Жан-Батист Удри (Jean-Варtiste Oudry)

Жан-Батист Удри (Jean-Варtiste Oudry, 1686,  Париж - 1755, там же) - знаменитый французский анималист и натюрмортист первой половины XVIII века. Писал также портреты, пейза­жи, картины на религиозные темы и аллегорические ком­позиции. Участвовал в декоративном оформлении коро­левских резиденций и частных отелей. Его заказчиками были Людовик XV, придворная аристократия, герцог Мекленбург-Шверинский и шведский посол во Франции К. Г. Тессин. Отец Удри, живописец и торговец картинами Жак Удри, возглавлял в 1706 году Академию св. Луки и был владельцем бутика на набережной де ла Феррай. Жан-Батист Удри  учился в 1704 году у работавшего в Париже марсельского художника М. Сёрра, кузена прославленного портретиста И. Риго, затем в течение пяти лет (1707-1712 гг.) в мастерской исто­рического живописца и портретиста Н. де Ларжильера, находившегося тогда в зените славы. Одновременно Удри по­сещал рисовальные классы Королевской Академии живо­писи и скульптуры и Академии св. Луки, где получил в 1708 году звание мастера за картину «Св. Иероним». Первона­чально он работал преимущественно как портретист, вы­полняя заказы скромных буржуа и мелких дворян - тре­бовательных, но скупых, по словам художника (портреты графа и графини де Кастельбланко - ок. 1716 г., Мадрид, Прадо). Однако в условиях острой конкуренции в порт­ретном жанре Жан-Батист Удри начиная с 1720-х годов полностью посвятил себя изображению охотничьих сцен и натюрмортов. Не­которое время спустя его рассматривали уже как достой­ного соперника А. Ф. Депорта, ведущего мастера в этих жанрах на рубеже XVII-XVIII вв. В 1717 году Удри был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры, пред­ставив в качестве morceaux d'agrement два произведения: натюрморт «Растительная гирлянда» (ранее Шверин, Го­сударственный музей) и монументальную композицию «Поклонение волхвов» (Вильнёв-Сен-Жорж, департамент Валь-де-Марн, церковь Сен-Жорж), выполненную по за­казу каноников парижской церкви Сен-Мартен-де-Шам. В 1719 году Удри вынес на суд академического жюри в качестве morceau de reception картину «Аллегория Изобилия с ат­рибутами» (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона), на которой изобразил женскую фигу­ру на фоне пейзажа в окружении животных, фруктов, овощей и цветов. Принятый в Королевскую Академию как исторический живописец, Жан-Батист Удри  писал тем не менее в даль­нейшем почти исключительно натюрморты и охотничьи сцены. В конце 1723 - начале 1724 гг. он познакомился с ми­нистром финансов Л. Фагоном и королевским егермейсте­ром Анри Камилем, маркизом де Берингеном. Эта встреча стала решающей в творческой судьбе художника. Благода­ря протекции столь влиятельных особ Удри был назначен вскоре ординарным живописцем королевского охотничь­его двора. В 1725 году он написал для Людовика XV картину «Мис и Тюрлю» — левреток, которых прислал королю Ге­орг I Английский (Фонтенбло, Национальный музей за­мка). В 1726 году Удри получил привилегию выставить 26 своих лучших произведений в Больших апартаментах Версаль­ского дворца. В конце 1720-х гг. художник создал целую серию портретов любимых собак Людовика XV: «Каде и Эрмин» (1727, Париж, частное собр.); «Гредине, Птит Фий и Шарлот на стойке перед куропатками» (1727, Фонтенб­ло, Национальный музей замка), «Бланш» и «Лиз» на стой­ке перед фазанами (1727, Компьен, Национальный музей замка; Фонтенбло, Национальный музей замка), «Миньон и Сильви» (1728, Фонтенбло, Национальный музей замка), «Мис и Люттин» (1729, Нью-Йорк, частное собр.), «Полидор» (1729, Фонтенбло, Национальный музей замка). К числу наиболее известных работ Жана-Батиста Удри , выполненных в 1720-е годы, относятся: «Возвращение с охоты» (1721, Лондон, собр. Уоллес), «Охота на волка» (1722, Ансбах, Резиден­ция), «Охота на оленя» (1723, Стокгольм, Королевский дворец), «Охота на лисицу» и «Охота на волка» (1725, Шантийи, Музей Конде), «Охота Людовика XV на оленя в лесу Сен-Жермен» (1728-1730, Тулуза, Музей Августин­цев), на которой рядом с королем изображены граф Тулузский (обер-егермейстер), принц Карл Лотарингский (обер-шталмейстер) и маркиз де Беринген (первый штал­мейстер). Помимо портретов королевских собак, он неод­нократно изображал