Жан Марк Наттье (Jean-Marc Nattier)

Марк Наттье, (Marc Nattier, 1642, Париж - 1705, там же),  Жан Батист Наттье (Jean-Baptiste Nattier, 1678, Париж - 1726, там же), Жан Марк Наттье (Jean-Marc Nattier, 1686, Париж - 1766, там же) - знаменитая семья французских живописцев и рисоваль­щиков XVII-XVIII вв. Марк Наттье, член Королевской Академии живописи и скульптуры, специализировался в портретном жанре и имел лицензию от короля на воспро­изведение цикла картин П. П. Рубенса в Люксембургском дворце, посвященных истории жизни Марии Медичи. Его жена Мари Наттье, урожденная Куртуа, была известной миниатюристкой. Их сыновья Жан Батист и Жан Марк также стали художниками. Унаследовав после смерти отца королевскую лицензию на копирование работ Рубенса в Люксембургском дворце, они создали серию рисунков, которые были гравированы Г. Дюшанжем, Б. Пикаром и Ж. Эделинком («Галерея Люксембургского дворца», 1710 г.). Позднее Жан Марк Наттье выполнил по заказу П. Кроза множество рисунков с картин Старых мастеров в королевской кол­лекции и в собрании Филиппа II, герцога Орлеанского (1721 г.), а также сделал рисунки с произведений Шарля Лебрена в Зеркальной галерее Версальского дворца (1723 г.).
   Жан Батист Наттье приобрел известность главным образом как исторический живописец («Давид с головой Голиафа» -1713 г., Москва, ГМИИ; вариант — Санкт-Петербург, Госу­дарственный Эрмитаж). Учился у своего отца, затем в те­чение пяти лет стажировался во Французской Академии в Риме (1704-1709 гг.). Возвратившись в Париж, был принят в 1712 году в члены Королевской Академии живописи и скульп­туры, представив в качестве morceau de reception картину «Иосиф и жена Потифара» (1711 г., Санкт-Петербург, Госу­дарственный Эрмитаж). Однако многообещающая худо­жественная карьера Ж. Б. Наттье внезапно оборвалась в ре­зультате скандального судебного процесса, связанного с его частной жизнью. По решению суда Жан Батист Наттье был заклю­чен в Бастилию, где покончил с собой.
   Жан Марк Наттье - один из самых талантливых и плодовитых художников эпохи правления Людовика XV и самый зна­менитый портретист Франции в 1730-1760-е годы. Творческое наследие живописца насчитывает свыше 400 картин, в том числе около 40 портретов представителей королевского дома. Жан Марк Наттье  создавал произведения на религиозные и мифологические темы, батальные сцены («Битва при Лес­ной» - 1717 г., Москва, ГМИИ), однако прославился исклю­чительно как автор элегантных портретов членов коро­левской семьи, французской аристократии и крупных буржуа. Ж. М. Наттье учился у отца и Ж. Жувене, своего крест­ного, одного из крупнейших мастеров в области религиоз­ной живописи. Одновременно посещал рисовальные классы Королевской Академии, где в 1700 году получил первую премию за рисунок. Несмотря на предоставленное ему по рекомендации Жувене место пенсионера во Французской Академии в Риме, Жан Марк Наттье предпочел остаться в Париже. В 1717 году художник совершил путешествие в Амстердам, чтобы написать портреты Петра I и Екатерины I (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), однако отклонил предложение Петра I работать при российском дворе и вернулся во Францию. В 1718 году, в возрасте тридцати трех лет, имея уже солидный опыт и прочную репутацию, Ж. М. Наттье был принят в члены Королевской Академии как исторический живописец. Его morceau de reception — кар­тина «Персей превращает в камень Финея, показывая ему голову Горгоны Медузы» (1717 г., Тур, Музей изящных ис­кусств) — продемонстрировала композиционный талант художника в аранжировке фигур, виртуозное мастерство в передаче иллюзии глубины пространства и световых эффектов, а также в имитации фактуры различных мате­риалов. Поразившая академиков своей монументально­стью, динамикой и эмоциональной экспрессией образов, эта картина предвещала блестящее будущее Ж. М. Наттье в области исторического жанра, который считался самым престижным. Однако художник посвятил себя в дальней­шем портретной живописи, более прибыльной. Немало­важную роль