Франсуа и Жан Франсуа де Труа (François de Troy)

Франсуа де Труа (François de Troy, 1645, Тулуза — 1730, Париж),  Жан Франсуа де Труа (Jean François de Troy, 1679, Париж — 1752, Рим) - знаменитая семья французских живописцев и рисоваль­щиков XVII-XVIII вв. Родоначальник этой художествен­ной династии Антуан де Труа жил и работал в Лангедоке. Его старший сын Жан де Труа, один из учредителей Ака­демии художеств в Монпелье, приобрел известность как исторический живописец, однако писал также портреты («Портрет Жанны де Жюлиар» - 1675-1680 гг., частное собр.; «Портрет Рике де Карамона», Москва, ГМИИ).
     Младший сын Антуана де Труа, Франсуа, прославился как один из самых фешенебельных портретистов эпохи царствования Людовика XIV. Первые навыки живописно­го ремесла получил у своего отца и тулузского художника А. Дюрана. Приехав в 1662 году в Париж, учился у портретис­тов К. Лефевра (1632-1675 гг.) и Н. П. Луара (1624-1679 гг.), на свояченице которого, Жанне Котель, дочери художника Жана I Котеля, он женился (1668 г.). В 1671 году Франсуа де Труа был при­числен к Королевской Академии живописи и скульптуры, в 1675 году стал академиком, представив в качестве morceau de reception картину «Меркурий и Аргус» (Париж, Высшая национальная школа изящных искусств). В дальнейшем Франсуа де Труа сделал блестящую официальную карьеру: 1692 г. - помощник профессора в Академии, 1693 г. - профессор, 1708-1711 гг. - директор, 1722 г. - помощник ректора. В ран­ний период творчества писал преимущественно картины на религиозные и мифологические сюжеты, однако, на­чиная с 1675 года посвятил себя портретному жанру. В 1679 году Франсуа де Труа выполнил портрет шведского посла во Франции Нильса Bielke, в 1680 г. - портрет Марии Анны Кристины Виктории Баварской, невесты дофина, сына Людовика XIV (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). Среди заказчиков Франсуа де Труа была фаворитка ко­роля мадам де Монтеспан и ее родственники, в частности сын де Монтеспан от Людовика XIV Луи Огюст де Бурбон, герцог дю Мэн, и его жена Анна Луиза Бенедит де Бурбон-Конде, герцогиня дю Мэн, обосновавшиеся в 1700 году в замке Со. Здесь художник написал картину «Урок астрономии» (ок. 1705-1710 гг., Со, Музей Иль-де-Франс), на которой изобразил герцогиню как покровительницу наук (книги, глобус, армиллярная сфера, компас, транспортир) в обще­стве астронома Н. де Малезьё (позднее профессор мате­матики, член Французской Академии, автор «Основ гео­метрии» - 1715 г.) и аббата Ш. Жене, фактотума герцога (в будущем академика), предлагающего лупу де Малезьё, который имел плохое зрение (отсюда его прозвище - Mai aux yeux). Франсуа де Труа обладал исключительной способностью угодить вкусам своих заказчиков. Его портреты ценились за реалистическую достоверность образов, смягченную деликатной идеализацией, и умение подчеркнуть высокий социальный статус клиента (богатая обстановка, изыскан­ные туалеты, эффектные аксессуары, благородство манер). К числу подобных работ принадлежит «Портрет Марии Аделаиды Савойской» (1697 г., Москва, ГМИИ). Юная суп­руга герцога Бургундского, внука Людовика XIV, и буду­щая мать Людовика XV изображена в традиционной для парадных портретов репрезентативной позе на фоне пыш­ной драпировки. Одной рукой она слегка опирается на парапет, тогда как другой грациозно поддерживает край синей бархатной мантии. Золотые лилии, украшающие мантию, и мех горностая, которым она оторочена, указы­вают на принадлежность модели к французскому коро­левскому дому. Однако в образе Марии Аделаиды едва ли угадывается подлинный характер двенадцатилетней де­вочки: ее живой ум, сердечная доброта и очаровательная непосредственность, которые, судя по воспоминаниям Сен-Симона, сделали ее любимицей Людовика XIV и ко­ролевского двора. К середине 1690-х годов Франсуа де Труа  приобрел в обществе репутацию «живописца женщин», которых он предпочитал изображать в виде олимпийских богинь (Ве­нера, Церера, Геба). Эти портреты, несмотря на мифоло­гический реквизит (костюмы, атрибуты), отличаются большим мастерством в передаче внешнего сходства, а также эмоциональной выразительностью образов, пред­восхищая рокайльные портреты Франсуа Юбера Друэ и Жана Марка Наттье. В отличие от своих современников И. Риго и Н. де Ларжильера, первый из которых был главным образом портрети­стом королевского двора, а второй выполнял заказы пре­имущественно представителей буржуазии, Франсуа де Труа успешно работал как для придворной аристократии, так и для бур­жуа, при этом его «буржуазные» портреты отличаются бо­лее натуралистической и приземленной трактовкой