Жозеф Сиффред Дюплесси (Joseph-Siffred Duplessis, 1725, Карпантра - 1802, Версаль) – знаменитый французский художник второй половины XVIII века, придворный портретист
Людовика XVI. Писал картины на религиозные темы, портреты и пейзажи. Основы живописного ремесла получил у своего отца, врача и художника-любителя, затем продолжил образование в
Париже у Ж. Г. Эмбера, ученика
Шарля Лебрена. В 1744 году Жозеф Сиффред Дюплесси отправился в Италию. Обосновавшись в
Риме, жил в течение 1745-1747 гг. на виа Грегориана в компании французских художников из Авиньона, Тулона и Вигана. Поступив в мастерскую П. Сюблейра, который находился тогда в зените славы, Дюплесси усовершенствовал свои познания в области исторической живописи и в портретном жанре. От Сюблейра Дюплесси усвоил манеру облагораживать реальность, стремление к одухотворенности образов и утонченность в трактовке драпировок, в изображении которых он превзошел учителя. Однако далеко не сразу он нашел собственный путь в искусстве. Ранние картины художника представляют собой свободные копии или имитации произведений Сюблейра («Семь ангелов, поклоняющихся Агнцу» - 1740-е гг., Карпантра, Музей Дюплесси). По возвращении во Францию Жозеф Сиффред Дюплесси работал в Карпантре, где выполнил по заказу духовенства ряд композиций, отмеченных сильным влиянием Сюблейра («Тайная вечеря», «Обретение креста» - до 1752 г., Карпантра, собор), и пейзажи в технике гризайли для Отеля Дьё, напоминающие картины К. Ж. Берне, который еще в Италии советовал Дюплесси специализироваться в этом жанре. В 1752 году, покинув Карпантру, художник жил некоторое время в Лионе и в долине Роны, создавая преимущественно портреты: «Портрет Жака Венсана» (1754, Карпантра, Госпиталь), «Портрет Жозефа де Каве», «Портрет Елизаветы де Флоран» (1763, Карпантра, Музей Дюплесси). Обосновавшись в 1764 году в Париже, Дюплесси полностью посвятил себя портретной живописи. Желая добиться признания и известности, он выставил в этом же году в Академии св. Луки пять портретов, но они остались почти незамеченными. Однако годы упорного труда в поисках индивидуального стиля принесли художнику популярность и официальный успех. В 1769 году Дюплесси был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры и показал в парижском Салоне десять портретов, которые вызвали благожелательную реакцию публики и позитивные отклики в прессе (Д. Дидро). Салон 1769 года ознаменовал начало блестящей карьеры Дюплесси как самого фешенебельного и востребованного портретиста эпохи царствования Людовика XVI. В 1771 году он получил престижный заказ от королевского двора написать портрет дофины Марии Антуанетты (эскиз маслом -
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). В 1774 году Жозеф Сиффред Дюплесси был принят в Королевскую Академию, представив в качестве morceaux de reception «Портрет скульптора Кристофа Габриэля» и «Портрет живописца Жозефа Мари Вьена» (Париж, Лувр). С 1775 года Дюплесси жил в Лувре и, пользуясь покровительством сюринтен-данта Королевских строений графа д'Анживилле, который был его другом, выполнил два портрета Людовика XVI: один из них погрудный, а на другом король изображен в полный рост с орденом Св. Духа, скипетром и короной (1775-1777 гг., Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). В 1780 году Дюплесси был назначен советником Королевской Академии живописи и скульптуры, сменив на этом посту скончавшегося в 1779 году
Ж. С. Шардена. В 1791 году, ввиду отсутствия заказов и в связи с ухудшением состояния здоровья, Дюплесси отправился в Геную, в 1792-1795 гг. работал в Карпантре, занимаясь главным образом составлением инвентарной описи местных произведений искусства. Вернувшись в 1796 году в Париж, получил должность хранителя картин и скульптур музея Версальского дворца и много внимания уделял вопросам реставрации (сам Дюплесси реставрировал, в частности, произведения Ж. Жувене и Э. Ле Сюёра). Период расцвета творчества Дюплесси относится к 1770-1780-м годам. В отличие от художников, работавших в стиле рококо, Дюплесси избегал, как правило, идеализации в портретном жанре. В целом ряде парадных портретов художника очевидно явное противоречие между элегантной импозантностью позы заказчика и прозаической заурядностью его внешности и личности. Так, в репрезентативном портрете сюринтенданта Королевских финансов Ж. Неккера (1781 г., частное собр.) он подчеркнул амбициозную самоуверенность, самодовольство и трезвый практицизм модели. Написанные, как правило, на основе многочисленных этюдов с натуры, портреты Дюплесси свидетельствуют о стремлении художника добиться безупречно точного сходства в изображении внешнего облика заказчика. Вместе с тем в лучших своих работах Дюплесси умел передать настроение и особенности характера человека («Портрет композитора Глюка» - 1775 г., Вена, Художественно-исторический музей; «Портрет Огюстена де Сент-Обена» - 1787 г., Чепел-Хилл, Северная Каролина, Мемориальный центр Окленда). Портреты Дюплесси демонстрируют разнообразие композиционных решений и отличаются исключительной виртуозностью в трактовке драпировок и эффектных аксессуаров («Портрет мадам Ленуар» - 1769 г, Париж,
Лувр; «Портрет мадам Фреве-Дерикур» - 1769 г., Канзас-Сити, музей). Поздние произведения Жозефа Сиффреда Дюплесси обнаруживают влияние неоклассицизма
Жака Луи Давида (подчеркнуто пластическая объемность форм, четкость силуэта, лаконизм деталей, сдержанная цветовая гамма).
Произведения: «Портрет аббата Арно» (1769, Карпантра, Музей Дюплесси); «Портрет мадам де Сен-Морис» (1777, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); «Портрет Бенджамина Франклина» (1778, Бостон, Музей изящных искусств; Нью-Йорк,
Музей Метрополитен; Брест, Муниципальный музей); «Портрет герцогини Шартрской» (1779, Шантийи, Музей Конде); «Портрет графа д'Анживилле» (1779, Дания, частное собр.); «Автопортрет» (1781, Карпантра, Музей Дюплесси); «Портрет мадам Неккер» (1781-1783, частное собр.); «Портрет Жозефа Перю» (1792-1795, Карпантра, Музей Дюплесси); «Автопортрет» (1801, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона).