Шарль Жозеф Натуар (Charles Joseph Natoire)

 Шарль Жозеф Натуар (Charles Joseph Natoire, 1700 — 1777) – знаменитый французский живописец, рисовальщик и пе­дагог XVIII века, один из самых талантливых декораторов эпохи царствования Людовика XV, крупнейший предста­витель стиля рококо. Виртуозно владел разной техникой (масло, сангина, итальянский карандаш, пастель, гуашь, акварель). Писал картины на религиозные и мифологи­ческие темы как небольшого, «кабинетного» формата, так и монументальные, создавал картоны для шпалер и рисун­ки. Работал по заказам Людовика XV и королевской семьи, а также для частных лиц. Участвовал в декоративном оформлении королевских замков (Версаль, Фонтенбло, Марли), Отеля Субиз и Королевской библиотеки в Пари­же. С 1737 по 1757 гг. регулярно выставлялся в парижском Салоне. Родился в семье архитектора и скульптора Ф. Натуара, родом из Нанси, и Екатерины Морик, имел пять братьев и четыре сестры, одна из которых, Жанна, стала пастелисткой. Основы живописного ремесла получил у своего отца. В 1717 году отправился в Париж, где поступил в мастерскую Л. Галлоша (1670-1761 гг.), от которого унасле­довал интерес к пейзажу. Однако окончательно сформи­ровался под руководством Франсуа Лемуана, усвоив мастерство в построении композиций, передаче движения и трактов­ке обнаженного тела. В 1721 Шарль Жозеф Натуар  получил Римскую премию за картину «Жертвоприношение Маноя» (Париж, Высшая национальная школа изящных искусств). В период стажи­ровки во Французской Академии в Риме при директорах Ш. Персоне (1723-1724 гг.) и Н. Флёйгельсе (1724-1737 гг.) изу­чал и копировал антики и произведения мастеров эпохи Возрождения и XVII-XVIII вв. В 1725 году был удостоен пер­вой премии в Римской Академии св. Луки за рисунок «Мо­исей показывает своему народу Скрижали Закона» (Рим, Национальная Академия св. Луки). В 1727 году написал по за­казу французского посла в Риме (1725-1732 гг.) кардинала М. де Полиньяка амбициозную картину «Изгнание торгу­ющих из Храма» (Париж, церковь Сен-Медар), в которой влияние Лемуана сочетается с уроками ренессансных художников, в том числе Рафаэля («Изгнание Элиодора» - Рим, Пинакотека Ватикана). Вернувшись во Францию в 1730 году, Натуар с блеском продемонстрировал свой талант в реа­лизации крупных декоративных заказов. Первый из них, который принес ему широкую известность и высокую репу­тацию, - ансамбль из 25 картин, выполненных в 1731-1740 гг. для Ф. Орри в его родовом замке Ла-Шапель-Годфруа око­ло Ножан-сюр-Сен (департамент Об). Филибер Орри, граф де Виньори (1689-1747 гг.), страстный любитель ис­кусств, в коллекции которого имелись, в частности, карти­ны Антуана Ватто «Авантюристка» и «Обольститель» (Труа, Музей изящных искусств и археологии), был одной из са­мых влиятельных персон в период правления Людовика XV: капитан артиллерии в ходе войны за Испанское на­следство, советник парижского парламента, докладчик в Генеральном совете (1715 г.), интендант Суассона (1725 г.), Перпиньяна (1727 г.), Лилля (1730 г.) и генеральный контро­лер финансов (1730-1745 гг), он сменил в 1737 году герцога д'Антена на посту сюринтенданта Королевских строений, который занимал до 1745 года. Декоративный ансамбль в Ла-Шапель-Годфруа состоял из четырех серий картин: «Исто­рия богов» (девять композиций, 1731 г.), «Четыре времени года» (четыре, до 1735 г.), «История Хлодвига» (шесть, 1735-1738 гг.) и «История Телемаха» (пять, закончена в 1740 г.). Первые две сюиты типичны для XVIII века как по тематике, так и по стилю. Третья, в которой воспроизведены эпизо­ды из национальной истории, была необычной для конца 1730-х годов. В это время художники, работавшие в историчес­ком жанре, не проявляли особого интереса к националь­ному прошлому, между тем как Шарль Жозеф Натуар  обратился к образу Хлодвига, короля франков, еще до того, как он приступил к декорации Ла-Шапель-Годфруа. Около 1730 года он создал фронтиспис с изображением Хлодвига для первого тома «Истории галликанской