в его выборе сыграла, вероятно, женитьба в 1724 году. Брак Жана Марка Наттье с Мари Мадлен де Ла Рош, от которой он имел четверых детей, был скреплен в парижской цер­кви Сен-Pox («Автопортрет с семьей» — 1762 г., Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). Ж. М. Наттье был начитан, образован, имел богатую библиоте­ку и большую коллекцию картин и рисунков. В 1746 году он получил должность помощника профессора в Королев­ской Академии живописи и скульптуры, в 1752 году стал про­фессором. Среди заказчиков Жана Марка Наттье были богатые бур­жуа («Портрет мадам Марсоллье с дочерью» - 1749 г., Нью-Йорк, Музей Метрополитен), маршал Мориц Саксонский (портреты 1720 г. и 1725 г., Дрезден, Картинная гале­рея), шведский посол во Франции (1739-1742 гг.) франкофил граф К. Г. Тессин («Портрет Ульрики Ловизы, графини Тессин» - 1741 г., Париж, Лувр), дочери Филиппа II, герцога Орлеанского, мадемуазель де Божоле и мадемуазель де Шартр (1731 г.), семья принца Конде, кузена Людовика XV («Портрет Анны Марии де Бурбон-Конде на фоне павиль­она минеральных вод» - 1729 г., Шантийи, Музей Конде), франкфуртский банкир, родом из Фландрии, Ж. Ж. Леере (1749 г., Франкфурт, Штеделевский институт), а также анг­лийские аристократы («Портрет Фрэнсиса Гревилля, ба­рона Брука» — 1741 г., Нью-Йорк, частное собр.). Начало официальной карьеры Ж. М. Наттье как привилегированного придворного портретиста относится к 1732 году, когда он со­здал «Портрет мадемуазель Ламбек в виде Минервы с се­милетним графом Брионским» (Париж, Лувр). В 1738 году Жан Марк Наттье выставил в Салоне «Портрет маркизы д'Антен» (Париж, Музей Жакмар-Андре) и «Портрет маркизы де Крэвкёр в виде Гебы» (Версаль, Национальный музей Вер­сальского дворца и Трианона), которые имели огромный успех. Впоследствии Ж. М. Наттье часто изображал своих за­казчиц в образе олимпийских богинь (Диана, Аврора, Флора), муз («Портрет неизвестной в виде Талии» - 1739, Сан-Франциско, Музей изящных искусств), весталок («Весталка» - 1759 г., Роли, Северная Каролина, Художест­венный музей). Жан Марк Наттье был не единственным, кто прак­тиковал так называемый мифологический портрет. К «те­атральной» костюмировке с аллегорическими атрибутами прибегали Н. де Ларжильер, Карл Ванлоо, Франсуа де Труа, П. Бо­бер. Однако Ж. М. Наттье удалось найти свою неповторимо индивидуальную формулу в портретном жанре и превзой­ти этих мастеров благодаря своеобразному живописному стилю. Репрезентативной статике и помпезности офици­ального парадного портрета эпохи Grand Siecle он проти­вопоставил идеализацию без нарочитой лести, красоту без приторной слащавости. Тающие расплывчатые конту­ры и мягкая люминозная моделировка в трактовке лиц сочетаются в его картинах с энергичной манерой письма драпировок, аксессуаров, тканей, ювелирных украшений. Особый восторг у современников вызывала нежная бар­хатистость красочной фактуры его холстов и утонченная изысканность цветовой палитры с преобладанием жемчуж­но-серых, розовых, синих и зеленых тонов. К числу бес­спорных шедевров в творческом наследии Жана Марка Наттье отно­сится «Портрет Марии Лещинской» (1748 г., Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). В отличие от ее портретов, созданных Ж. Б. ван Лоо, Карлом Ванлоо, П. Гобером и Луи Токке, где она представлена в официальном парадном костюме и с королевскими атри­бутами, Жан Марк Наттье изобразил Марию Лещинскую за чте­нием Библии, в скромном домашнем платье и с легким полупрозрачным шарфом на голове, поддерживающим кружевной чепчик. Лишь королевские лилии в обивке мебели указывают на высочайший ранг модели. Эффект­ный антураж (фрагменты архитектуры, драпировка) свя­зан с традициями парадного портрета XVII века, тогда как естественная непринужденность позы королевы и мягкая задумчивая улыбка на ее лице привносят в картину ин­тимную интонацию, характерную для камерного портрета, основанного на «натуральности». Эта тенденция получит дальнейшее развитие в «Портрете маркизы де Помпадур» Франсуа Юбера Друэ (1763-1764 гг., Лондон, Национальная галерея). Начиная с 1745 года Наттье прекратил писать мифологичес­кие портреты. Исключение составляют лишь четыре кар­тины, выполненные художником для Большого кабинета дофина в Версальском дворце. Это портреты Мадам, доче­рей Людовика XV (Елизаветы, Генриетты, Аделаиды и Виктории), в виде четырех стихий (Земля, Вода, Воздух, Огонь). В 1747 году старшая дочь Ж. М. Наттье, Мария Екатерина Полина, вышла замуж за портретиста Луи Токке, и некото­рое время зять и тесть сотрудничали, однако постепенно портреты Токке стали встречать более благосклонный прием публики и художественной критики, нежели рабо­ты Наттье. Тем не менее и в дальнейшем маститый при­дворный живописец продолжал оставаться в фаворе и получал заказы от королевской семьи («Портрет Марии Зефирины, дочери дофина, в годовалом возрасте» - 1751 г., Флоренция, Уффици; «Портрет мадам Генриетты с басвиолой» - 1755 г., «Портрет мадам Аделаиды с музыкальной партитурой» - 1758 г., обе картины — Версаль, Националь­ный музей Версальского дворца и Трианона). Между тем уже в начале 1750-х гг. портреты Жана Марка Наттье были подвергнуты критике за отсутствие правды, искусственность и манер­ность. В 1763 году Д. Дидро упрекал художника в мифологиче­ской театральности образов, идеализации и привержен­ности стереотипам. Умер Ж. М. Наттье в доме своей дочери Мадлен Софи (рю дю Сантье), которая была замужем за художником Ш. М. А. Шаллем. Похоронен в парижской церкви Сент-Эсташ. Творчество Жана Марка Наттье оказало сущест­венное влияние на портретную живопись второй половины XVIII века. Среди его последователей были М. Луар и Л. Ф. Дю­пон, которого ввиду его старательного подражания мэтру прозвали «нормандским Наттье». Искусством Ж. М. Наттье вдохновлялись Жан Батист Грёз и Э. Л. Виже Ле Брен.
Произведения: «Портрет А. Б. Куракина» (1728, Санкт-Петер­бург, Государственный Эрмитаж); «Портрет Анны Марии де Бурбон-Конде, мадемуазель де Клермон, в бане» (1733, Лондон, собр. Уоллес); «Портрет Марии Елизаветы де Руврэй Сен-Си­мон» (1739, частное собр.); «Портрет Марии Генриетты Вертеле де Пленёф» (1739, Токио, Национальный музей западного искус­ства); «Портрет Елизаветы де Ла Рошфуко, герцогини д'Анвиль» (1740, частное собр.); «Портрет маркизы де ла Ферте-Эмбо» (1740, Токио, Музей искусств Фуджи); «Портрет Карлотты Фре­дерики, племянницы графа К. Г. Тессина» (1741, Дублин, Нацио­нальная галерея Ирландии); «Портрет мадам Боннье де Ла Моссон в виде Дианы» (1742, Лос-Анджелес, Музей П. Гетти); «Портрет графини де Брак в виде Авроры» (1744, Детройт, Инс­титут искусств); «Портрет Анны Жозефы Боннье де Ла Моссон, будущей герцогини Шольнской, в виде Гебы» (1744, Париж, Лувр); «Портрет Луизы Генриетты де Бурбон-Конти в виде Гебы» (1744, Стокгольм, Национальный музей); «Портрет Жозефа Бон­нье де Ла Моссона» (1745, Вашингтон, Национальная галерея); «Портрет маркизы де Бальон в виде Флоры» (1746, Мюнхен, Ба­варские государственные собрания); «Портрет принцессы де Бово» (1746, Токио, Музей искусств Фуджи); «Портрет Барбары Бельджойозо» (1747, Милан, Сфорцеско); «Портрет маркизы де Помпадур» (1748, Кливленд, Художественный музей); «Портрет мадам де Дрё-Брезе» (1749, Дуэ, Художественный музей); «Порт­рет Марка Пьера де Вуайе, графа д'Аржансонского» (1445-1750, частное собр.); «Портрет дофины Марии Жозефы Саксонской», второй супруги дофина Луи (1729-1765), сына Людовика XV (1751, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет мадам де Комартен в виде Гебы» (1753, Ва­шингтон, Национальная галерея); «Портрет Элизабет Гамиль­тон, леди Брук» (1754, Нью-Йорк, собр. Фрик); «Портрет Мадам Аделаиды за рукоделием» (1756, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет Манон Баллетти» (1757, Лондон, Национальная галерея); «Портрет княгини Е. Д. Го­лицыной» (1757, Москва, ГМИИ); «Портрет герцога Шольнского в виде Геракла» (Париж, Лувр); «Портрет Мадам Марии Луизы Елизаветы (инфанты) в виде весталки» (частное собр.).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67