ван Лоо (Ванлоо, van Loo)

Жан Батист ван Лоо (Jean-Baptiste van Loo, 1684, Эксан-Прованс — 1745, там же), Шарль-Андре Ванлоо, прозванный Карлом Ванлоо (Charles-Andre van  Loo, dit Carle, 1705, Ницца — 1765, Париж), Луи Мишель ван Лоо (Louis-Michel van Loo, 1707, Тулон — 1771, Париж), Шарль Амеде Филипп ван Лоо (Charles Amedee Philippe van Loo, 1719, Риволи — 1795, Париж) - прославленная династия французских художников ни­дерландского происхождения, обосновавшаяся в Париже в 1662 году, потомки жанрового живописца Яна ван Лоо, сын которого, исторический художник и жанрист Якоб ван Лоо, до того как приехать во Францию, где он утвердился как портретист, работал в Амстердаме в традициях нацио­нального искусства.
    Жан Батист ван Лоо учился у своего отца Луи Абрахама ван Лоо, сына Якоба ван Лоо, и рано приобрел известность как автор религиозных компози­ций для церквей в Эксе и Тулоне («Смерть св. Иосифа» — Экс-ан-Прованс, церковь Сент-Мадлен). В 1712 году посетил Ниццу, Монако и Геную, в 1713 году работал для герцога Савойского Витторе Амедео II. В 1714 году отправился в Рим, где учился в мастерской Б. Луги, писал картины для церквей («Бичевание Христа» — Рим, церковь Санта-Мария-делла-Скала) и участвовал в реставрации произведений Дж. Романо и Приматиччо. В 1719 году вернулся в Париж и продолжал создавать композиции на христианские и ми­фологические темы («Триумф Галатеи» — ок. 1719-1720 гг., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Въезд Христа в Иерусалим» — ок. 1738 г., церковь Сен-Мартен-де-Шам). В 1722 году был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры, а в 1731 году стал академиком, пред­ставив в качестве morceau de reception картину «Диана и Эндимион» (Париж, Лувр). С 1737 по 1742 годы жил в Лондоне, где выполнил большое количество портретов английской знати, которые отличаются строгостью, элегантностью и реализмом («Портрет сэра Роберта Уолпола, графа Орфорда» — 1740 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; «Портрет Фредерика, принца Уэльского» — 1742 г., Лондон, Букингемский дворец; «Портрет Августы, принцессы Уэльской, с членами семьи и королевского двора» — 1739 г., Лондон, дворец Сент-Джеймс). Репутация Жана Батиста ван Лоо как портретиста особенно укрепилась в Англии, когда он при­обрел покровительство первого министра короля сэра Уолпола и принца Уэльского Фредерика. Однако в 1742 году Жан Батист ван Лоо вернулся во Францию ввиду ухудшения состоя­ния здоровья и последние три года жил в Париже и в Эксан-Провансе, занимаясь художественным образованием своих сыновей Луи Мишеля и Амеде.
   Самый знаменитый представитель этой династии жи­вописцев Карл Ванлоо (Шарль-Андре Ванлоо) после смерти отца в 1712 году отправил­ся в Турин, где работал тогда его брат Жан Батист. В 1714— 1719 гг. они жили в Риме. Карл Ванлоо учился в мастерской Б. Луги и у скульптора П. Легро. По возвращении в Париж по­могал брату в реставрации галереи Франциска I в замке Фонтенбло и учился в Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1723 году он получил первую премию за рису­нок, а в 1724 году за картину «Ослепление содомитов» (Мар­сель, частное собр.) был награжден Римской премией, од­нако из-за отсутствия финансирования его стажировка в Италии не состоялась. Стремясь скопить необходимые для поездки в Рим средства, Карл Ванлоо писал портреты и сцени­ческие декорации для оперных спектаклей. Для этих про­изведений характерно влияние маньеризма в сочетании с цветовой палитрой стиля рококо. Наконец, в 1728 году Карл Ванлоо в сопровождении своего друга и будущего соперника Франсуа Бу­ше и двух племянников направился в Италию, где завер­шил свое образование и окончательно сформировался как художник-классицист. В 1728 году Карл Ванлоо был удостоен Академи­ей св. Луки первой премии за рисунок и приобрел богато­го покровителя — французского посла в Риме (1725-1732 гг.) кардинала М. де Полиньяка. В Италии в творчестве Карла Ванлоо получили развитие две различные стилистические мане­ры, в которых он будет работать в дальнейшем в течение всей жизни: мягкий и утонченный классицизм, связанный с влиянием Рафаэля и К. Маратти («Брак Богоматери» — 1730 г., Ницца, Музей изящных искусств; «Богоматерь с Младенцем» — 1738 г., Руан, Музей изящных искусств), и более динамичный и драматический стиль («Эней и Анхиз» — 1729 г., Париж, Лувр; «Мученичество св. Стефана» — 1740 г., Валансьен, Музей изящных искусств). Главное про­изведение Карла Ванлоо римского периода — фресковый плафон «Апофеоз св. Исидора» (1729 г., Рим, церковь Св. Исидора). В 1732 году по пути во Францию Карл Ванлоо остановился в Турине и выполнил несколько крупных декоративных работ для Карла Эммануила III, герцога Савойского и короля Сарди­нии. В 1732-1733 гг. работал под руководством Дж. Валериани над оформлением залов в Палаццо Ступиниджи в Пье­монте (фресковый плафон «Диана и нимфы»). Между 1732 и 1734 гг. создал композицию на тему «Непорочное зачатие» для церкви Св. Филиппо Нери в Турине и 11 картин для Палаццо Реале, иллюстрирующих сцены из поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». В 1733 году Карл Ванлоо  женился на знаменитой оперной певице Кристине Антонии Сомис и через год, уже известным художником, вернулся в Париж. В 1735 году за картину «Аполлон и Марсий» (Париж, Высшая национальная школа изящных искусств) был принят в чле­ны Королевской Академии живописи и скульптуры, что явилось началом его блистательной официальной карье­ры: 1737 г. — профессор Академии, 1749 г. — директор Школы королевских стипендиатов, 1751 г. — дворянин, 1752 г. — пер­вый живописец короля, 1763 г. — директор Академии. Карл Ванлоо писал картины на мифологические темы, сцены из жизни аристократического общества, религиозные композиции и портреты. На протяжении 1730-1750-х годов он выполнил се­рию эффектных произведений для королевских дворцов и парижских церквей. В частности, вместе с Франсуа Буше и Ш. Парроселем Карл Ванлоо участвовал в создании картин с изображе­нием охотничьих сцен для Малых апартаментов Людови­ка XV в Версальском дворце («Охота на медведя» — 1736 г., «Охота на страуса» — 1738 г., Амьен, Музей Пикардии) и Фонтенбло («Охотничий привал» — 1737 г., Париж, Лувр). Другие королевские заказы — картон для Королевской мануфактуры гобеленов «Тезей и Минотавр» (1746 г., Ниц­ца, Музей изящных искусств), «Портрет Марии Лещинской» (1747 г., Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона), «Портрет Людовика XV» (1748 г., Вер­саль, Национальный музей Версальского дворца и Триано­на), «Аллегория живописи» для замка Бельвю (1752-1753 гг., Сан-Франциско, Дворец Почетного легиона). Одновре­менно Карл Ванлоо много работал по заказам иностранных дворов и самых известных любителей живописи, в том числе для маркизы Помпадур («Султанша за вышиванием» — ок. 1755 г.), мадам Жоффрен («Испанский концерт» — 1754 г., «Испанское чтение» — 1758 г., все — Санкт-Петербург, Госу­дарственный Эрмитаж), коллекционеров Ж. де Жульена и Л. Фагона («Концерт в серале» — 1737 г., Лондон, собр. Уол­лес). В 1753 году по заказу сюринтенданта Королевских строе­ний маркиза де Мариньи, брата маркизы Помпадур, Карл Ванлоо написал картину «Юпитер и Антиопа» для его коллекции произведений на эротические сюжеты (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Подобно художникам своего поколения, Ф. Буше и Ш. Ж. Натуару, Карл Ванлоо, в угоду вкусам своих высокопоставленных заказчиков, работал в рокайльной манере (светлый колорит, чувственная трактовка наготы). Однако с конца 1740-х в искусстве Карла Ванлоо  постепен­но происходит разрыв с эстетикой рококо и возвращение к принципам классицизма: его композиции становятся более монументальными, строгими и торжественными. Важной вехой в эволюции стиля не только самого Карла Ванлоо, но и французской живописи XVIII века в целом явился его цикл из шести картин на тему «Жизнь св. Августина» для церк­ви Нотр-Дам-де-Виктуар в Париже (1746-1755 гг.), а также четыре композиции, иллюстрирующие сцены из жизни Богоматери, для парижской церкви Сен-Сюльпис (1746-1751 гг.): «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Поклонение пастухов» и «Введение Богоматери во Храм». В 1762 году Карл Ванлоо получил престижный заказ на создание серии произведений для капеллы Св. Григория в соборе Дома инвалидов, однако смерть не позволила ему реализовать этот проект. Художник успел выполнить лишь семь эски­зов, темой которых были сцены из жизни св. Григория Ве­ликого. Эти эскизы демонстрировались в Салоне 1765 года и получили всеобщее одобрение, в частности восторженную оценку Дени Дидро. Обладая исключительной способно­стью органично и творчески ассимилировать разнообраз­ные влияния, Карл Ванлоо  поражал современников широтой те­матического диапазона своих работ и искусным стили­стическим эклектизмом. Барон Гримм считал Карла Ванлоо самым великим живописцем Европы, Вольтер сравнивал его с Рафаэлем. Карла Ванлоо ценили и уважали его ученики: Ж. О. Фра­гонар, Г. Ф. Дуайен, Б. Леписье, Л. Лагрене.