церкви» отца Лонгеваля (1730 г.). Источником вдохновения для четвертой серии картин послужил роман Ф. де Ла Мот-Фенелона «История Теле­маха» (1699 г.). Разнообразием сюжетов и композиционных решений, искусной моделировкой объемов, безупречным мастерством в передаче движения и света, утонченной гармонией цветовой палитры и чувственной трактовкой элегантных ню этот декоративный ансамбль идеально от­вечал вкусам эпохи рококо. В настоящее время 15 из 25 картин хранятся в Труа (Музей изящных искусств и архе­ологии), остальные находятся в Санкт-Петербурге (Госу­дарственный Эрмитаж), Москве (ГМИИ), частных кол­лекциях или утрачены. В 1733-1734 гг. Шарль Жозеф Натуар создал два десюдепорта для отеля герцога А. Г. де Рокелора на рю Сен-Доминик в предместье Сен-Жермен. В 1734 году худож­ник впервые выполнил королевский заказ - аллегориче­скую композицию для апартаментов королевы в Версаль­ском дворце «Молодость и Добродетель представляют Франции двух принцесс» (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). В этом же году Натуар был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры, представив в качестве morceau de reception композицию «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея» (1734, Монпелье, Музей Фабра), написанную под впечатлением от картины на аналогичный сюжет Франсуа Буше (1732 г., Париж, Лувр). В дальнейшем Натуар сделал традицион­ную официальную карьеру. В 1735 году он получил должность помощника профессора, в 1737 году стал профессором, в 1751 году был назначен директором Французской Академии в Риме, в 1755 - награжден орденом Св. Михаила. Должность пер­вого живописца короля, на которую Натуар мог претендовать, оставалась после смерти Ш. А. Куапеля вакантной, однако впоследствии ее удостоились соперники Натуара - Карл Ванлоо (1762-1765 гг.) и Франсуа  Буше (1765-1770 гг.). В 1734-1741 гг. Натуар напи­сал по заказу финансиста П. Гримо дю Фора (1692-1748), королевского откупщика и генерального интенданта по­чты, четыре десюдепорта с изображением четырех стихий (Земля, Вода, Воздух, Огонь) для его парижского отеля Шамийар на рю дю Кокерон: «Венера просит Вулкана вы­ковать оружие для Энея», «Церера кормит Триптолема», «Триумф Амфитриты» и «Юнона и Ирида». «Огонь» и «Вода» были гравированы П. Авелином, «Воздух» и «Зем­ля» — Ж. Б. Перроно. В 1735—1742 гг. художник выполнил по заказу Гримо дю Фора 10 картонов для шпалер (Компьен, Национальный музей замка), вытканных на мануфактуре в Бовэ в единственном экземпляре (Экс-ан-Прованс, Му­зей шпалер). В этой серии, отмеченной влиянием Веронезе, Рубенса и Ватто, наблюдается сочетание барочной динамики и рокайльной галантности с благородным вели­чием классицистической живописи. В 1737-1739 гг. Натуар сов­местно с Ванлоо, Буше, Ж. Ресту и П. Ш. Тремольером со­трудничал с архитектором Ж. Боффраном в декоративном оформлении Отеля Субиз, создав для овального салона принцессы де Роан восемь картин на тему «История Пси­хеи», вдохновленных балетом Ж. Б. Люлли, - подлинные шедевры рокайльного стиля (Париж, Национальные ар­хивы). В 1741-1757 гг. Шарль Жозеф Натуар выполнил по заказу Орри три кар­тона для шпалер на тему «История Марка Антония и Кле­опатры», вытканных дважды на Королевской мануфактуре гобеленов: в 1756-1761 гг. и в 1761-1765 гг.: «Въезд Марка Анто­ния в Эфес» (1741, Аррас, Музей изящных искусств), «Пир Марка Антония и Клеопатры» (1755) и «Встреча Марка Антония и Клеопатры в Тарсе» (1756, оба — Ним, Музей изящных искусств). В 1743 году написал четыре картины для апартаментов мадам Аделаиды в Марли («Вакх и Ариад­на» - Париж, Резиденция Национальной ассамблеи; «От­дых Дианы» - Версаль, Национальный музей Версальско­го дворца и Трианона; «Венера и Нептун» и «Аполлон и Музы» - местонахождение неизвестно). В 1745 году создал для капеллы Сен-Симфориан в церкви Сен-Жермен-де-Пре композицию «Св. Этьен перед докторами» (Ренн, Музей изящных искусств) и три картины с изображением Муз для Королевской библиотеки в