моде­лей и более интимным характером. Помимо мужских и женских портретов, Ф. де Труа писал также великолепные групповые портреты. В 1704 году он выставил в Салоне мону­ментальную амбициозную картину «Пир Дидоны и Энея» (ок. 1702-1703гг., США, частное собр.) - групповой портрет членов семьи герцога и герцогини Мэнских. В 1708-1710 гг. художник выполнил портрет собственной семьи (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). Кроме того, Ф. де Труа создавал картины, связанные с конк­ретными историческими событиями (в честь рождения герцога Бургундского в 1682 г., в ознаменование окончания голода из-за суровой зимы 1708-1709 гг., в память о заключе­нии Утрехтского мира 1715 г.). Один из самых талантливых и плодовитых художников второй половины XVII - начала XVIII века, Франсуа де Труа регулярно выставлялся в парижском Сало­не. Так, в 1699 году он представил на суд зрителей не менее 24 картин, в 1704 году - свыше 30. Благодаря знакомству в моло­дости с Р. де Пилем, который приобщил его к искусству голландских и фламандских мастеров, Ф. де Труа испытал вли­яние северной традиции портретной живописи (Рембрандт, Ван Дейк, Г. Доу). Наряду с Риго и Ларжильером, Ф. де Труа считается одним из главных представителей официаль­ного парадного портрета эпохи Grand Siecle («Семья короля с герцогиней де Вантадур» — ок. 1712-1713 гг., Лондон, собр. Уоллес), но одновременно рассматривается и как предшественник рокайльных мифологических портретов XVIII века  («Аллегорический портрет герцога дю Мэна и ма­демуазель де Нант в виде Париса и Венеры» — 1691 г., Париж, Лувр). Вместе с тем в творческом наследии Франсуа де Труа сущест­вуют замечательные образцы камерной портретной живо­писи, одним из которых является «Портрет жены художни­ка» (ок. 1704 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Эта картина поражает лаконичной простотой композиции (строгий нейтральный фон, отсутствие аксессуаров), сдер­жанной цветовой палитрой и интересом к внутреннему миру человека (спокойная естественная поза, мягкий за­думчивый взгляд). Присущие искусству Ф. де Труа красота колорита и флюидность живописной манеры компенсиру­ют недостатки композиции в некоторых работах художни­ка, главным образом в групповых портретах («Семья живо­писца» — ок. 1705 г., Ле-Ман, Музей Тессе). Колористическая гамма в произведениях Ф. де Труа эволюционировала от яр­ких и насыщенных красок к более светлым и утонченным цветовым тональностям. Среди учеников Франсуа де Труа были его сын Жан Франсуа де Труа, А. Буи (1656-1740), А. С. Бель (1674-1734), А. Гриму (1678-1733) и Франсуа Юбер Друэ. Умер ху­дожник в Париже в своем доме на рю Нёв-де-Пти-Шам.
     Жан Франсуа де Труа учился у своего отца и посещал рисовальные классы Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1699 году получил Римскую премию, однако в пенсионерскую поездку в Италию вынужден был отпра­виться на средства родителей. Произведений итальянско­го периода творчества художника (1699-1706 гг.), к сожа­лению, не сохранилось. Вернувшись в Париж, Жан Франсуа де Труа  удостоился редкой и почетной привилегии: он был од­новременно допущен и принят в Королевскую Академию, представив в качестве morceau de reception картину «Смерть детей Ниобы» (Монпелье, Музей Фабра). Один из самых преуспевающих живописцев своего поколения, разносторонне одаренный, Жан Франсуа де Труа  создавал портреты, картины на религиозные и мифологические темы («Су­санна и старцы» - 1725 г., Руан, Музей изящных искусств) и композиции, связанные с реальными историческими со­бытиями: «Чума в Марселе 1720 года» (1722 г., Марсель, Музей изящных искусств), «Св. Женевьева и парижские эшевены» (1726 г., Париж, церковь Сент-Этьен-дю-Мон), написанная в память об избавлении от наводнения и го­лода 1725. Кроме того, Жан Франсуа де Труа  создавал так называе­мые tableaux de modes — картины с изображением сцен из жизни парижской элиты. Выполненные в духе «галантных празднеств» Антуана Ватто, они лишены, однако, поэтического очарования и психологической глубины своих прототипов («Объяснение в любви» - 1731 г., Берлин, Замок Шарлоттенбург). Одна из лучших среди tableaux de modes Ж. Ф. де Труа -«Чтение Мольера» (1710 г., частное собр.), которая отлича­ется жизненной убедительностью в изображении интерь­ера, предметов обстановки, костюмов, а также естествен­ной группировкой фигур и мастерством в передаче эмоциональной реакции персонажей. В 1727 году Жан Франсуа де Труа при­нял участие в конкурсе 12 членов Академии на премию в 5000 ливров, которую по решению сюринтенданта Коро­левских строений герцога д'Антена он