   Луи Мишель ван Лоо, сын Жана Батиста ван Лоо и пле­мянник Карла Ванлоо, как художник сформировался под влиянием отца и дяди. Проведя вместе с ними несколько лет в Турине и Риме, он поступил по возвращении в Па­риж в Королевскую Академию живописи и скульптуры и в 1726 году получил премию за картину «Младенец Моисей, сбрасывающий корону фараона». В период с 1728 по 1732 гг. находился в Риме с Карлом Ванлоо и своим братом Амеде. В 1735 году за картину «Аполлон и Дафна» был принят в члены Академии. С 1737 по 1752 гг. работал в Испании в качестве придворного живописца испанского короля Филиппа V. В 1752 году был назначен директором Мадридской Академии Сан-Фернандо, для которой создал картину «Воспитание Купидона Венерой и Меркурием» (1748 г., Мадрид, Коро­левская Академия Сан-Фернандо). В Испании Луи Мишель ван Лоо писал главным образом портреты членов королевской семьи. Одна из самых знаменитых его работ — «Семья Филиппа V» (1743 г., Мадрид, Прадо) — подлинный шедевр в жанре группового портрета. После смерти Карла Ванлоо Луи Ми­шель возглавил в 1765 году Школу королевских стипендиатов и регулярно выставлялся в парижском Салоне (1753-1769), где его произведения неизменно пользовались большой популярностью. Луи Мишель ван Лоо писал картины на мифологи­ческие сюжеты и жанровые композиции в стиле Д. Тенирса Младшего, создавал картоны для гобеленов, однако на­ибольшую славу ему принесли парадные репрезентативные портреты, самый известный из которых, «Портрет Людо­вика XV», был показан в Салоне 1761 году и имел огромный успех. Эта картина, к сожалению, утрачена, однако суще­ствуют ее многочисленные реплики, одна из них хранится в Версале. В 1768 годупо заказу Екатерины II Луи Мишель ван Лоо напи­сал для Эрмитажа композицию «Секстет (Испанский кон­церт)», на которой представлена сцена музицирования. На клавесине в надписях на нотах упомянуты имена ком­позиторов Н. Пиччинни и Б. Галуппи, представителей итальянской оперы-буффа, поклонницей которой явля­лась Екатерина II.  Творчество Луи Мишель ван Лоо оказало влияние на Ф. Гойю и натюрмортиста Л. Мелендеса, а также на других испанских и французских художников.
   Сын Жана Батиста ван Лоо Шарль Амеде Филипп учил­ся у своего отца и в Королевской Академии живописи и скульптуры. Приобрел известность как портретист и автор композиций на исторические сюжеты. В 1738 году, получив Римскую премию, провел три с половиной года в Италии, но прежде, чем вернуться в Париж в 1745 году, два с половиной года работал вместе с отцом в Экс-ан-Провансе. В 1747 году был принят в члены Королевской Академии и в этом же году женился на своей кузине Марии Маргарите Лебрен, дочери живописца М. Лебрена. С 1748 по 1759 и в 1763-1769 гг. работал в Берлине в качестве придворного художни­ка Фридриха II Прусского, где занимался декоративным оформлением королевских дворцов, создавал картоны для гобеленов, писал картины на мифологические и рели­гиозные темы, а также портреты («Портрет Фридри­ха II» — 1769 г., Лондон, Букингемский дворец). Между 1671 и 1685 гг. регулярно выставлялся в парижском Салоне, с 1770 года — профессор Академии.
   Произведения:
 Жана Батиста ван Лоо: «Иисус вручает ключи св. Петру» (1719, Турин, Палаццо Реале, Королевская капелла); «Ринальдо и Армида» (Анжер, Музей изящных искусств).
 Карла Ванлоо: «Представление Господа в Храме» (1725, Лион, собор); «Персей и Андромеда» (1735-1740), «Брачный контракт» (1740, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Вознесе­ние Богоматери» (1750, Санкт-Петербург, Государственный Эр­митаж); «Св. Клотильда у гробницы св. Мартина» (1752, Брест, Муниципальный музей); «Юпитер и Антиопа» (ок. 1753), «Порт­рет адмирала д'Орвиллье» (1750-е), «Портрет аббата Прево» (1750-е, все — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Портрет м-ль Клерон в образе Медеи» (1759, Потсдам, дворец Сан-Суси); «Автопортрет» (1762, Санкт-Петербург, Государст­венный Эрмитаж); «Месса св. Григория» (1764, Лион, Музей изящных искусств); «Апофеоз св. Григория» (1764), «Сусанна и старцы» (1765, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрми­таж).
 Луи Мишель  ван Лоо: «Портрет Филиппа Бурбонского, герцога Пармского», «Портрет Луизы Елизаветы Бурбонской, герцогини Пармской» (оба —1745, Мадрид, Прадо); «Портрет княгини Е. Д. Голицыной» (1759, Москва, ГМИИ); «Портрет неизвестной с птичкой» (ок. 1763, Санкт-Петербург, Государственный Эрми­таж); «Портрет Дени Дидро» (1767, Париж, Лувр); «Портрет не­известной в виде весталки» (Монпелье, Музей Фабра).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67