Латур, Морис Кантен де (Maurice Quentin de La Tour)

Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour; 1704, Сен-Кантен – 1788, там же) - знаменитый французский пастелист и рисовальщик, один из крупнейших портретистов XVIII века. Писал как монумен­тальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные, интимные (погрудные или поясные). Работал по заказам короля, ко­ролевской семьи, двора, богатых буржуа, а также предста­вителей литературных, художественных и театральных кругов. Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков. Учился в Сен-Кантене, затем в Пари­же у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II. Решение Латура стать пастелистом возникло, очевидно, под впечат­лением от искусства итальянской художницы-пастелистки Р. Каррьеры, которая посетила Париж в 1720-1721 гг. В 1737 году Латур был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры и с этого момента вплоть до 1765 года регулярно выставлялся в парижском Салоне. Два ранних произведе­ния Латура, которые обеспечили ему высокую репутацию, это «Портрет президента парижского парламента Габриэля Бернара де Риё» (1741 г., Лос-Анджелес, Музей П. Гетти) и «Портрет читающего аббата Жан Жака Юбера» — одна из наиболее показательных работ Латура для понимания его но­ваций в портретном жанре (1742 г., Женева, Музей искусства и истории; реплика — Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Порт­рет аббата Юбера трактован художником в жанровом клю­че: за столом, заваленным книгами, сидит, примостившись на ручке кресла, аббат, с наслаждением читающий произве­дение Монтеня, который, судя по закладкам в книге, был одним из его любимых авторов. Увлеченный чтением, аб­бат не заметил, как погасла одна из свечей. Юбер, друг Латура, уроженец кальвинистской Женевы, бежал из родного горо­да в Париж, где принял католичество и стал аббатом-като­ликом, однако читает он фолиант писателя-атеиста, кото­рый был запрещен Людовиком XIV и проклят Папой Римс­ким. В живом насмешливом взгляде Юбера угадываются его тонкий ироничный ум, энергия и богатая внутренняя жизнь. Через четыре года после написания этого портрета Морис Кантен де Латур был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры, представив в качестве morceaux de reception два портрета художников: «Портрет Жана Ресту» и «Порт­рет Жака Дюмона» (1746 г., Париж, Лувр). В 1748 году Латур пока­зал в Салоне пастельные портреты Людовика XV, Марии Лещинской, маршала Морица Саксонского и дофина Луи Ксавье, герцога Бургундского (все — Париж, Лувр). В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социаль­ный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной ма­нерой исполнения («Портрет скульптора Рене Фремена» — 1743 г., Париж, Лувр; «Портрет Шардена» — 1761 г., оба — Па­риж, Лувр). Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представля­ют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью («Автопортрет с указательным пальцем» — Женева, Музей искусства и истории). Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне вся­кого контекста, в виде маски («Автопортрет» — ок. 1736-1737 гг., Париж, Лувр). Проницательный аналитик и тонкий психолог, он умел передать не только индивидуальное свое­образие внешнего облика модели, но и характер человека, его темперамент, эмоциональное состояние. Замечательный физиономист, он обладал редкой способностью запечат­леть подвижную мимику человеческого лица, живой блеск глаз и выразительную улыбку — то озорную, лукавую, кокетливую, то насмешливо-ироническую, надменно-лю­безную, высокомерно-снисходительную или добродуш­но-благожелательную. Для ранних его портретов харак­терны жанровая повествовательность, разнообразие композиционных решений, непринужденные и естествен­ные позы персонажей, экспрессивная мимика. В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, стро­гости, обобщенности. Неотъемлемой частью творческого наследия мастера являются так называемые preparations — подготовительные эскизы, которые ввиду их формальной и образной завершенности имеют самостоятельную художес­твенную ценность. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы («Preparation к порт­рету Вольтера» — Стокгольм, национальный музей; «Prepa­ration к портрету маркизы де Курси» — Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Современники утверждали, что Латур заставлял портретируемого очень долго позировать, назначая много­кратные сеансы, поэтому слишком нетерпеливые клиенты предпочитали обращаться к Ж. М. Наттье, который писал значительно быстрее. Гордый, независимый, не склонный заискивать перед богатыми меценатами, Морис Кантен де Латур  стремился заставить своих высокопоставленных заказчиков уважать труд и достоинство художника. Известно, что он назначал очень высокие цены за свои пастели, говоря при этом, что «богатые должны платить за бедных». Сам Латур неоднократ­но передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели — в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. Влияние Латура испытали многие французские портретисты, в том числе его ученик Ж. Дюкре, а также Л. Дюпон и Ж. Б. Перроно.
   Произведения: «Портрет художника Клода Дюпуша» (1739, Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе); «Портрет Этьена Перрине» (1740, Париж, частное собр.); «Автопортрет» (ок. 1740, Чикаго, Инсти­тут искусств); «Портрет Сюзанны Марии Генриетты де Риё» (ок. 1742, Париж, Музей Коньяк-Жей); «Портрет Дюваля де л'Эпине» (1745, Париж, частное собр.); «Портрет сюринтенданта Королев­ских строений Филибера Орри де Виньори» (1745, Париж, Лувр); «Портрет Марии Жозефы Саксонской» (1747, Дрезден, Картин­ная галерея); «Портрет откупщика Жана Батиста Филиппа» (1748, частное собр.); «Портрет принца Карла Эдуарда Стюарта» (1748, Эдинбург, Национальная портретная галерея Шотлан­дии); «Портрет Шарля Франсуа, маркиза де Сассенажа» (ок. 1750, Париж, Музей Коньяк-Жей); «Портрет Генри Доукинса» (ок. 1750, Лондон, Национальная галерея); «Автопортрет в голубом костюме с кружевным жабо», «Портрет мужчины в голубом жи­лете» (оба — ок. 1750, Париж, Музей Коньяк-Жей); «Автопорт­рет в голубом костюме» (1751, Амьен, Музей Пикардии); «Порт­рет Марии Гюннинь, графини Ковентру» (1752, Труа, Музей изящных искусств и археологии); «Портрет маршала Морица Саксонского» (ок. 1753, Дрезден, Картинная галерея); «Автопорт­рет» (ок. 1755-1760, Париж, Лувр); «Портрет отца Эммануэля» (1757, Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе); «Портрет нотариуса Ледегива» (1761, Барселона, частное собр.); «Женщина с зеркалом (так называемая маркиза де Бьенкур)» (Лион, Музей изящных искусств; «Портрет Ж. Ж. Руссо» (Женева, Музей искусства и истории); «Портрет Марии Жозефы Саксонской», «Портрет скульптора Жана Батиста Лемуана», «Портрет Жана Батиста Ле Рон д'Аламбера» (все — Париж, Лувр); «Портрет Оноре Армана, герцога де Виллара» (Экс-ан-Прованс, Музей Гране); «Портрет аббата Жана Антуана Нолле» (Мюнхен, Старая пинакотека); «Портрет мужчины с веселым лицом (так называемый Александр Жан Жозеф Ле Риш де ла Пуплиньер)» (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет живописца натюрмортов Жана Никола Вернезобра», «Портрет Луи де Силь­вестра», «Портрет аббата Франсуа Эммануэля Поммие», «Портрет Жана Шарля Гарнье д'Иля», «Портрет Жана Париса де Монмартеля», «Портрет Жана Жозефа Кассанеа де Мондонвиля», «Портрет Марии Жозефы Саксонской с одним из своих сыновей», «Портрет Франсуа Дашери» (все — Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67