разделил за карти­ну «Отдых Дианы» с Франсуа Лемуаном, представившим компо­зицию «Великодушие Сципиона» (обе — Нанси, Музей изящных искусств). В 1726-1729 гг. Ж. Ф. де Труа написал четы­ре мифологические и восемь аллегорических картин для отеля С. Бернара в Париже и декорировал капеллу в его замке в Пасси, а также выполнил 35 аллегорических десюдепортов по заказу генерального контролера финансов де Лалива. В 1730-1735 гг. создал серию картин на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия для отеля де Сенозана. В 1737 году Жан Франсуа де Труа  участвовал в живописной декорации апарта­ментов Людовика XV в замке Фонтенбло, доверенной самым крупным художникам эпохи (Карл Ванлоо, Никола Ланкре, Ш. Парросель, Франсуа Буше, Шарль Жозеф Натуар, Л. Галлош, Д. де Шаванн). Жан Франсуа де Труа  написал картину «Завтрак охотни­ков» (1737 г., Париж, Лувр), на которой изобразил трапезу элегантного общества на лоне природы. Галантный харак­тер, присущий его tableaux de modes, сочетается здесь с прозаическими мотивами, типичными для жанровой жи­вописи голландских и фламандских мастеров. Не случай­но современники называли его «французским Йордан сом» («Пан и нимфа Сиринга» - 1720 г., Кливленд, Художествен­ный музей). Ж. Ф. де Труа испытал влияние П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Я. Иорданса, П. де Боса. О воздействии на его творчество северной традиции свидетельствуют по­вествовательная занимательность, детализация, преобла­дание теплых тонов в цветовой палитре и пастозная мане­ра письма. Одна из самых знаменитых картин Жан Франсуа де Труа  - «Завтрак с устрицами» (1735 г., Шантийи, Музей Конде), выполненная по заказу Людовика XV для столовой Малых апартаментов Версальского дворца. Написанная в пандан к «Завтраку с ветчиной» Н. Ланкре (1735, Шантийи, Музей Конде), она отличается динамичной композицией, искус­ной аранжировкой фигур и необыкновенно выразитель­ной колористической гаммой, построенной на контрасте теплых красных, розовых и желтых тонов и холодных го­лубых и зеленых, мягко дополненных бежевыми и серы­ми. В 1730-1740-х гг. Ж. Ф. де Труа активно сотрудничал с Коро­левской мануфактурой гобеленов, создав картоны для двух серий шпалер на темы «История Эсфири» (1736-1740 гг.) и «История Ясона и Медеи» (1743-1748 гг.). Семь монумен­тальных композиций цикла «История Эсфири» выполнены в традициях лебреновских «махин», но в рокайльном стиле. Лишенные драматизма и психологической глубины, они имеют развлекательный аспект экзотических «тюркери».
Произведения
   Франсуа де Труа: «Венера и Адонис» (1679, Париж, Лувр); «Порт­рет герцогини Орлеанской, принцессы Палатинской» (1680, Вер­саль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет лютниста Шарля Мутона» (1690, Париж, Лувр); «Порт­рет Франсуазы Марии де Бурбон, мадемуазель де Блуа» (ок. 1690, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Триано­на); «Портрет герцогини дю Мэн» (1694, Орлеан, Музей изящ­ных искусств); «Портрет детей дофина» (1696, Милан, Галерея Сабауда); «Портрет сюринтенданта Королевских строений Жюля Ардуэна-Мансара» (1699, Версаль, Национальный музей Версаль­ского дворца и Трианона); «Портрет Джеймса Эдуарда Стюарта» (1700, Ганновер, Музей земли Нижняя Саксония); «Автопортрет» (1702, Шалон-сюр-Марн, Музей Гарине); «Портрет герцогини де Ла Форс» (1714, Руан, Музей изящных искусств); «Портрет Жана де Жюльена» (1722, Валансьен, Музей изящных искусств); «Пор­трет актера Барона» (Париж, Музей Комеди Франсэз); «Портрет Юрбэна Шеврё» (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Женский портрет» (Тур, Музей изящных искусств). 
  Жан Франсуа де Труа: «Портрет семьи де Франквилля» (1711, Дуэ, Художественный музей); «Сусанна и старцы» (1715, Москва, ГМИИ); «Клития, превращающаяся в цветок подсолнуха» (1717, Мо, Музей Боссюэ); «Зефир и Флора», «Ацис и Галатея» (оба — 1724, Версаль, Муниципалитет); «Нимфа Салмакида и Гермаф­родит» (ок. 1730, Мо, Музей Боссюэ); «Пейзаж с охотником» (1730, Кембридж, Музей Фицуильямс); «Христос перед Пила­том» (1731), «Первый капитул ордена Св. Духа в Париже при Генрихе IV» (1732, оба — Париж, Лувр); «Диана и Актеон» (1734, Базель, Публичное художественное собрание); «Пир Эсфири и Артаксеркса» (1739, Париж, Лувр); «Измена Ясона Медее» (1745, Клермон-Ферран, Музей изящных искусств); «Медея после убийства своих детей» (1746, Париж, Лувр); «Ясон и золотое руно» (Клермон-Ферран, Музей изящных искусств); «Смерть Людовика XIII» (Дания, Замок Кронборг); «Рождение Венеры» (Берлин, Государственные замки и сады).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67