экзотических животных (Шверин, Государственный музей) и многократно обращался к теме «Собаки на стойке перед дичью» (Париж, Лувр; Сток­гольм, Национальный музей; Шверин, Государственный музей; Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В 1726 году Удри был назначен официальным художником Коро­левской шпалерной мануфактуры в Бовэ, в 1734 стал ее директором, а в 1736 получил должность главного инспек­тора на Королевской мануфактуре гобеленов. Талантли­вый администратор, Удри, стремясь улучшить технику ков­роткачества, сделал акцент на усовершенствовании подготовительных эскизов к шпалерам и более точном воспроизведении картонов. Для мануфактуры в Бовэ Жан-Батист Удри  создал картоны для серий шпалер «Новые охоты» (1727), «Сельские развлечения» (1730), «Комедии Мольера» (1733), «Метаморфозы Овидия» (1734), «Басни Лафонтена» (1736). Однако лучшие свои картоны для шпалер он выполнил в 1733-1746 гг. для Королевской мануфактуры гобеленов: серия «Королевские охоты», за которые он по­лучил колоссальное вознаграждение — 52 000 ливров (во­семь - Фонтенбло, Национальный музей замка; один -Париж, Лувр). По этим картонам были вытканы два комп­лекта шпалер - один для замка Компьен (1736-1747 гг.), дру­гой для дона Филиппа Испанского, герцога Пармского, мужа старшей дочери Людовика XV Елизаветы (1742-1753 гг., Флоренция, Галерея Питти). Особое место в творческом наследии художника занимают натюрморты, которые он писал на протяжении всей жизни. Наделенный богатым воображе­нием и ярким декоративным талантом, Удри искусно варьиро­вал одни и те же мотивы, создавая разнообразные компози­ционные аранжировки. От своего учителя Ларжильера, получившего художественное образование в Антверпене, Удри унаследовал наиболее сильные грани его мастерства, связанные с реалистическими достижениями фламанд­ской живописи: пристальный интерес к окружающему миру, стремление к жизненной достоверности образов и опыт рисования с натуры. Еще до принятия в Королев­скую Академию живописи и скульптуры он написал в 1712-1713 гг. несколько натюрмортов с изображением птиц и насекомых в характерной для северной школы технике trompe-l'ceil, в которых продемонстрировал виртуозный иллюзионизм в передаче материальной осязаемости форм (Марсель, Музей изящных искусств; Ажен, Музей изящ­ных искусств). Вместе с тем эти ранние натюрморты отли­чаются изысканной простотой, тонким вкусом и удиви­тельной искренностью, которые несвойственны зрелым работам художника, но вновь появились в конце его твор­ческого пути (1739-1755 гг.). Натюрморты Жан-Батист Удри  довольно раз­личны не только по стилю, но и по настроению. Он созда­вал как повествовательные, динамичные, эмоционально экспрессивные произведения с асимметричной компози­цией и напряженными светотеневыми контрастами, так и спокойные, созерцательно-медитативные. К первой груп­пе относятся, в частности, «Дикие утки, преследуемые хищными птицами» (1740, Шверин, Государственный му­зей) и «Дикий кабан, атакуемый мастифами» (1748, Кан, Музей изящных искусств). Вторая группа представлена такими работами, как «Стол в мастерской художника с книгами и принадлежностями для письма и рисования» (1710-1713, Шверин, Государственный музей), «Белая утка» (1753, Норфолк, Хаутон-Холл) и «Гончая, кормящая своих щенят» - подлинная жемчужина Салона 1753, кото­рую купил философ барон П. А. д'Ольбах (1752, Париж, Музей охоты и природы). Удри любил сопоставлять в своих натюрмортах живое и мертвое («Мертвый волк», «Мерт­вая косуля» - 1721, Лондон, собр. Уоллес; «Ваза с цветами и клумба с тюльпанами» - 1744, Детройт, Институт ис­кусств), обыденно-прозаическое и редкое, экзотическое («Фрукты, сельдерей и фарфоровая чашка» - 1725, Шве­рин, Государственный музей). Для Удри, как и для его стар­шего коллеги Ф. Депорта, характерно сочетание педантич­ного натурализма и прихотливой фантазии. Между тем, используя тот же набор предметов, что и Депорт, Удри созда­вал порой более искусственные и преувеличенно эффект­ные мизансцены, но они лишены той композиционной перегруженности и тяжеловесности, которые присущи некоторым картинам Депорта. Его цветовая палитра от­личается такой же декоративной красочностью, что и палитра Депорта, однако более тонко нюансирована и при­ближается