Жан Оноре́ Фрагона́р (Jean-Honoré Fragonard)

Жан Оноре́ Фрагона́р (фр. Jean-Honoré Fragonard; 1732, Грасс (Прованс) — 1806, Париж) — знаменитый французский живописец, гравер и рисоваль­щик XVIII века, один из крупнейших мастеров эпохи рококо, яркая и многогранная творческая индивидуальность. Ра­ботал легко, уверенно и плодотворно в разных техниках (масло, гуашь, акварель, тушь, бистр, сангина, черный мел, итальянский карандаш) и почти во всех жанрах. Тема­тический репертуар искусства Фрагонара чрезвычайно широк. Он писал картины на религиозные, мифологические и бы­товые сюжеты, создавал портреты, пейзажи, однако осо­бую популярность принесли ему жанровые композиции с изображением галантных и пасторальных сцен (свидания, игры и развлечения на лоне природы, объятия и поцелуи влюбленных в парках и будуарах). Фрагонар  родился в скромной семье. Его отец занимался торговлей перчатками в Грассе, но, разорившись вследствие судебного процесса, переехал с семьей в Париж. Первоначально Фрагонар работал нотариаль­ным клерком, затем, осознав свое художественное призва­ние, решил учиться живописному ремеслу. Попытка по­ступить в 1747 году в мастерскую Франсуа Буше не увенчалась успехом: знаменитый художник, находившийся тогда в апогее славы, отослал неподготовленного провинциала к Ж. С. Шардену. После шести месяцев обучения у Шардена Фрагонар вернулся в 1749 году к Буше, который на этот раз оценил его талант. В мастерской Буше Фрагонар  ассистировал мэтру в созда­нии картонов для шпалер и делал многочисленные копии с его картин. В 1752 году по рекомендации Франсуа Буше Фрагонар принял участие в конкурсе на Римскую премию (привилегия толь­ко учеников Королевской Академии живописи и скульп­туры) и получил первую премию за композицию «Иеровоам поклоняется идолам» (Париж, Высшая национальная школа изящных искусств). В 1753 году Жан Оноре Фрагонар поступил в Школу королевских стипендиатов, которой руководил Карл Ванлоо. Здесь он штудировал анатомию, геометрию, перспективу, копировал слепки с антиков и рисовал живую натуру. На­конец, в 1756 году он отправляется в Италию, чтобы завершить там свое художественное образование в качестве пенсио­нера Французской Академии в Риме. Ранние произведения художника, выполненные до его отъезда в Италию, отмечены влиянием рокайльного стиля Франсуа Буше (тематика, трактовка образов, манера письма) и классицистической живописи Карла Ванлоо. К числу самых значительных работ Фрагонара начала 1750-х относятся картины: «Психея показывает своим се­страм дары Амура» (1754, Лондон, Национальная гале­рея), «Христос омывает ноги ученикам», написанная по заказу братства Св. Причастия для капеллы в соборе в Грассе (1755, Грасс, собор), четыре декоративные компо­зиции на излюбленные Буше сюжеты - «Жнец», «Садов­ник», «Пастушка», «Сборщица винограда» (1754-1755, Детройт, Институт искусств), а также два пандана — «Юпитер и Каллисто» и «Кефал и Прокрида» (1755, Анжер, Музей изящных искусств). Во время пребывания в Италии Жан Оноре Фрагонар изучал античное искусство и творчество итальян­ских мастеров XVI-XVIII вв. (Рафаэль, Микеланджело, Веронезе, Тинторетто, Карраччи, П. да Кортона, Ф. Солимена, Дж. Б. Тьеполо). В конце 1758 Фрагонар познакомился с прослав­ленным в будущем пейзажистом Юбером Робером и в течение лета 1760 года вместе с ним и крупным коллекционером и ме­ценатом аббатом К. Р. де Сен-Ноном жил на знаменитой вилле кардинала д'Эсте в Тиволи, принадлежавшей в XVIII веке герцогу Моденскому. Здесь Жан Оноре Фрагонар выполнил целый ряд изумительных пейзажных рисунков сангиной с изоб­ражением вилл, террас, фонтанов и парковых аллей с пи­ниями и кипарисами (10 из них находятся в Муниципаль­ной библиотеке Безансона). В 1761 году Фрагонар и его друзья совершили путешествие в Неаполь и по Северной Италии (Болонья, Венеция, Генуя). Во время этого вояжа Фрагонар соз­дал множество рисунков сангиной и черным мелом, 71 из которых принадлежит Британскому музею в Лондоне. За­мечательный ансамбль рисунков Фрагонара от первого путешест­вия (в основном итальянским карандашом) хранится в Калифорнии (Пасадена, Художественный музей Нортона Саймона). Своеобразие творческой индивидуальности обозначилось уже в Италии. Именно здесь определи­лись главные темы его искусства («Выигранный поцелуй», написанный по заказу бальи де Бретёйля, - ок. 