Париже: «Талия», «Тер­психора», «Каллиопа» (Париж, Национальная библиоте­ка). В 1746 -1750 гг., наряду с Карлом Ванлоо, Ж. Б. М. Пьером, Н. Алле и Фронтье, Натуар декорировал капеллу Ж. Боффрана в Приюте подкидышей, который находился тогда на месте современного Отеля Дьё. Ныне не существующий, этот декоративный ансамбль поразил парижан иллюзионисти­ческим синтезом реальной архитектуры с архитектурными деталями, написанными в технике trompe-l’ceil. В настоящее время об особенностях живописного декора капел­лы, для которой Шарль Жозеф Натуар создал 14 монументальных панно, можно судить лишь по рисункам и гравюрам Э. Фессара (1752-1759 гг., Париж, Национальная библиотека). Приме­чательно, что во всех декоративных ансамблях, где Натуар со­перничал с Ванлоо и Буше, он превосходил первого в ком­позиционной изобретательности и непринужденной легкости в трактовке сюжетов, однако не впадал в буду­арную слащавость второго. В своих немногочисленных портретных работах Натуар следовал традициям европейско­го официального парадного портрета. Таковы «Портрет Никола Жозефа де Пари, епископа Орлеана» (1746 г., Орлеан, Музей изящных искусств) и «Портрет дофина Людовика Французского», оцененный заказчиком в 6000 ливров (1747 г., Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). В 1747 году Натуар принял участие в конкурсе акаде­миков, организованном сюринтендантом Королевских строений де Турнегемом с целью возрождения Grand style, представив картину «Триумф Вакха» (Париж, Лувр), за которую был удостоен премии в 1500 ливров. В 1750 году напи­сал «Аллегорию по случаю рождения Марии Зефирины, дочери дофина», получив за нее вознаграждение в 2000 ливров. Это был последний королевский заказ, выпол­ненный Натуар до его отъезда в Италию. Главное произведе­ние Натуар во второй римский период - живописный эскиз плафона для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези «Апофе­оз св. Людовика» (1754-1756 гг., Брест, Муниципальный му­зей), реализованный профессиональным фрескистом А. Биккиерари. Задуманный в традициях позднебарочной живописи (в частности, под влиянием плафона С. Конки в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере, 1721-1724 гг.), «Апо­феоз св. Людовика» Натуар дисгармонировал с эстетикой утритику апологета античности А. Р. Менгса. В дальнейшем Натуар посвятил себя педагогической деятельности. По мнению французского посла в Риме маркиза д'Обетерра, Натуар был «безупречно порядочным человеком», однако с назначени­ем в 1774 году нового сюринтенданта Королевских строений графа д'Анживилле Натуар был смещен в результате интриг с поста директора Французской Академии в Риме и заменен временно Н. Алле, а затем Ж. М. Вьеном (1775-1781 гг.), быв­шим учеником Натуара. Последние годы жизни художник про­вел в Кастель-Гандольфо вместе со своим братом Жаном, аббатом, и сестрой Жанной. Прожив в Италии более три­дцати лет, Натуар был восприимчив к различным стилисти­ческим тенденциям, которые существовали в искусстве XVIII века. Он испытал влияние К. Маратти (1625-1713 гг.) и М. А. Франческини (1648-1729 гг.) - наследников традиций Рафаэля и Болонской Академии; Б. Луги (1666-1724 гг.) - од­ного из первых рокайльных мастеров римской художест­венной школы; Ф. Тревизани (1656-1746) - создателя но­вого направления в итальянской живописи — «rococo arcadico»; Дж. Пеши (1679-1759 гг.) - типичного представи­теля запоздалого барокко; С. Конки (1680-1764 гг.), который трансформировал барочный стиль на основе классицис­тических норм и рокайльных приемов и определил разви­тие римского монументально-декоративного искусства во второй половине XVIII века; а также А. Мазуччи ( 1691-1768 гг.) - одного из провозвестников неоклассицизма. Блестящий рисовальщик, Шарль Жозеф Натуар  создал на протяжении творческого пути около 2000 рисунков, которые уже при жизни художника пользовались большой популярностью у коллекционеров. Сохранившиеся рисунки Натуара - это штудии обнаженного тела, подготовительные