Юбер Робер (Hubert Robert)

Юбер Робер (фр. Hubert Robert, 1733, Париж – 1808, там же) – знаменитый французский живописец-декоратор, гравер и рисовальщик XVIII века, крупнейший мастер архитектурно­го пейзажа с руинами, получивший прозвище «Robert des ruines» (Робер Руинный), один из самых плодовитых ху­дожников своей эпохи. Закончив привилегированный Коллеж-де-Навар, где его наставником был известный философ и литератор Ш. Батте, Юбер Робер решил посвятить себя искусству. Учился у скульптора Р. М. Слодтца и живопис­ца П. Ж. Каза, затем продолжил свое художественное об­разование в Италии. Отец Робера состоял на службе у маркиза де Стенвиля, сын которого, граф де Стенвиль (с 1756 г. гер­цог де Шуазёль, с 1758 г. министр иностранных дел Фран­ции), стал покровителем Робера. В 1754 году в сопровождении графа де Стенвиля, назначенного послом в Ватикан, Юбер Робер приехал в Рим и при посредничестве своего патрона был зачислен во Французскую Академию в Риме, которой руководил тогда Шарль Жозеф Натуар. В течение трех лет обучение Робера финансиро­вал граф де Стенвиль. В 1759 году , благодаря вмешательству нового сюринтенданта Королевских строений А. Ф. Пуас­сона, маркиза де Мариньи (брата маркизы де Помпадур), Робер получил место официального пенсионера. Атмосфера всеобщего увлечения античностью, археологические рас­копки в Риме, Геркулануме (1738 г.) и Помпеях (1748 г.), тео­ретические труды И. И. Винкельмана («История искусства древности» - 1764) стимулировали интерес Юбера Робера к древне­римским памятникам и определили тематику и стиль его работ. Живя в Италии, он совершил поездки в Неаполь, Пестум, Геркуланум, Флоренцию. Во время путешествий делал многочисленные зарисовки статуй, рельефов, ваз, а также пейзажные наброски и этюды фигур, которые использовал позднее при создании живописных полотен. Выполненные в различной технике (черный мел, сангина, гуашь, акварель), рисунки Робера разнообразны как по разме­рам, так и по манере исполнения - от робких ученичес­ких штудий до тщательно проработанных законченных композиций. Среди друзей Юбера Робера в Риме были живописец  Ж. О. Фрагонар, гравер-любитель и меценат аббат К. Р. де Сен-Нон, коллекционеры Ж. Ле Тоннелье и К. А. Вателе, дипломат де Бретёйль, граф А. С. Строганов. Некоторое время художник жил вместе с Фрагонаром и де Сен-Ноном на зна­менитой вилле д'Эсте в Тиволи. Пораженный красотой местности и парковой архитектурой, он впоследствии час­то изображал тиволийские мотивы в своих картинах: фон­таны, мраморные лестницы, балюстрады, украшенные цветочными вазонами и скульптурой. Юбер Робер  испытал сильное влияние Дж. Б. Пиранези и Дж. П. Панини, занимавшего должность профессора перспективы во Французской Ака­демии в Риме. От них он унаследовал чувство монумен­тальности в изображении архитектурных сооружений, оригинальность композиционных решений, изобрета­тельность в деталях. Под впечатлением от их работ Робер со­здал серию гравюр «Римские вечера» (1763 г., десять эстам­пов), посвященную художнице-граверу М. Леконт, сопровождавшей его в прогулках по Риму. Главная тема живописи Робера в итальянский период (1754-1765) - антич­ные руины и памятники Древнего Рима (храмы, дворцы, портики, обелиски, гробницы, акведуки, триумфальные арки, колонны) в сочетании с повседневной жизнью со­временного Рима: пасущиеся на Форуме коровы, сеновал внутри античного храма, транспортировка рабочими древ­ней статуи, капустный рынок около античной колонны, художник, копирующий антики. О восхищении Робером творчес­ким гением и созидательной мощью древнеримских зод­чих свидетельствуют надписи, сделанные им на несколь­ких своих рисунках: «Даже руины Рима учат нас его былому величию». Вернувшись в Париж в 1766 году уже извест­ным художником, Юбер Робер получил редкую привилегию: в