1759-1760, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; «Игра с лопаткой» -ок. 1760, Шамбери, Музей искусства и истории) и особен­ности живописной манеры, его знаменитое fa presto (рас­кованная свобода и стремительная динамика красочных мазков). По возвращении в Париж Жан Оноре Фрагонар был причислен к Королевской Академии, представив в качестве morceau d'agrement композицию на сюжет из «Описания Греции» Павсания - «Жрец Корез жертвует собой ради спасения Каллирои» (Париж, Лувр), вдохновленную оперой Детуша. Эта картина, выставленная в Салоне 1765 года, имела ог­ромный успех в академических и придворных кругах, вы­звала восхищение Д. Дидро и была приобретена для Людовика XV сюринтендантом Королевских строений маркизом де Мариньи. Людовик XV предоставил Фрагонару квар­тиру и мастерскую в Лувре, однако художник не написал требуемый для получения звания академика morceau de reception и в последующие годы работал исключительно для частных лиц. Престижному Grand style и многообеща­ющей стезе исторического живописца, сулившим почет­ные королевские заказы и традиционную академическую карьеру, Жан Оноре Фрагонар  предпочел genres mineurs и картины кабинет­ного формата, которые больше соответствовали его им­пульсивной натуре и независимому характеру. 1760-ми годами датируются два шедевра художника, созданные под впечат­лением представлений «лирической трагедии» Ж. Б. Люлли «Армида» (1686), состоявшихся в Пале-Руаяль: «Риналь­до в садах Армиды» и «Ринальдо в заколдованном лесу» (ок. 1763-1764, частное собр.). В 1767 году Фрагонар написал по заказу де Сен-Жюльена одну из своих самых знаменитых в буду­щем картин - «Качели» (Лондон, собр. Уоллес). В 1769 году Жан Оноре Фрагонар женился на художнице-любительнице родом из Грасса Марии Анне Жерар, от которой имел двух детей: сына Александра Эвариста, прозванного Фанфаном («дитят­ко»), и дочь Розалию. В конце 1760-х Фрагонар создавал в основ­ном так называемые figures de fantasie. В настоящее время их известно около 15 и многие из них идентифицированы: «Аббат де Сен-Нон» (1769, Париж, Лувр); «Дени Дидро» (1769, Париж, Лувр); «Франсуа Анри, герцог д'Аркур» (ок. 1770, частное собр.); «Ан Франсуа д'Аркур, герцог де Бёврон» (ок. 1770, Париж, Лувр). Эти портреты, выполненные в экспромтной манере a la prima, поражают виртуозной технической изощренностью и подчеркнутой эмоцио­нальностью образов. В конце 1770-х - начале 1780-х порт­реты Фрагонара становятся менее бравурными и эффектными. В них звучат лирические и элегические ноты, предвосхи­щающие портретные образы романтиков и К. Коро («Чи­тающая» - Нью-Йорк, частное собр., «Воспоминание» -Лондон, собр. Уоллес). В 1769-1770 гг. он участвовал совмес­тно с Франсуа Буше и Ж. Б. Ле Пренсом в декоративном оформле­нии отеля гравера Ж. Демарто в Париже (Париж, Музей Карнавале), в 1771-1772 гг. выполнил по заказу фаворитки Людовика XV графини Дю Барри четыре панно для укра­шения построенного архитектором К. Н. Леду нового па­вильона в Лувесьенском замке: «Сюрприз», «Преследова­ние», «Любовные письма» и «Коронация возлюбленного», олицетворяющие четыре, наиболее характерных этапа любви, через которые проходит каждая любовная пара (Нью-Йорк, собр. Фрик). Написанные в период формиро­вания неоклассицизма, эти панно дисгармонировали сво­ей колористической роскошью и рокайльной эротикой с элегантной строгостью архитектуры Леду и были подверг­нуты критике в едком памфлете «Диалоги о живописи», приписываемом Рену. Неудивительно, что графиня Дю Барри заменила композиции Фрагонара более благонравными и откровенно неоклассическими картинами Ж. М. Вьена, гораздо больше отвечавшими вкусам времени (Париж, Лувр; Шамбери, Префектура). Обескураженный неудачей, художник принял в конце 1773 года предложение финансиста и люби­теля искусств П. Ж. О. Бержере де Гранкура, родственника де Сен-Нона, отправиться в Италию. Из этого путешест­вия Жан Оноре Фрагонар привез много пейзажей, портретов и жанровых сцен, а также рисунки с произведений Тинторетто, кото­рые он копировал в Венеции в Фондако-деи-Тедески, Сан-Рокко, Санта-Мария-делла-Салюте и Мадонна-дель-Орто. Вернувшись в сентябре 1774 года на родину, Фрагонар создал целую серию картин в традициях галантных празднеств Ватто: «Игра в парке», «Качели», «Игра в жмурки» (все — Вашинг­тон, Национальная галерея), «Праздник в Сен-Клу» (Па­риж, Французский банк), «Праздник