к рокайльной. Удри регулярно выставлялся в парижском Салоне, где его картины неизменно привлека­ли внимание публики. Между тем о натюрмортах худож­ника критика писала мало. И только так называемые «бе­лые натюрморты» (белые предметы на белом фоне), благодаря которым Удри получил прозвище «живописца бе­лизны», были удостоены восторженных отзывов в прессе («Белая утка», 1753, Хаутон Холл, Норфолк). Необыкно­венно восприимчивый и чуткий к изменениям вкусов и веяниям моды, Жан-Батист Удри  на завершающем этапе своей карьеры тяготел к большей строгости композиционных решений, лаконичной сдержанности в подборе предметов и рафи­нированной утонченности колорита. Эта эволюция свя­зана как с общей тенденцией развития французского ис­кусства, так и с влиянием на У. творчества его младшего современника Ж. С. Шардена («Натюрморт с телячьим окороком», 1740-1750, Санкт-Петербург, Государствен­ный Эрмитаж). Превосходный рисовальщик и блестящий колорист, который называл цвет «душой живописи», Удри выполнил в течение жизни огромное количество рисун­ков черным и белым мелом, гуашью, акварелью на белой или тонированной бумаге. Художник делал пейзажные наброски в окрестностях Парижа, в парках Сен-Жермен-ан-Ле и Аркей, в имении Гизов на реке Бьевре. В 1726-1727 гг. Удри создал 38 рисунков для «Комического романа» П. Скаррона, в 1729-1734 гг. - свыше 275 рисунков для иллюстрированного издания «Басен Лафонтена» (1755), в конце 1730-х - нача­ле 1740-х гг. выполнил по поручению хирурга Людовика XV Ла Пейронни серию рисунков к «Естественной истории для ботанического сада Его Величества». Сформировав­шийся в период борьбы «пуссенистов» и «рубенсистов», Удри серьезно интересовался вопросами теории искусства. Будучи профессором Королевской Академии живописи и скульптуры, он прочел в стенах Академии две публичные лекции, которые получили широкий резонанс в художест­венных кругах, однако опубликованы были только в XIX веке: «Размышления об изучении колорита» (1749) и «Речь о живописной практике и ее главных методах» (1752). Сын Жана Батиста Удри Жак Шарль (1722/1723, Париж - 1778, Лозанна) унаследовал профессию отца и специализировался в жанре натюрморта. В 1748 году он был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры за картину «Собака и дичь» (Монпелье, Музей Фабра). В дальнейшем работал в Париже, Брюсселе, позднее полу­чил должность первого живописца Карла Лотарингского. Лучшие произведения Ж. Ш. Удри по тематике и стилю близ­ки работам его отца, однако менее декоративны («Утка», «Фазан» - 1764, Гренобль, Музей изящных искусств). По­следние годы жизни Ж. Ш. Удри провел в Лозанне, где препо­давал рисунок.
   Произведения: «Освобождение св. Петра из темницы» (1713, Шверин, Государственный музей); «Отель Дьё после пожара» (1718, Париж, Музей Карнавале); «Натюрморт с обезьяной и скрипкой» (1719, Стокгольм, Национальный музей); серия картин «Четыре стихии» (1719-1721, Стокгольм, Королевский дворец); «Фрукты» (1721, Москва, ГМИИ); «Натюрморт с фруктами» (1721), «Портрет Франсуа де Лова» (1724), «Собака на стойке перед куро­паткой» (1725), «Дерущиеся собаки» (1729, все — Санкт-Петер­бург, Государственный Эрмитаж); «Лев и комар» (1732, Стокгольм, Национальный музей); «Сторож охотничьих угодий. Лес с собака­ми королевской своры Фин-Лиз и Лиз» (1732, Компьен, Нацио­нальный музей замка); «Такса Пэр» (1740, Стокгольм, Националь­ный музей); «Лаковый табурет» (1742, частное собр.); «Заяц и баранья нога» (1742, Кливленд, Художественный музей); «Мерт­вый журавль» (1745, Шверин, Государственный музей); «Олень, смотрящий на свое отражение в воде» (1747, Версаль, Националь­ный музей Версальского дворца и Трианона); «Пейзаж с охотой на волка» (1748, Нант, Музей изящных искусств); «Весна» (1749), «Ферма» (1750, оба — Париж, Лувр); шесть картин на тему «Оле­ньи рога» (1741-1752, Фонтенбло, Национальный музей замка); «Фазан, заяц и куропатка» (1753, Париж, Лувр); «Волки и овцы», «Волк, ставший пастухом» (Шато-Тьери, Музей Лафонтена); «На­тюрморт с дичью» (Сан-Франциско, Дворец Почетного легиона); «Лисицы» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Порт­рет охотника» (Иллинойс, Художественный музей Краннерт).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67