этом же году он был одновременно допущен и принят в Коро­левскую Академию живописи и скульптуры, представив в качестве morceau de reception картину «Порт Рипетта, Рим» (Париж, Высшая национальная школа изящных ис­кусств). В 1767 году Робер впервые выставился в парижском Сало­не, показав 13 работ, две из которых хранятся в Госу­дарственном Эрмитаже: «Вилла Мадама под Римом» и «Павильон с каскадом», написанные под непосредствен­ным впечатлением от природы и парковых ансамблей Италии. В дальнейшем его произведения регулярно экспо­нировались в Салоне, где они пользовались огромным ус­пехом у публики. Благосклонной была и реакция художест­венных критиков. Д. Дидро уже в 1767 году провозгласил: «Отличный живописец античных руин. Великий худож­ник», однако, позднее он упрекал Робера в легковесности и небрежности. Период расцвета творчества Юбера Робера относится к 1770-1780-м годам, когда он создал свои самые лучшие работы. Наряду с итальянскими пейзажами, в которых он варьи­ровал свои излюбленные архитектурные и ландшафтные мотивы, Робер писал виды Парижа и его окрестностей, а так­же других французских городов - Гавра, Руана, Дьеппа. Подобно внимательному летописцу, он фиксировал теку­щие события современной жизни Парижа: открытие мос­та де Нейи, рубку старых деревьев в Версальском парке, снос домов на Понт-о-Шанж (1788 г., Мюнхен, Старая пина­котека), разрушение Бастилии (1789 г., Париж, Музей Кар­навале), уничтожение королевских гробниц в базилике Сен-Дени, празднование Дня Федерации на Марсовом поле (1790 г., Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона), перенесение в Пантеон праха Ж. Ж. Руссо и т. д. Значительную часть художественного наследия Робера со­ставляют так называемые tableaux de places - декоратив­ные живописные ансамбли, выполненные для конкретных мест в интерьерах. Их заказчиками были король, королев­ские фавориты и частные клиенты: граф д'Артуа, будущий Карл X (замок Багатель под Парижем), принц Краон-Бово (замок Аруе около Нанси), граф А. С. Строганов (шесть панно для Строгановского дворца в Санкт-Петербурге, в настоящее время экспонируются в Государственном Эрмитаже). С графом Строгановым Робера связывали не толь­ко деловые контакты, но и духовные узы: оба были одно­временно членами двух масонских лож - «Девять сестер» и «Объединенные друзья». В 1782 году мастерскую Юбера Робера в Лувре посетили наследник российского престола великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна, после чего художник получил заказ через князя Н. Б. Юсупова на создание серии из четырех картин для украшения одно­го из залов Каменноостровского дворца в Петербурге. Однако ввиду изменения планов Павла Петровича Робер вы­полнил только две композиции: «Пожар Рима» и «Древ­ние памятники Франции», где изобразил главные антики Прованса и Лангедока. В 1786 году Робер написал по заказу Людо­вика XVI серию картин на тему «Памятники Прованса» для замка Фонтенбло в пандан к серии К. Ж. Берне «Пор­ты Франции»; в 1787 году создал серию из четырех композиций «Памятники Лангедока», также для Фонтенбло. Для живо­писи Робера характерно сочетание правды и вымысла, увиден­ного в натуре и воображаемого. Многие произведения художника представляют собой топографически точные пейзажи с изображением конкретных античных, ренессансных или современных зданий. Однако чаще Робер комби­нировал в своих композициях архитектурные памятники, находящиеся в разных местах, в вымышленном ландшаф­те, или произвольно соединял древнеримские сооружения и ренессансные постройки, а также создавал «фантазий­ные» картины на темы античной архитектуры, которая была для него неисчерпаемым источником вдохновения. Археологическая достоверность сочетается в произведе­ниях Робера с поэтической одухотворенностью и романтичес­кой таинственностью (причудливые скалы, сумрачные гроты, живописные руины, низвергающиеся водопады, гнущиеся от ветра или сломанные деревья). В некоторых картинах доминирует архитектура, в других превалиру­ет пейзаж, но неизменным остается виртуозное мастерст­во художника в передаче пространства, световоздушной среды, состояния атмосферы, игры солнечных бликов на поверхности воды, а также фактуры мрамора, камня, мха. Произведения Юбера Робера отличаются четкой архитектоникой ком­позиций, широкой и обобщенной манерой письма и сдер­жанной, почти монохромной колористической гаммой, в которой преобладают охристые, зеленые и серебристо-се­рые тона, оживленные яркими цветовыми акцентами в одеждах персонажей. Гармоничная ясность классицизма, декоративная красочность рококо и присущий реализму интерес к современной жизни органично соединились в творчестве Робера с поэзией сентиментализма и романтичес­кой склонностью к pittoresque. Помимо живописи, Юбер Робер за­нимался оформлением парков в английском стиле (пей­зажный сад, в котором природа организована по законам живописи). В 1774-1777 гг. Робер был привлечен к переплани­ровке Версальского парка. В 1770-е годы проектировал распо­ложение прудов, каскадов, мостиков, павильонов и гротов в Эрменонвиле (владение маркиза Р. де Жирардена), во второй половине 1780-х - в Меревиле (владение маркиза Ж. Ж. де Лаборда). В Эрменонвиле провел последние ме­сяцы своей жизни и был погребен в 1778 году Руссо. Возможно, именно это вдохновило Робера на создание проекта «Храма философии» в эрменонвильском парке, посвященного памяти шести великих мыслителей - Ньютона, Декарта, Пенна, Монтескье, Руссо и Вольтера. В 1777 году Робер вошел в состав комитета по преобразованию Лувра в обществен­ный музей и активно работал над реконструкцией интерь­еров и оформлением новых экспозиций, участвовал в раз­работке проекта освещения картинной галереи, писал виды залов («Зал Аполлона Бельведерского», «Зал Лаокоона» - 1802-1805 гг., Музей-заповедник «Павловск»). В 1778 году благодаря протекции нового сюринтенданта Королевских строений графа д'Анживилле, Робер был назначен рисоваль­щиком королевских садов, в 1784 г. - хранителем королев­ского собрания живописи. В 1793-1794 гг. Робер провел девять месяцев в тюрьмах Сент-Пелажи и Сен-Лазар, куда был заключен «как подозрительный» (очевидно, за свои преж­ние связи). Находясь в тюрьме, Робер много рисовал и напи­сал более 50 картин, главным образом на темы из жизни заключенных. Одна из самых знаменитых среди них - «Праздник весны» (ок. 1794 г., Москва, ГМИИ), олицетворя­ющая мечту художника об освобождении. После выхода из тюрьмы Юбер Робер был избран в 1795 году одним из пяти членов Совета хранителей Лувра и продолжал плодотворно рабо­тать как живописец. Самая богатая коллекция картин Робера находится в музеях России и республик бывшего Союза, где хранится более 100 работ художника, в том числе свы­ше 50-ти — в Государственном Эрмитаже, более 10-ти — в Мос­кве, в ГМИИ, 12-ти — в Павловском дворце-музее и 6-ти — во дворцах-музеях Царского Села. В конце XVIII - начале XIX века Робер принадлежал к числу самых популярных в Рос­сии французских живописцев, интерес к творчеству кото­рого не ослабевал на протяжении всей его жизни. Екате­рина II дважды, в 1782 и 1791 гг., приглашала Робера приехать в Петербург, однако он отклонил эти предложения. Тем не менее в 1802 году Санкт-Петербургская Академия художеств приняла его в «почетные вольные общники». Это звание указано в надписи на его надгробии на кладбище в Отейле, под Парижем. Большинство произведений Робера, хранящихся в музеях нашей страны, происходят из собраний извест­ных русских меценатов Строгановых, Юсуповых, Голицы­ных, Шуваловых, Бобринских, Ростопчиных, Милорадовичей, Нарышкиных, Мятлевых, Ферзенов и Репниных.