этюды для картин, копии с италь­янских мастеров, но особенно высоко ценились его «tetes de fantasie» и листы с изображением пейзажей и вакхана­лий, которые составляют самую оригинальную часть гра­фического наследия художника. Они отличаются реалис­тической наблюдательностью, утонченным линейным рисунком и поисками живописных эффектов («Вход в музей Капитолийского дворца» - 1759 г., Париж, Лувр; «Сад виллы Натуара в Риме» - 1760 г., Монпелье, Музей Атжер). Изображая архитектурные и скульптурные памятники Рима (Форум, Палатин, Кампо Ваччино) и Римской Кампаньи (Фраскати, Тиволи, Вальмонтон, Неми), Натуар часто комбинировал их, следуя капризам своей фантазии, не за­ботясь об археологической и топографической точности. Подобно К. Лоррену и Дж. П. Панини, Натуар любил вводить в свои пейзажи мифологический и религиозный стаффаж или сценки из сельской жизни, соединяя в них персона­жей в современных костюмах с фигурами, облаченными a I'antique. Особое место среди пейзажей Натуара занимают виды парка Аркёй на реке Бьевре (14 листов), которые по стилю и технике исполнения близки рисункам Ж. Б. Удри. Рисуя ландшафты с натуры, Шарль Жозеф Натуар призывал пенсионеров Французской Академии в Риме следовать его примеру. Пленэрные уроки Шарля Жозефа Натуара оказали существенное влияние на формирование его учеников Юбера Робера и Ж. О. Фрагонара. Рисунки Натуара хранятся в Берлине (Государственные собра­ния), Вене (Альбертина), Стокгольме (Национальный му­зей), Лондоне (Британский музей), Амстердаме (Рейксму-зеум), Санкт-Петербурге (Государственный Эрмитаж), Нью-Йорке (Музей Метрополитен), Париже (Лувр), Кем­бридже (Массачусетс, Художественная галерея Фогг), Кливленде (Художественный музей), Ренне (Музей изящ­ных искусств), Харлеме (Музей Тейлера) и в частных соб­раниях.
   Произведения: «Юпитер и Ио» (1731, Труа, Музей изящных ис­кусств и археологии); «Похищение Европы» (1731, Санкт-Петер­бург, Государственный Эрмитаж); «Даная», «Меркурий и Амур», «Юпитер похищает Ганимеда», «Юпитер и Геба» (1731), «Битва при Тольбиаке» (1735), «Св. Ремигий объявляет Хлодвигу о ка­питуляции Реймса» (1736), «Отдых Франции» (1736), «Хлодвиг, коронуемый Викторией» (1736), «Осада Бордо Хлодвигом» (1737), «Битва на равнине Вуйе» (1738, все — Труа, Музей изящ­ных искусств и археологии); «Исцеление слепого» (1738, Арль, Ратуша); «Три Грации» (1738, Париж, дворец Сената); «Воспита­ние Амура» (1739, Москва, ГМИИ); «Красота зажигает факел Амура» (1739, Версаль, Национальный музей Версальского двор­ца и Трианона); «Телемах у нимфы Калипсо» (ок. 1739), «Нимфы, сжигающие корабли Телемаха» (1739-1740, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Телемах слушает советы Ментора» (1740, Труа, Музей изящных искусств и археологии); «Скульпту­ра», «Архитектура», «Живопись» (1740, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Туалет Венеры» (1742, Бордо, Музей изящных искусств); «Вакх и Ариадна» (ок. 1742, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Отдых Дианы» (1743, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Артемида и Каллисто» (1744, Лиссабон, Музей К. Гульбекяна); «Мученичество св. Этьена» (1745, Марсель, Му­зей изящных искусств); «Въезд Никола Жозефа де Пари, еписко­па Орлеана» (1745, Орлеан, Музей изящных искусств); «Телемах, окруженный нимфами, шутит с Амуром» (1745, Версаль, Нацио­нальный музей Версальского дворца и Трианона); «Богоматерь с Младенцем Христом» (1746, Ницца, Музей Шере); «Весталка Тусция» (до 1747, Монтарги, Музей Жироде); «Крещение Хрис­та» (1747, Аррас, Музей изящных искусств); «Мученичество св. Ферреоля» (1748, Марсель, Музей изящных искусств); «Амур, точащий стрелу» (1750, Санкт-Петербург, Государственный Эр­митаж); «Чудесный улов рыбы» (1752, Шартр, Музей изящных искусств); «Проповедь св. Ферреоля» (1754), «Снятие с креста» (1755, оба — Безансон, собор), «Воспитание Амура» (Аяччо, деп. Южная Корсика, Музей Феш).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67