Никола Ланкре (Nicolas Lancret)

Никола Ланкре (Nicolas Lancret, 1690-1743) - известный французский живописец, рисовальщик и кол­лекционер первой половины XVIII века. Один из самых утон­ченных представителей стиля рококо. Писал преиму­щественно «галантные празднества», а также картины, ил­люстрирующие произведения французских драматургов, портреты, жанровые композиции и сцены из театральной жизни. Учился у исторического живописца П. Дюлена (до 1708 г.), затем в мастерской жанрового и театрального ху­дожника Клода Жилло (1712-1718 гг.). В 1719 году был принят в чле­ны Королевской Академии живописи и скульптуры как «мастер галантных празднеств», представив в качестве morceau de reception картину «Галантная беседа» (Лондон, собр. Уоллес) — парковый пейзаж с человеческими фи­гурками в костюмах Commedia dell'Arte (Комедия дель Арте). В ранний период творчества Никола Ланкре находился под сильным влиянием Антуана Ватто, с которым он познакомился, вероятно, около 1712 года. Однако позднее в живописи Ланкре появляются новые темы, часто с занимательной фабулой и «анекдотическими» пикантны­ми подробностями. Цветовая палитра его работ становится более разнообразной и тонко нюансированной, коло­рит — более ярким и люминозным, живописная мане­ра — более динамичной и трепетной. В 1730-е годы Никола Ланкре получил от короля и королевского совета право на собственноруч­ное гравирование ряда своих картин, в том числе «Порт­рета танцовщицы Камарго». Приобретение этой привиле­гии было связано с официальной жалобой Ланкре на гравера Радига, которого он обвинил в воспроизведении без разре­шения и в искажении «Портрета Камарго». В настоящее время известны четыре варианта портрета знаменитой тан­цовщицы работы Ланкре (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; Нант, Музей изящных искусств; Лондон, собр. Уоллес; Потсдам, Новый дворец). На протяжении творче­ского пути он написал несколько циклов аллегорических композиций, трактованных в жанровом ключе, на темы: «Четыре времени года» для Лериже де Ла Фе (ок. 1719 г., «Весна», «Лето» — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) — серия, которую художник затем неоднократ­но повторял (одна из них, выполненная для замка Ла Мюетт, находится в Лувре); «Четыре стихии» для Ж. Л. Берингена (1732 г., «Земля» — Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисса; «Огонь» — Рим, Палаццо Барберини); «Четыре возраста человека» (до 1735 г., Лондон, Национальная галерея), и «Четыре времени суток» (до 1741 г., там же), а также создал ряд картин на сюжеты из сказок и басен Лафонтена («Брач­ный контракт», 1738 г., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Кроме того, Ланкре был увлечен модной в первой половине XVIII века темой купальщиц (А. Ватто, Франсуа Буше), которая восходит к мифологическим и библейским сюже­там, связанным с купанием («Диана и Актеон», «Туалет Вирсавии», «Сусанна и старцы»). Для многочисленных сцен купания Николы Ланкре, традиционно служивших в искусстве предлогом для изображения ню, характерна идиллическая атмосфера галантной фривольности и утонченного гедо­низма («Радости купания» — ок. 1725 г., Париж, Лувр; «Ку­пальщицы» — ок. 1725 г., Руан, Музей изящных искусств). Ланкре был одним из немногих художников, кто способствовал эстетической реабилитации бытового жанра во француз­ском искусстве. Именно он ввел во французскую живопись тему «Полдник охотников» («Трапеза после охоты» — ок. 1725 г., Париж, Лувр), которая была своеобразным откли­ком художника на общеизвестную страсть Людовика XV к охоте. К теме «охотничьей трапезы» обращались позднее К. Ванлоо («Полдник охотников» —1737 г., Париж, Лувр), Жан Франсуа де Труа («Завтрак после охоты» — 1737 г., Париж, Лувр), Ш. Парросель («Полдник королевских гренадеров» — 1737 г., Париж, Лувр). Одна из самых знаменитых работ Ланкре — «Завтрак с ветчиной» (1735 г., Шантийи, Музей Конде), вы­полненная для украшения столовой Малых апартаментов Людовика XV в Версальском дворце. В этой картине, вос­создающей атмосферу придворных кутежей эпохи прав­ления Людовика XV, Никола Ланкре изобразил веселую шумную компа­нию, пирующую за столом, накрытым в аллее живописного парка. Многочисленные символические детали на перед­нем плане (кошка, собаки, опустошенные бутылки из-под вина, битая посуда, скомканная салфетка, опрокинутый стул) заставляют вспомнить картины голландских жан­ристов XVII века. На всем протяжении своей художествен­ной карьеры он имел многочисленных покровителей и за­казчиков (граф Кариньян, герцог д'Антен, граф Тессин), главным из которых, начиная с середины 1730-х, был Лю­довик XV. Творчество Николы Ланкре высоко ценилось не только во Франции, но и в других странах. Среди поклонников та­ланта Ланкре был, в частности, Фридрих II Прусский, в коллек­ции которого насчитывалось 26 произведений художника, в том числе «Бал», «Танец», «Игра в пье-де-бёф» (Берлин, Замок Шарлоттенбург). С 1737 году Ланкре регулярно выставлялся в парижском Салоне. Его искусством восхищались и вдохновлялись Ф. Буше, У. Хогарт, Т. Гейнсборо. Картины Ланкре широко репродуцировались в гравюрах, которые пользовались огромным спросом. Виртуозный рисовальщик Ланкре работал сангиной и в технике «трех карандашей». Самые крупные коллекции его рисунков хранятся в Париже (Музей Жакмар-Андре), Дижоне (Музей изящных искусств), Лондоне (Британский музей), Стокгольме (Национальный музей) и в Вашингтоне (Национальная галерея). В личном собрании самого художника имелись рисунки, гравюры и картины как старых мастеров, так и французских художников XVII-XVIII вв. (Филипп де Шампень, Ш. Ж. Натуар Ж. С. Шарден, Ф. Буше, Ж. Б. Удри, Ж. Б. Моннуайе, Ж. Б. Сантерр). После смерти Ланкре его рассматривали главным образом как последователя и имитатора Ватто, однако, наделенный богатой фантазией и высоким живописным мастерством, Никола Ланкре внес новую ноту в трактовку излюбленных тем Ватто и создал произведения, отмеченные печатью яркой индивидуальности. Произведения: «Общество на опушке леса» (кон. 1720-х, Москва, ГМИИ); «Торжественное заседание парламента по случаю совершеннолетия короля Людовика XV» (1723, Париж, Лувр); «Сцена из трагедии Тома Корнеля „Граф Эссекс"» (1734, Санкт Петербург, Государственный Эрмитаж); «Качели» (ок. 1735, Лондон, Музей Виктории и Альберта); «Охота на тигра» (1736, Амьен, Музей изящных искусств); «Слуга-волокита», «Общество саду», «Концерт в парке», «Качели» (все — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Портрет семьи Бурбон-Конти» (Иллинойс, Музей Краннерт); «Качели» (Стокгольм, Национальны] музей).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67