в Рамбуйе» (Лисса­бон, Музей К. Гюльбенкяна). В поздний период творчества он продолжал писать композиции фривольного характера с пикантным эротическим подтекстом («Фонтан любви» -1785, Лондон, собр. Уоллес; «Поцелуй украдкой» - конец 1780-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) и создавал сентиментальные сцены из семейной жизни («Александр Эварист в виде Пьеро» - ок. 1785-1788, Лон­дон, собр. Уоллес). В конце 1789 года, безутешный после смер­ти дочери (1788) и потрясенный Французской революци­ей, Фрагонар уехал в родной Грасс, взяв с собой отвергнутые Дю Барри картины, которые он разместил в доме своего кузе­на - маршана и франкмасона А. Мобера, дополнив их деся­тью другими панно (Нью-Йорк, собр. Фрик). Этот последний в творчестве Фрагонара декоративный ансамбль, который приоб­рел известность впоследствии под названием «Прогресс любви», ознаменовал эволюцию стиля от гедонистичес­кой чувственности рококо к эмоциональной экспрессии предромантизма. В настоящее время в центральном сало­не дома Мобера (ныне Музей Фрагонара) находятся точ­ные копии с картин Жана Оноре Фрагонара, выполненные лионским художни­ком О. де Ла Брели. Расположенные в их оригинальной аранжировке, эти композиции образуют единый, закон­ченный и логически цельный декоративный ансамбль, иллюстрирующий любовный роман в его динамике - от «Ожидания любви» до «Триумфа любви» (аллегория апо­феоза всепобеждающей любви, преодолевающей все пре­пятствия). По возвращении в Париж в 1792 году Фрагонар был назна­чен благодаря протекции Ж. Л. Давида, у которого учился его сын, одним из хранителей Лувра, превращенного в национальный музей, а в 1795 году стал его главным храните­лем. В 1797 году получил должность инспектора по учрежде­нию музея в Версальском дворце и занимал ее до 1800 года. Разнообразие и многоликость творчества Фрагонара обусловлены широким спектром влияний, которые он испытал (Буше, Ванлоо, Ватто, Рубенс, Рембрандт, Ф. Хале, Я. Рейсдаль, Д. Б. Кастильоне, голландские жанристы XVII в.). Жан Оноре Фрагонар мог быть лириком, трагиком, занимательным рассказчиком, тонким психологом. В его искусстве соединились гедонис­тическая чувственность Буше, сентиментальная патетика Грёза и реалистическая наблюдательность Шардена. Склонность к импровизации и темпераментная манера письма делают многие картины Фрагонара похожими на спон­танные экспромты. Экзальтированная динамика кисти художника достигает подчас пароксизма, и тогда стирает­ся граница между незаконченностью эскиза и завершен­ной композицией. Смелая обобщенность форм сочетает­ся в живописи Фрагонара с декоративной красочностью колорита, в котором преобладают золотистые, розовые, охристо-красные, белые и зеленые тона. Один из самых блестя­щих рисовальщиков своей эпохи, художник занимался иллюст­рированием книг. Он выполнил множество рисунков к «Басням» Лафонтена, «Дон Кихоту» Сервантеса и «Не­истовому Роланду» Ариосто, которые поражают богатст­вом воображения и свободой исполнения. Творчество Жан Оноре Фрагонар не оказало непосредственного влияния на художников следующего поколения. Единственными учениками Фрагонара были его сын Александр Эварист и свояченица (сестра жены) Маргарита Жерар, с которой он сотрудничал в ряде картин. 
   Произведения: «Воспитание Богоматери» (1748-1752, Сан-Франциско, Дворец Почетного легиона); «Игра в жмурки» (1748-1752, Толидо, Художественный музей); «Приготовление обеда (Счастливое семейство)» (ок. 1756-1760, Москва, ГМИИ); «Гроза» (1759, Париж, Лувр); «Выигранный поцелуй» (ок. 1760, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Маленький парк» (ок. 1760, Лондон, собр. Уоллес); «Прачки» (1761-1765, Амьен, Музей Пикардии); «Купальщицы» (1765-1772), «Похи­щение Амуром рубашки» (ок. 1767, оба — Париж, Лувр); «Новая модель» (1765-1772, Париж, Музей Жакмар-Андре); «Желанное мгновение» (1765-1772, частное собр.); «Пение» (1769, Париж, Лувр); «Портрет мужчины в испанском костюме («Дон Кихот»)» (1765-1772, Чикаго, частное собр.); «Портрет Сен-Нона в испан­ском костюме» (1765-1772, Барселона, Музей нового искусства); «Девушка с собачкой» (ок. 1770, Мюнхен, Старая пинакотека); «Любовная записка» (1773-1776, Нью-Йорк, Музей Метрополи­тен); «Шарлатаны» (1773-1776, Цюрих, частное собр.); «Малень­кая озорница» (1777-1779, частное собр.).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67