Луи Токке (Louis Tocque)

Луи Токке (Louis Tocque, 1696, Париж — 1772, там же) - знаменитый французский художник XVIII века, один из ве­дущих портретистов своей эпохи, создавший обширную портретную галерею аристократов и буржуа середины XVIII века, а также портреты членов королевской семьи. Учился у исторического живописца Н. Бертена (1667-1736 гг.), затем в мастерской придворного портретиста Жана Марка Наттье, на дочери которого он женился в 1747 году. Копировал произведения А. Ван Дейка, Н. де Ларжильера, И. Риго. В 1731 году за «Портрет семьи Перана де Морара» был допущен в Королевскую Академию живописи и скульптуры, в 1734 году стал ее полноправным членом, представив в качестве morceaux de reception «Портрет Луи Галлоша» и «Портрет Ж. Б. Лемуана» (Париж, Лувр).
 Репутация Луи Токке как портретиста упрочилась после напи­сания «Портрета дофина Людовика Бурбонского», сына Людовика XV и Марии Лещинской (1739 г., Париж, Лувр), и «Портрета Марии Лещинской» (1740 г., Париж, Лувр), вы­полненных в традициях официального парадного портре­та (репрезентативная композиция, эффектные аксессуа­ры). Начиная с 1737 года Токке регулярно выставлялся в парижском Салоне, где его картины пользовались неизменным успе­хом. В 1756-1758 гг. работал в Санкт-Петербурге, куда он был приглашен для создания большого парадного портрета императрицы Елизаветы Петровны (1758 г., Санкт-Петер­бург, Государственный Эрмитаж). В 1758-1759 гг. жил в тече­ние семи месяцев в Копенгагене, где был принят в члены недавно основанной Королевской Академии изящных ис­кусств, прислав позднее из Парижа в качестве morceau de reception «Портрет Ж. М. Наттье», тогда как Наттье, также удостоенный этой чести, представил «Портрет Луи Токке» (Копенгаген, Королевская Академия Дании). Находясь в Копенгагене, Луи Токке выполнил парадные портреты Фредери­ка V, его второй жены Джулии Марии (Копенгаген, Амалиенборг) и крупных государственных деятелей. Умение подчеркнуть высокий социальный статус заказчика и мас­терство в передаче фактуры тканей (изысканное золотое шитье, тончайший узор прозрачных кружев) сближают Токке с Риго и Ларжильером. Однако официальные портреты Луи Токке лишены, как правило, типичной для работ этих масте­ров театральной помпезности. Произведениям Токке не свойственны ни идеализация, к которой прибегал его тесть Наттье, ни фривольные мотивы, дезабилье и манер­ность, свойственные рокайльным портретам с их стерео­типной «кукольностью» лиц. Токке стремился к объективной точности в трактовке внешнего облика модели, не скры­вая ни возраст, ни индивидуальные особенности лица и фигуры портретируемого. В творчестве Луи Токке встречаются довольно некрасивые женские лица, но привлекательные своей одухотворенностью и трепетом внутренней жизни. Не случайно он постоянно повторял своим ученикам: «...не отходите никогда от внешности, какой бы она ни была неблагоприятной, красота самого письма может при­дать ей прелести». Для большинства его портретов, выпол­ненных по заказу частных лиц, характерны простота ком­позиций, строгий нейтральный фон, минимум аксессуаров, интимная камерность и утонченная цветовая палитра с преобладанием жемчужно-серых, серебристо-голубых и розовых тонов. Искусство Луи Токке оказало заметное влияние не только на французскую портретную живопись, но и на твор­чество некоторых скандинавских художников (К. Г. Пило, И. Юль).
 Произведения: «Портрет графини Ломени де Бриен» (1737, Страсбург, Музей изящных искусств); «Портрет маркиза де Люкера» (1743, Орлеан, Музей изящных искусств); «Портрет поэта Грессе» (1750, Версаль, Национальный музей Версальского двор­ца и Трианона); «Портрет Анны Данже» (1753, Париж, Лувр); «Портрет Пьера Желиотта в роли Аполлона» (ок. 1755, Санкт-Пе­тербург, Государственный Эрмитаж); «Портрет маркиза де Мариньи» (1755, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет Н. А. Демидова» (1756-1758, Москва, ГМИИ); «Портрет Е. А. Головкиной» (1757), «Портрет И. И. Шувалова» (1750-е, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67