фосс писал картины на религиозные и мифологические темы. Испытал влияние венецианских мастеров, П. П. Рубенса и Н. Пуссена. В 1665 году создал для свадебной капеллы в церкви Св. Евстафия фрески «Бракосочетание Адама и Евы» и «Брак Богоматери». В 1666 году участ­вовал в выполнении декоративных работ в Лувре, в 1670 году — в Тюильри. В 1673 году за картину «Похищение Прозерпины» (Париж, Высшая национальная школа изящных искусств) был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры и сделал впоследствии блестящую карьеру: 1682 г. — профессор Академии, 1699 г. — директор, 1702 г. — ректор, 1715 г. — канцлер. В 1676 году Ла Фосс декорировал церковь Успения на рю Сент-Оноре в Париже. Между 1671 и 1680 годах работал в Версальском дворце, участвуя в оформлении Лестницы послов и Больших апартаментов: «Ясон, прибы­вающий в Колхиду», «Александр Македонский, охотя­щийся на льва», «Жертвоприношение Ифигении» (Салон Дианы), плафон «Колесница Аполлона» (Салон Аполло­на). Для Большого Трианона Шарль де Ла Фосс  выполнил композиции «Аполлон и Фетида» и «Клития, превращающаяся в цве­ток подсолнуха» (1688 г.), для Марли — «Вакх и Ариадна» (1699 г., Дижон, Музей изящных искусств), для Медона — «Триумф Вакха» (1700 г., Париж, Лувр) и «Геракл между Пороком и Добродетелью» (1700 г., Невер, Муниципальный музей), для Малых апартаментов в Версальском дворце — «Младенец Моисей, спасенный из вод» (1701 г., Париж, Лувр). В 1689-1692 гг. Шарль де Ла Фосс жил в Лондоне, где декорировал совместно с Ж. Б. Моннуайе и Ж. Руссо три комнаты в отеле бывшего британского посла во Франции Р. Монте­гю. Об этом живописном ансамбле, который вызвал вос­хищение современников, сегодня можно судить лишь по описаниям, подготовительной картине для плафона (Ман­честер), эскизам маслом (Лондон, Музей Виктории и Аль­берта) и акварели Г. Шарфа (1845, Лондон, Британский музей). По окончании работ в отеле Монтегю Шарля де Ла Фосса  при­гласили участвовать в оформлении Хэмптон-Корта в Лон­доне, однако, призванный Людовиком XIV, он вынужден был вернуться во Францию, чтобы декорировать собор Дома инвалидов, где выполнил роспись купола и пандативов (1702-1705 гг.). В 1709 году в сотрудничестве с Ж. Жувене и А. Куапелем Шарль де Ла Фосс  декорировал королевскую капеллу Сен-Луи в Версальском дворце («Воскресение Христа» в конхе апсиды). В поздний период творчества художник много и плодотворно работал по заказам религиозных братств и частных лиц, в том числе для герцога Ришелье, маркиза де Монпансье и его сестры Елизаветы Маргариты Орлеан­ской, герцогини де Гиз. В конце XVII века Ла Фосс написал не­сколько алтарных картин: «Воскрешение дочери Иаира» для картезианской церкви Нотр-Дам-де-Берси в Париже (ок. 1680 г.), «Введение Богоматери во Храм» для кармелитского монастыря в Тулузе (1682 г., Тулуза, Музей Августин­цев), «Вручение ключей св. апостолу Петру» для церкви Св. Петра в Лилле (ок. 1700 г., Лилль, Музей изящных ис­кусств). В 1704-1707 гг. Шарль де Ла Фосс декорировал роскошный дом богатого любителя искусств П. Кроза на рю де Ришелье в Париже, позднее — его новую загородную резиденцию в Монморанси. С 1708 по 1716 гг. Шарль де Ла Фосс и его жена жили в па­рижском особняке Кроза, и, возможно, именно Ла Фосс пред­ставил знаменитому коллекционеру Антуана Ватто. Талантли­вый рисовальщик и живописец, Шарль де Ла Фосс работал также в технике пастели. Некоторые из его пастелей являются штудиями фигур для картин, другие — портреты. Многие произведения художника легкостью, грацией, элегантностью, богато нюансированным и люминозным колоритом и тре­петной живописной манерой предвосхищают декоратив­ные работы Франсуа Лемуана в Версале, а также рокайльный стиль Ватто, Никола Ланкре и Ж. О. Фрагонара. Шарль де Ла Фосс не питал особого интереса к теоретическим дискуссиям, которые вели в 1680-е  годы «пуссенисты» и «рубенсисты», однако по своему темпераменту он был колорист и разделял идеи своего друга Р. де Пиля.
Произведения: «Диана и нимфы», «Хождение по водам», «Хрис­тос в пустыне, окруженный ангелами», «Явление Христа Марии Магдалине», «Агарь в пустыне» (все — Санкт-Петербург, Госу­дарственный Эрмитаж).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67