Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze)

Жан-Батист Грёз (фр. Jean-Baptiste Greuze; 1725, Турню, Бургундия - 1805, Париж) - знаменитый французский живописец и рисовальщик вто­рой половины XVIII века, один из крупнейших представите­лей искусства эпохи Просвещения. Родился в семье кро­вельщика и рано проявил склонность к рисованию. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую истори­ческого живописца Ш. Ж. Натуара. В 1755 году выставил в Са­лоне несколько портретов и целый ряд жанровых компо­зиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особен­ностью его произведений («Отец семейства читает Биб­лию своим детям» — Париж, частное собр.; «Обманутый слепец» - Москва, ГМИИ). В 1755 году Жан-Батист Грёз был причислен к Ко­ролевской Академии живописи и скульптуры, представив в качестве morceau d'agrement композицию «Маленький лентяй» (Монпелье, Музей Фабра) и в сентябре этого же года отправился вместе с богатым меценатом аббатом Гужено в Италию, где посетил Рим, Флоренцию, Болонью, Парму, Милан, Неаполь. Итогом путешествия явилась се­рия гравюр с изображением девушек в национальных кос­тюмах разных провинций и несколько картин на итальян­ские темы. После возвращения на родину в 1757 году Грез много и плодотворно работал и регулярно, вплоть до 1769 года, выстав­лялся в парижском Салоне. В 1759 году он вступил в брак с Анной Габриэлой Бабюти, дочерью книготорговца, но се­мейная жизнь художника не сложилась. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.. .его жена... одно из самых опасных со­зданий, какие только существуют на свете; я не приду в отчаяние, если в один прекрасный день императрица со­шлет ее в Сибирь». Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что со­временники сравнивали художника с Рембрандтом и на­зывали «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Однако в 1755-1761 гг. Грез создал целый ряд жанровых композиций, в которых стремился возвысить бытовую сцену до уровня исторической живописи. Одним из характерных приме­ров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. 1758-1759, Чикаго, Художественный институт), свидетельствующая о внимательном изучении Греза творчества П. П. Рубенса и А. Ван Дейка. Сюжет карти­ны был в духе времени: история несчастной любви Абеля­ра и Элоизы пользовалась в Париже особой популярнос­тью в конце 1750-х. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» — вершина европейского сен­тиментализма. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содер­жится, как правило, в самих названиях работ: «Балован­ное дитя, или Плоды дурного воспитания» (нач. 1760-х), «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Смысл нравоучения раскрывается через жесты и мимику персонажей, а также посредством многозначительных вто­ростепенных деталей. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза пред­ставляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Рус­со, - 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них не­пременно содержится сентенция. Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспе­вая достоинства и добродетели третьего сословия (трудо­любие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез - с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализован­ные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). При сравнении Жана-Батиста Грёза с Шарденом особенно очевид­ны нарочитая искусственность первого и необыкновенная искренность и простота второго. В целом живопись Греза но­сит литературно-описательный характер. Не случайно ху­дожественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Изображая разнообразные жиз­ненные коллизии, Грез рассказывал о них подробно и обстоятельно. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдатель­ности. Современник эпохи Просвещения, разделявший идеи энциклопедистов, Жан-Батист Грёз  создал на протяжении творчес­кого пути целую серию произведений, посвященных про­блемам воспитания и взаимоотношений родителей и де­тей. Одна из самых знаменитых картин Греза - «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу бра­та мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного по­кровителя художника в течение 1750-1760-х гг.. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр.). После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого жи­вописца Людовика XV  Ж. Б. М. Пьера была приобретена Людовиком XVI. «Деревенская помолвка» произвела под­линную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом про­изведении просветительский идеал социального миропо­рядка (семья как основа единства и нравственного здо­ровья общества). Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной яснос­тью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (чет­кая, рационально упорядоченная композиция, подчерк­нутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персо­нажей). Убедительное правдоподобие изображенной ситуации и ее натуралистическая трактовка заставляли зрителей сопереживать героям, словно это их родственни­ки или друзья. Вместе с тем колоссальный успех «Деревен­ской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеоло­гии энциклопедистов (светская концепция брака, рас­сматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Образы Греза - скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности. Благородный отец многочисленного семейства - образцовый гражданин, осознающий свой долг и моральную ответственность за счастье и благополу­чие своих детей. Старая мать, опечаленная расставанием с дочерью и одновременно радующаяся устройству ее судь­бы. Жених, почтительно внимающий советам тестя, кото­рый напоминает зятю о предстоящих ему обязанностях. Целомудренно скромная и застенчивая невеста. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба, изображенные в глу­бине картины, указывают на усердное трудолюбие преус­певающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собст­венность). Курица с цыплятами на переднем плане наме­кает на будущую роль невесты — рождение и воспитание детей. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблю­дения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. Именно это, как считали энциклопе­дисты, является одним из главных гарантов жизнеспособ­ности брачного союза и, соответственно, социальной гар­монии и стабильности. Наряду с бытовыми картинами Грез, большой популярностью в Салоне пользовались его tetes d'expression - изображения миловидных девушек, которые с умилением ласкают собачку, плачут над умер­шей птичкой, задумчиво смотрят на разбитый кувшин или возводят к небу глаза в молитве. Несмотря на слаща­вую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes d'expression», восхищаясь не только эмоциональнос­тью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. Между тем, несмотря на феноменальную славу, которую приобрел Грез благодаря бытовым сценам и tetes d'expression, художник стремился получить звание исторического жи­вописца, самое престижное в академической иерархии жанров. В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Члены академического жюри соч­ли композицию неудачной, поскольку Грез использовал в трактовке исторической темы приемы, характерные для бытового жанра. Претензии Греза на Grand style, мало соот­ветствовавшие его творческим возможностям, были при­знаны необоснованными, и его приняли в Академию как жанрового живописца. Особую ценность в художествен­ном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Они более ис­кренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены - «живые картинки», иллюстрирующие пороки и добродетели. Предпочитая изображать близких или хоро­шо знакомых ему людей, Грез умел передать неповторимое своеобразие внешнего облика и основные черты характе­ра человека, однако его портреты не отличаются той глубиной психологического анализа и тем артистизмом ис­полнения, которые были присущи лучшим работам его современников: М. К. де Ла Тура и Ж. Б. Перроно. Для живописного стиля Жан-Батист Грёз типичны гладкая, вялая и монотон­ная манера письма и маловыразительный колорит с преоб­ладанием коричневых, оливковых и серых тонов. В пред­дверии Французской революции и в послереволюционный период произведения Греза, не отвечавшие вкусам и требова­ниям новой эпохи, постепенно вышли из моды, хотя ху­дожник и написал портреты Наполеона и видных деятелей революции. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. В по­следние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Подобно Антуану Ватто, Франсуа Буше и Ж. О. Фрагонару, Грез был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Самое богатое собрание рисунков Греза как по коли­честву листов (125), так и по качеству их сохранности на­ходится в Государственном Эрмитаже. Это штудии натур­щиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и ди­намичными штрихами, а также эскизы законченных ком­позиций. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Одна из самых крупных коллекций произве­дений художника хранится в музеях России, и это закономерно. В конце XVIII - начале XIX вв. Грез, наряду с Ю. Робером и К. Ж. Берне, был наиболее почитаемым из французских художников в нашей стране. Его талант высоко ценили графы Н. А. Демидов, А. С. Строганов и А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, президент Академии художеств И. И. Бецкой. Демидов, который жил в Париже в одном доме с Грезом, купил непосредственно в его мастерской и зака­зал ему 25 картин. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной пере­писке. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий импера­тор Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» - 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Писатель И. С. Тургенев, не питавший к твор­честву Греза особой симпатии, купил тем не менее, поддавшись моде, одну из его tetes d'expression. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора.
   Произведения: «Разбитые яйца» (1756-1757, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); «Неаполитанский жест» (1756-1757, Уорчестр, Массачусетс, Художественный музей); «Птицелов, играющий на гитаре» (1756-1757, Варшава, Национальный музей); «Итальян­ская лентяйка» (1756-1757, Хартфорд, Коннектикут, Водсворт Атенеум); «Девочка с куклой» (1758, Санкт-Петербург, Государ­ственный Эрмитаж); «Мотальщица» (1759, Нью-Йорк, собр. Фрик); «Тише!» (1759, Лондон, Букингемский дворец); «Портрет книготорговца Бабюти» (1759, Париж, частное собр.); «Пастушка с цветком» (1760, Париж, Пти-Пале); «Разбитое зеркало» (1763, Лондон, собр. Уоллес); «Портрет гравера Иоганна Георга Билля» (1763, Париж, Музей Жакмар-Андре); «Горячо любимая мать» (1769, Мадрид, частное собр.); «Королевский пирог» (1774, Монпелье, Музей Фабра); «Дама-благотворительница» (1775, Лион, Музей изящных искусств); «Сожаление о прошедшем времени» (ок. 1775, Мюнхен, Старая пинакотека); «Наказанный сын», «От­цовское проклятие» (оба — 1777-1778, Париж, Лувр); «Портрет графа П. А. Строганова в детстве» (1777-1778, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Портрет графа А. П. Шувалова» (1776-1781, Москва, ГМИИ); «Портрет графини Е. П. Шувало­вой» (1776-1781, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Утренняя молитва» (ок. 1780, Монпелье, Музей Фабра); «Разби­тый кувшин» (1785, Париж, Лувр); «Гневная жена» (ок. 1785, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); «Невинность, увлекаемая Любовью» (1786, Париж, Лувр); «Голова Амура» (1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Сладострастие (Вновь обретенная голубка)» (1789-1790, Москва, ГМИИ); «Портрет графа П. А. Строганова» (1790, Санкт-Петербург, Государствен­ный Эрмитаж); «Автопортрет» (1804, Марсель, Музей изящных искусств); «Автопортрет» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67