     Произведения: «Сеновал на вилле Джулия» (ок. 1758-1759, Москва, ГМИИ); «Порт Рипетта, Рим» (1761, Вадуц, частное собр.); «Пожар Рима» (1764, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт); «Пожар Отеля Дьё», «Руины Отеля Дьё» (оба —1772, Париж, Музей Карнавале); «Пейзаж с аркой и куполом собора Св. Петра в Риме» (1773, Санкт-Петер­бург, Государственный Эрмитаж); «Саркофаг», «Руины с обелис­ком в глубине» (1775), «Термы» (1778, Москва, ГМИИ); «Фонтан в развалинах» (1780, Санкт-Петербург, Государственный Эрми­таж); «Пожар Оперы» (1782, Париж, Музей Карнавале); «Разва­лины дорического храма», «Архитектурный пейзаж с каналом», «Античный храм, так называемый „четырехугольный дом" в Ниме» (1783, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Пожар Рима» (1785, Музей-заповедник «Павловск»); «Бродячие музыканты на Капитолии» (1786, Токио, Национальный музей западного искусства); «Древние памятники Рима» (1786, Музей-заповедник «Павловск»); «Пожар» (1787, Санкт-Петербург, Госу­дарственный Эрмитаж), «Разрушение церкви» (ок. 1787, Москва, ГМИИ); «Гарский мост», «Портик Марка Аврелия» (1787, Па­риж, Лувр); «Башня-руина в Царском Селе» (1780-е, Музей-запо­ведник «Царское Село»); «Пейзаж с развалинами круглого храма, со статуей Венеры и памятником Марку Аврелию» (1789, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Храм среди воды», «Пирамиды и храм» (1780-е, Москва, ГМИИ); «Обитаемая руи­на», «Забытая статуя» (1790, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Пейзаж с обелиском», «Странствующие музыканты» (1789-1791, Москва, ГМИИ); «Фонтан» (начало 1790-х, Лисса­бон, Музей К. Гюльбекяна); «Пейзаж с развалинами акведука и обелиском» (начало 1790-х, Минск, Национальный художествен­ный музей Республики Беларусь); «Галерея, освещенная из глу­бины» (начало 1790-х, Москва, ГМИИ); «Пейзаж с мельницей», «Вид из грота на море» (1796), «Античные развалины, служащие общественной купальней» (1798, Санкт-Петербург, Государс­твенный Эрмитаж); «Галерея, освещенная из глубины» (1790-е, Москва, ГМИИ); «Крыльцо дворца с портиком и кариатидами» (1800, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Павильон Аполлона и обелиск», «Странствующие музыканты», «Пейзаж с осликом», «Водопад» (1801, Музей-усадьба «Архангельское»); «Обелиск» (1802, Алупка, Воронцовский дворец-музей); «Пей­заж с террасой и каскадом», «Пейзаж с руиной», «Пейзаж с обе­лиском», «Пейзаж с водопадом» (1802, Санкт-Петербург, Госу­дарственный Эрмитаж); «Пейзаж с крестьянами», «Воспоминание о Тиволи», «Терраса» (1803, Алупка, Воронцовский дворец-му­зей); «Пантеон и колоннада собора Св. Петра в Риме» (Новоси­бирск, Картинная галерея); «Декоративный пейзаж» (Екатерин­бург, Картинная галерея); «Античный храм» (Воронеж, Областной музей изобразительных искусств); «Развалины храма» (Амьен, Музей Пикардии); «Античный храм» (Париж, Пти-Пале); «Об­щий вид Меревиля со стороны замка» (Стокгольм, Националь­ный музей).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67